Служение делу и служение людям

10 лет назад Татьяна Анатольевна КОСИЦЫНА стала главой Муниципального образования Поселок Александровская. За это время много воды утекло, многое удалось сделать в этом утопающем в зелени уютном поселке. А недавно Татьяна Анатольевна отметила свой юбилей. В общем, поводов для встречи было немало.

Татьяна Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о себе. Кем вы были до того,
как стали главой муниципального образования поселка Александровская?

— Я родилась в Павловске в 1955 году, и с двухлетнего возраста живу в Пушкине. Мои родители приехали сюда после войны, которую они прошли, и с 1947 года здесь поселились. Мама у меня была юристом, работала сначала в судебных органах, а потом в органах внутренних дел. Вышла на пенсию в звании полковника. Отец возглавлял Пушкинскую автоколонну на Новодеревенской улице. Поэтому с детства я слышала от родителей о городе Пушкине как о каком-то совершенно уникальном месте со своей необыкновенной историей, атмосферой, пушкинской поэзией, императорскими парками, уникальным центром города. И я это воспринимала как естественную среду обитания, в которой человек живет, вдыхает это все и впитывает в себя.

Таня Косицына, ученица 281-й школы. 1972 г.
Таня Косицына, ученица 281-й школы. 1972 г.

Я училась в пушкинской 411-й школе. В Пушкине закончила музыкальную школу. В школьные годы мы довольно часто бывали  в парке и во дворце. Начиная с первого класса, занималась спортом. Сначала — фигурным катанием в школе фигурного катания в Екатерининском дворце. А потом я перешла в спортивную школу и стала заниматься лыжами. И до 26-летнего возраста серьезно занималась беговыми лыжами, выступала на больших соревнованиях, например, в 1974 году в Свердловской области, на первенстве профсоюзов Советского Союза бегала женский марафон на 30 километров.

В старших классах я стала учиться в Ленинграде в школе с химическим уклоном, которая была при Технологическом институте. Моя школа очень много мне дала. У нас были очень интересные учителя по химии, математике и французскому. А классным руководителем был уникальный преподаватель литературы Михаил Илларионович Деменков — между прочим, один из ведущих ленинградских литературных критиков в то время. Это наряду с тем, что у нас было больше часов по химии и математике.

На первенстве Ленинграда во время открытия лыжного сезона. 5 декабря 1975 г.
На первенстве Ленинграда во время открытия лыжного сезона. 5 декабря 1975 г.

Но по окончании школы я поступила не в Технологический институт, а в Военмех. Шесть лет учебы в институте, и все эти шесть лет тренировалась в Кавголово, выступала за спортивное общество «Буревестник», «Зенит», «Динамо».

По окончании института я получила распределение в конструкторско-технологическое бюро в объединении «Кировский завод» и там проработала положенные три года. За это время вышла замуж, у нас родился сын. Спустя три года меня направили на работу в пушкинское РУВД и прямо в День советской милиции, 10 ноября 1981 года, представили руководителям кадровой системы. Я стала офицером МВД и продолжала служить до 2003 года, закончила службу в звании подполковника. Служила в разных отделах: дознания, исправительных работ, немного в участковой службе. В то время оперативники искали одного маньяка-насильника, который появился у нас в районе и находил свои жертвы в Пушкине и Павловске. И когда я пришла в органы, меня задействовали в оперативной работе — я должна была стать приманкой. Два месяца моя работа заключалась в том, что у доски объявлений на улице Коминтерна (теперь Оранжерейная) я якобы искала свой вариант обмена жилплощади. Вот таким было начало моей деятельности в органах внутренних дел. В конце концов, его поймали без моего участия, и я с этим маньяком не встретилась. Сейчас вспоминаю все это с ужасом. Если бы он на меня вышел и, предположим, мне пришлось бы идти с ним через парк, не знаю, как бы среагировали оперативники, которые постоянно отслеживали меня в машине и в толпе — но не знаю, как бы они следили за мной в гуще парка... 

С 92 года я возглавила паспортно-визовую службу Пушкинского района. За все эти годы я провела два обмена паспортов.

Но в 2006 году возникла тема застройки 10 гектар в центре Пушкина — опытно-семенной контрольной станции на Ленинградской улице, знаменитый исторический дендрарий, основанный еще в XVIII веке. Было объявлено, что в феврале 2017 года будут общественные слушания по застройке многоквартирными малоэтажными домами этого квартала. Я с детства слышала от отца, что это такое. Отец меня туда водил, мои дети там работали и в оранжереях, и на участке. Буквально все люди, которые знали эту станцию, были возмущены этим решением. Я активно окунулась в тему, и мне пришлось возглавить борьбу за сохранение станции. Вокруг меня стали собираться люди, которые не хотели этого решения, имели различные материалы. Это было движение за сохранение Вавиловского наследия, и оно продолжалось четыре года. В 2009 году мы вышли на губернатора и на председателя Госдумы Грызлова. А когда мне предложили пойти в муниципальные депутаты, чтобы более успешно решать задачи по сохранению нашего наследия, я согласилась. В марте 2009 года я была избрана депутатом Муниципального совета поселка Александровская.

Я стала заниматься всеми вопросами благоустройства, социальной и патриотической работой, возглавляла постоянную комиссию по административной практике и параллельно продолжала заниматься экспертизами по дендрарию. В конце концов, была сделана историко-культурная экспертиза, и этой территории был присвоен охранный статус. А в 2010 году депутаты избрали меня главой муниципального совета.

За окном кабинета Татьяны Анатольевны поселок, утопающий в зелени
За окном кабинета Татьяны Анатольевны поселок, утопающий в зелени

В чем особенность, специфика муниципального образования поселка Александровская? Что отличает ваш муниципалитет от других муниципальных образований Пушкинского района?

— Сегодня в поселке насчитывается порядка полутора тысяч домовладений. Но еще не закончено строительство, поселок продолжает строиться. У нас было очень много несделанных дорог, в отличие от других муниципальных образований Пушкинского района. В 1990-е годы в Александровской велось интенсивное строительство. То есть у нас в каком-то жилом массиве были направления, дома стоят, но дорога не имеет проекта, не отстроена, ни на одном балансе ни одного бюджета не числится. На них нет технических паспортов. Это была самая большая задача нашего муниципального совета. Мало того, у нас не было газификации. Вот такие задачи сразу свалились, и мы работали с разными уровнями власти, чтобы решить эти вопросы. В результате совместной работы с отделом районного хозяйства Администрации Пушкинского района к 2014 году мы закончили программу газификации поселка с бесплатной газификацией граждан льготных категорий.

С 2010 года вместе с «Водоканалом» мы постоянно занимаемся вопросами водоснабжения, прежде всего, пенсионеров и ветеранов по льготным программам. На сегодняшний день все, кто должны были иметь воду и хотели ее провести, обеспечены.

Были сделаны колонки, первоначально их было много. Потом по мере водоснабжения домов, какие-то колонки убирали, какие-то оставили. Это делается по согласию с людьми. Даже на Волхонском шоссе, на Институтской улице колонки остались, и «Водоканал» их содержит.

У нас раньше каждый год было по два–три пожара. В частном секторе это большая проблема: плохая вытяжка в трубах, электропроводка... Поэтому по всему поселку находятся пожарные точки. Теперь все зависит от самих домовладельцев. Если хочешь, подай заявку, оплати — к тебе приедут, поставят пожарную сигнализацию. Каждый год мы приглашаем пожарных на отчетное собрание. У нас по поселку стоит больше 70 гидрантов. У пожарных имеются схема этих гидрантов, они их устанавливают, содержат, проверяют.

У нас всегда был дотационный бюджет, потому что на территории поселка не было предприятий, а значит, не было доходов. Были только государственные учреждения — школа, детский сад, баня, библиотека, амбулатория. Здесь нет даже автозаправки или других коммерческих предприятий, которые платили бы налоги, а мы на эти деньги могли бы решать свои вопросы. Поэтому мы всегда находились в дотационном состоянии от бюджета Санкт-Петербурга. И только в последние три года мы достигли уровня, что можем уйти с бюджетных дотаций.
У нас увеличилось количество налоговых поступлений за счет того, что открываются магазины, например, «Стройудача», спортивный комплекс с теннисными кортами, автомойки самообслуживания. Эти маленькие поступления в совокупности дают нам возможность планировать бюджет.

Мы всегда довольно рачительно вели свой бюджет, сохраняя финансовую подушку для того, чтобы решать вопрос с дорогами. Но без правительства Санкт-Петербурга самим муниципалам этот вопрос не решить. Потому что это не наши полномочия. Строительство дороги и оформление технической документации относится к полномочиям органов государственной власти. Поэтому сначала соответствующие органы должны спланировать дорогу, построить ее, оформить техническую документацию, и только потом правительство решает, на каком бюджете будет эта дорога. Либо ее будет обслуживать комитет по благоустройству вместе с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, либо постановлением правительства готовую дорогу передадут на ремонт и содержание органам местного самоуправления. Поэтому мы всегда старались сэкономить эту часть бюджета, чтобы в случае передачи дорог смогли их содержать.

Поселок нужно убирать. Раньше у нас было 15 контейнерных площадок. Сбор денег за вывоз мусора шел по квитанциям, но он не покрывал затрат бюджета поселка. То есть мы платили в два раза больше, чем люди оплачивали. В 2011 году в соответствии с Жилищным кодексом РФ вышло требование перевести частный сектор на персональные договоры о вывозе мусора. То есть оплачивать вывоз мусора с контейнерных площадок из местного бюджета мы уже не имели право. В частном секторе каждый домовладелец — сам себе жилищная контора, он сам руководит своим хозяйством. То есть он должен заключить договор с какой-либо организацией, вывозящей мусор. Мы вынуждены были ликвидировать свои контейнерные площадки. Предоставили помещение представителю «Автодора», чтобы люди могли прийти, здесь заключить договор, заплатить в Сбербанке, после чего получить маркированные пакеты. И два раза в неделю по понедельникам и четверга с 8 до 20 часов от каждого дома забирается мусор. Мы просто работали с людьми. Это была очень длительная и нудная работа. И, в конце концов, мы сумели сохранить наш бюджет, чтобы не тратить его на это.

Много лет мы боролись с несанкционированными свалками, даже ставили камеры. У вокзала была такая свалка, на 5-й линии возникла свалка шин... Причем это был не наш мусор — видимо, с какого-то шиномонтажа привезли. А это отходы специфические — они вывозятся только определенными организациями в определенные места. Надо было найти такую организацию, свалку убрать… А виновных не найти. Сейчас порядка 95 процентов населения поселка имеют индивидуальные договора на вывоз мусора. Система уже устоялась, у нас нет несанкционированных свалок, и нет такого, чтобы где-то валялись кучи мусора.

Теперь о благоустройстве — это цветники, скамейки, малые архитектурные формы, окашивание травы. Помимо этого мы ставили задачи переоборудования и расширения детских и спортивных площадок. Причем надо вовремя все делать, иначе мы можем потерять какие-то пространства общего пользования. Пока были эти кусочки, мы старались быстро с правительством решить этот вопрос, получить технические задания и сделать площадки. Сейчас у нас восемь детских площадок и шесть спортивных разных размеров на разных улицах. В 2017 году нам удалось отстоять большой участок земли в 52-м массиве — от 5-й линии до Краснокутской улицы, и мы построили там большой детско-спортивный комплекс.

Очень важный момент, что проект планировки поселка обсуждается в КГА, он должен быть утвержден в органах государственной власти. Потому что муниципалы на земле могут решать вопросы только тогда, когда утвержден проект планировки территории. Это связано с сетями, с названиями улиц и вообще со всеми вопросами. А у нас нет проекта — он не утвержден с 2006 года. 14-й год работает КГА над утверждением проекта планировки. Сейчас очень активно идет межевание 52-го массива. Там планируется школа, детский сад, амбулатория, отделение полиции и участки под ИЖС. Но все это находится в НИЦ Генплана по заданию КГА. И мы никак не дождемся, когда же они нам объявят публичные слушания по проекту планировки поселка. Теперь это связано с Генеральным планом Санкт-Петербурга, с этой дорогой, трассировкой, которую как дополнение изменений в план обсуждают профильные комиссии.

Все это разные направления бюджета, все решают депутаты на своих заседаниях — какие приоритеты на текущий год, что на следующий год является главной задачей... И так каждый год. У нас есть ближайшая программа и отдаленная стратегия, и мы распределяем по направлениям бюджет, который значительно вырос по сравнению с 2009 годом.

На празднике Масленицы у Александровского Дома культуры с внуком Львом. 2016 г.
На празднике Масленицы у Александровского Дома культуры с внуком Львом. 2016 г.

Сколько депутатов в вашем муниципальном совете? Все они являются жителями поселка?

— У нас в совете десять депутатов, из их состава избирается глава Муниципального образования. У нас получается 50 процентов — жители поселка, а другие пятьдесят — те, кто большую часть времени проводят в Александровской: это директор школы, директор Дома культуры и так далее… Я сама жительница Пушкина. Моя любимая и больная тема на протяжении всей жизни — это сохранение нашего наследия, сохранения уникальности нашего района. Потому что это не тот район, где можно строить спальные кварталы размером с города. Пушкинский район — особый, как, например, Петродворец. Он не должен стать рядовым спальным районом.   

Теперь перейдем к болезненной теме прокладки транзитной дороги через поселок Александровская. Что вы думаете по этому поводу, и что муниципальный совет может предпринять, чтобы противопоставить свои действия этому варварскому решению?

— Начнем с того, что информация об этом у нас очень скупая. И в региональном законодательстве и в федеральном, нигде не прописана обязанность органов государственной власти в градостроительной деятельности согласовывать свои проекты с органами местного самоуправления. Отсюда и все проблемы. Поскольку нет необходимости такого согласования, мы получаем очень скупую информацию, как будет развиваться город в целом, отдельные районы и даже маленькие поселки внутри этих районов. Поэтому мы узнаем о градостроительных решениях, как получится.

А получилось так, что в конце 2013 года мы решали вопрос выделения нам участка в 52-м массиве, на большой территории между двумя улицами, и строительства там детского спортивного комплекса. Вместе с главой местной администрации и некоторыми депутатами мы постоянно бывали в Комитете по градостроительству и архитектуре и в НИПЦ Генплана и занимались изучением проекта планировки. И какие-то планы улично-дорожной сети просто поразили нас: расширение Кузьминского и Волхонского шоссе, Соболевской улицы, виадуки через железную дорогу, соединение Ленинградского шоссе с улицей Редкое Кузьмино. И все это было связано с расширениями трассы и изъятием участков и домовладений. Уже начались разговоры о городе-спутнике Южный, но мне говорили в администрации района: «Да еще никто ничего не знает, а вы уже про город-спутник Южный беспокоитесь». Потом все решения были приняты Законодательным собранием, они вошли в генеральный план, и началась работа комитетов по осуществлению строительства нового большого города. Соответственно встала задача транспортной обеспеченности, соединения Южного с центром Пушкина, с коммуникациями района и выезда в Санкт-Петербург.

Но мы не сидели сложа руки. Конечно, у нас была создана инициативная группа. Получив материалы о развитии улично-дорожной сети поселка, мы приняли муниципальное решение об обращении к губернатору Г. С. Полтавченко о том, что мы категорически не согласны с проектными решениями КГА и предлагаем пойти по пути проектирования окружной магистрали за пределами поселка Александровская, городов Пушкина и Павловска и выведения всех транзитных транспортных потоков на окружную магистраль. Это было в апреле 2016 года. Аналогичные решения были приняты муниципалитетами Пушкина и Павловска и направлены Полтавченко. После этого НИПЦ Генплана получил от КГА задание проработать окружные варианты. В 2017 году я интересовалась в этом центре судьбой проектирования окружных дорог, и мне ответили, что подготовлено даже несколько вариантов, которые отправлены на согласование. Но уже в этом году мы узнали, что комитет по развитию транспортной инфраструктуры, оказывается, в январе 2018 года не признал вариант окружной дороги. А варианты, которые предлагались раньше в Генплане и в которых были отводные участки вдоль железной дороги через Александровскую, по-прежнему рассматриваются. И почему-то рассматриваются только эти варианты магистрали, дробящие поселок на мелкие части.

В июне этого года мы с жителями поселка узнали о протоколе заседания комиссии, которое прошло во время карантина и на котором приняли новую трассировку дороги — фактически просто перенесли трассу с одной сторону железной дороги на другую.

Сейчас мы запросили протокол этого заседания, ждем документацию и экономическое обоснование, чтобы знать первичные данные, — нам же их не предоставляют. И тогда будем предлагать правительству Санкт-Петербурга другие варианты решения этой проблемы.

У нас в Пушкинском районе нет соединения между Пушкиным и Павловском. Эта задача стояла еще в 1970-х годах в старом генеральном плане.

И все-таки на что сейчас надежда, чтобы решение было изменено?.. Только на общественные слушания?

— И на общественные слушания. И на то, что мы с инициативной группой все-таки добьемся, что вариант окружных дорог, а может быть и не один, должен рассматриваться на публичных слушаниях, а не только три варианта скоростной трассы через Александровскую. Мы будем добиваться, чтобы руководство города все-таки обратило серьезное внимание на эту проблему. Это проблема градостроительной стратегии. Бесконечное увеличение жилищного строительства, спальных районов неправомерно. Надо понимать, где это можно делать, а где в исторической перспективе принесет больше вреда, чем пользы

В 2021 году должен быть принят Генеральный план развития Санкт-Петербурга, сейчас идет активная работа комиссий. Поэтому именно сейчас наступает переломный момент в истории развития поселка, когда очень важно, чтобы нас услышали.

Я не представляю, как это может быть, как такая трасса может прижиться с нашим зеленым, тихим историческим поселением, которое представляет одно целое с Александровским и Баболовским парками. Я коренной житель нашего района. Для меня и Александровская, и Тярлево, и Павловск, и Пушкин имеют совершенно равнозначную уникальную ценность. Это туристическая мекка, это наше историческое наследие, непосредственно связанное с историей царской России — целый пласт истории, который мы можем потерять.

Я вижу Пушкинский район, и в частности поселок Александровская, который примыкает вплотную к паркам, как точку экономического роста для Санкт-Петербурга. Мне думается, что сюда нужно привлечь и бизнес, и городской бюджет, чтобы создать эту точку туристического центра. Но этого не будет, если будут приняты такие грубые, непродуманные градостроительные решения. 

Беседовал и записал Сергей ЩАВИНСКИЙ

Write a comment

Comments: 0