
16 мая 1867 года император Александр II, по приглашению французского императора Наполеона III, отправился со станции Александровская во Францию. 25 мая во время посещения Всемирной выставки в
Париже в Булонском лесу экипаж российского самодержца был обстрелян. Скрывавшийся за деревом поляк А. И. Березовский промахнулся: пуля, скользнув по карете императора, попала в лошадь
французского шталмейстера, люди при этом не пострадали. Царь не прервал свое путешествие.
А 18 июня императорский поезд прибыл на станцию Александровская. Несмотря на раннее время на перроне его встречало большое количество депутатов: офицеры от всех частей Санкт-Петербургского
гарнизона, министры и члены царствующего дома. Когда заиграл гимн «Боже, Царя храни!», многие опустились на колени. Стоявшие вокруг крестьяне бросали в воздух шапки.
Практически сразу по всей России начались сборы пожертвований на сооружение памятной часовни. Место выбрал и утвердил сам император. Архитектором часовни стал Александр Фомич Видов, служивший в то время помощником старшего дворцового архитектора.
Закладка часовни состоялась в сентябре 1868 года в присутствии цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III). Ее освящение состоялось на следующий год 25 мая в присутствии Александра II и членов императорской фамилии.

Находящаяся слева от здания вокзала часовня не выделялась своей высотой. Она была расположена на небольшом возвышении — квадратной площадке на цокольном фундаменте и окружена молодыми саженцами и чугунной решеткой. Пол террасы был выстлан лещадными плитами. На террасе часовню окружала решетка на пьедесталах из цемента. Крыльцо для входа на террасу было из пяти плитных ступеней с двумя цокольными тумбами.
Стены часовни были сложены из кирпича и оштукатурены. Белокаменное здание часовни было увенчано шатровым куполом и небольшой луковичной маковкой. Крыша была покрыта белым железом по черепице с бронзовыми окромками. Карниз часовни над входом был украшен бронзовой вызолоченной надписью: «Слава в вышних Богу».
В часовню вела железная дверь с орнаментом и бронзовым крестом. На двери — зеркальное стекло. Часовня не имела окон. Пол часовни был выстлан белым и серым мрамором.
Внутри в бронзовых позолоченных рамах находились три больших живописных образа, написанные на медных досках в серых вызолоченных рамах. Центральный образ — Вознесения Господня и два боковых — святого благоверного князя Александра Невского и святого равноапостольного князя Владимира. В часовне находился еще один образ Вознесения Господня, написанный на дереве и украшенный полудрагоценными камнями. Образ был украшен сребропозлащенной ризой.
На зимнее время часовня укрывалась серыми дощатыми щитами с дверью и запорами.
Вокруг часовни разбили садик, в котором были посажены деревья, кустарники и устроены дорожки. Садик был огорожен чугунной решеткой бронзового цвета с двумя двухсторонними калитками. Во дворе было отхожее место с дверью и выгребалом.
Несмотря на то, что часовня находилась на территории сначала Кузьминского, а затем Александровского прихода, она не была приписана к одной из церквей и находилась в ведении Царскосельского дворцового правления.
Доход часовни состоял из средств, опускаемых в специальную кружку, за которой следил сторож. Для него, по проекту
А. Ф. Видова, был выстроен караульный домик с оштукатуренными и окрашенными под кирпич стенами. Караулка имела полукруглые окна с цементными наличниками и предбоковыми тягами. В караулке
находилась русская изразцовая печь.
В определенное время казначей забирал кружку кассы и отвозил в полицейское правление. Там в присутствии свидетелей происходило вскрытие и подсчет денег.
В 1871 году территория часовни была расширена, на ней были пристроены службы, и она была обнесена забором.
После гибели Александра II в 1881 году за вокзальной часовней продолжали следить, но несколько образов — Спаса, Пресвятой Богородицы и Борогодицы, именуемой «Нечаянная радость», — передали на хоры и в алтарь дворцовой церкви Вознесения.
После 1917 года отношение к церковным объектам в обществе изменилось. По постановлению Отдела управления Троцкого уездного исполкома в 1923 году часовня была закрыта, а находившееся в ней имущество сдано «на хранение дорожным мастерам». Здание было приспособлено под складское помещение.
После войны сохранившееся во время боев на станции здание часовни использовалось как склад магазина, который размещался в бывшей сторожке.
Распространено мнение, что часовня была разобрана во время комсомольского субботника 10 января 1949 года. Но также существуют данные, что она была разрушена при реконструкции пассажирского здания в 1966 году.
На месте часовни сохранился цоколь. В 2011 году на нем был поставлен памятный знак в виде гранитного креста с воспроизведённой фотографией Николая II и надписью «Император Николай II.
Благодарная Россия».
К сожалению, сегодня на этом месте нет какого-то указателя о существовавшей здесь когда-то часовне и информации о том, в честь какого события она была установлена.
Подготовлено по материалам книги
Е. В. Абаровой «Архитекторы Царского Села. Александр Видов. Александр Кольб»
и статьи Андрея Барановского («Царскосельская газета», 21.03. 1995 г.)
Write a comment