Поселок Александровская в зеркале истории

Исторические вехи

В 1722 году на реке Кузьминка построили плотину и устроили пруд необычной формы, который использовали в качестве живорыбного садка.

Даты первого упоминания совпадают с периодом крупного строительства вокруг Царского Села. В 1777 году было основано село Павловское (современный Павловск), в том же году был создан план деревни Александровки. Название происходило от наименования Александровского парка, к которому примыкало поселение.

Еще раньше, в начале XVIII века от Царскосельской мызы была проложена дорога через Зверинец к Пулковской мызе («на горе»), впоследствии преобразованная в Старо-Гатчинское шоссе. Вдоль этой дороги и шло формирование Александровки. После 1765 года стало складываться Старо-Красносельское (Реколовское) шоссе, а в 1776 году был проложен взамен Виттоловского Таицкий водовод.

Деревня Редкое Кузмино (Редко-Кузьмино) лежала в 4 верстах на севере-западе от Царского Села на Старо-Гатчинской (Ново-Пулковской) дороге. Была образована в 1766 году погорельцами двух старых слобод: Пулковой и Кузминой. Дома в Редком Кузмино были выстроены по указанию Екатерины II с промежутками в 50 сажень — отсюда и название деревни. В 1817 году деревня была полностью перестроена.

Александровская слобода была основана в 1795 году, когда пожаром была уничтожена Кузьминская слобода — поселение крестьян, свободных от крепостной зависимости. 17 семей погорельцев, объединившись в единую артель, получили право на землю и стали обустраиваться северо-западнее Царского Села, в 2,5 верстах по Старо-Гатчинской дороге. Дома были построены в два ряда с промежутками в 6 сажень за казенный счет. При основании слободы были проложены дороги, соединяющие прежнюю Кузьминскую слободу и деревню Соболево (ныне Кузьминское и Соболевское шоссе). Граница Александровки проходила по левому берегу реки Кузьминки, следуя ее изгибам.

В середине XIX века деревня имела 519 десятин земли, и в 1856 году насчитывала 40 дворов с населением 375 человек.

Таким образом, оба поселения (как и третье — Верхнее Кузмино) развивались вдоль Старо-Гатчинской дороги.

В 1820-х годах на участке Баболовской лесной дачи были проложены дороги — от Красносельских ворот до Баболовского дворца и Новобаболовская. На Столбовой дороге в 1846 году были поставлены Александровские ворота, перенесенные сюда от Ламского павильона.

В 1845–48 гг. через Александровку была проложена шоссейная дорога от царскосельских парков до Петергофа — современное Волхонское шоссе. Однако заселение новой улицы началось не сразу после ее строительства. Долгое время Волхонское шоссе было императорской и военной дорогой.

Во второй половине XIX века Александровка слилась с Редким Кузмином в единое поселение, разделенное Варшавской железной дорогой.

Станция Александровская

В 1852 году на средства казны началось строительство Варшавской железной дороги от Петербурга до Варшавы. 31 октября 1853 года открылось движение поездов на участке Санкт-Петербург – Гатчина. Станция 3-го класса была первой на пути следования поезда, сначала называлась «Царское Село» (или «Царскосельская») и размещалась на другом месте — северо-восточнее Волхонского шоссе, а после проектирования Царской ветки в 1895 году была перенесена на нынешнее место. К 1856 году на станции были возведены деревянные постройки вокзала и служебных зданий. К пассажирскому зданию со стороны Волхонского шоссе была подведена «шоссейная» дорога и устроена площадь. Одновременно к станции было проведено ответвление от Таицкого водопровода. Таким образом, станция стала полноценно функционировать.

5 декабря 1857 года было открыто движение до Луги, а в Александровке была официально открыта железнодорожная станция. Именно станцию в Александровке стал активно использовать для своих поездок император Александр II. Камер-фурьерские журналы фиксируют его отправления отсюда в Псков, Динабург и на охоту.

Тем не менее, в постоянную эксплуатацию дорога была введена только в декабре 1862 года, когда в Александровке было построено здание железнодорожной станции по типовому проекту и станции был присвоен в 4-й класс. Одновременно рядом с пассажирским вокзалом появились служебные постройки и здание багажного отделения. Станцией продолжала пользоваться императорская семья, через нее в Царское Село прибывали и официальные делегации.

В 1879 году (по другим сведениям — в 1892-м) станцию переименовывают в Александровскую.

6 ноября 1888 года на станции Александровская состоялась торжественная встреча императора Александра III и членов его семьи, которые возвращались в Царское Село после крушения императорского поезда в местечке Борки Харьковской губернии. Встречая императора, представители Царскосельского земства преподнесли ему хлеб-соль, поданные на серебряном вызолоченном блюде.

В 1895 году кардинально меняется значение станции — она становится узловой для движения императорских поездов. В 1895–1896 годах от станции Александровская до Царского павильона, построенного недалеко от Фермского парка, была проложена первая ветвь Императорского пути. Теперь императорские поезда из Царского Села через станцию Александровская направлялись на юг; в случае же поездки в Санкт-Петербург (до строительства второй ветви) состав на станции менял направление.

В 1910 году суточный пассажирооборот станции Александровская составлял 2700 человек летом и 1270 зимой (для сравнения в Гатчине 4380 и 3090 человек соответственно). В зимний период она была второй по загруженности станции всей линии Санкт-Петербург – Луга.

После начала Первой мировой войны на станции действовал «вспомогательный узел» по распределению военно-санитарных поездов в госпитали Петрограда и Царского Села. Через станцию регулярно направлялся в Ставку император Николай II.

Утром 1 августа 1917 года с этой станции отправился поезд с императорской семьей в ссылку в Тобольск.

В январе 1944 года во время боев за взятие Пушкина здания станции, которая больше суток находилась непосредственно на линии фронта, были значительно повреждены, но в целом сохранились.

В 1966 году, одновременно с электрификацией железной дороги, здание было отреставрировано, а в его средней части был сделан сквозной проход на платформу. При этом общий вид станционных сооружений сохранился.

В начале XX века

С открытия железнодорожной станции начинает постепенно преобразовываться поселок. Основные «общественные» учреждения стали строиться поблизости с железной дорогой. В Александровке стали застраиваться районы «Новые места» и «Волхонка за переездом», а также «Волхонка до переезда» в районе станции.

Если Александровка — Редкое Кузмино застраивались линейно, вдоль шоссе, то с развитием поселения появились поперечные улицы, расположенные перпендикулярно к обоим шоссе (до переезда) и под углом к Волхонскому шоссе (за переездом), которое стало формирующей осью поселения с начала XX века от Старо-Гатчинской дороги. Эта связанность делала новую Александровку похожей на сплошной посад. 

План деревни Александровки. 1913 г.
План деревни Александровки. 1913 г.

Поселение делилось на восемь кварталов: Александровка с Клином и Назаровской дорогой, Редкое Кузмино, Верхнее Кузмино (или Горки), Волхонка до переезда,  Волхонка за переездом, Новые места и выселок на Редко-Кузминском поле. Все эти кварталы были тесно связаны между собою путями сообщения и представляли как бы единое целое (исключая Горки).

Согласно Строительному уставу 1903 года, ширина улиц в поселках должна была равняться 10 саженям, переулков — 6 саженям, а крайнее строение поселка при железнодорожной станции должно было быть не ближе 50 саженей от полосы отчуждения.

Расположенная на 21 версте от Петербурга, в 5 верстах от Пулково, Александровка представляла собой здоровую дачную местность с известковой таицкой водой, выход которой находился неподалеку, в Баболовском парке. В летнее время население Александровки возрастало на 1000–1500 человек.

С  1875 года в Александровке действовало Владимиро-Александровское народное училище с тремя отделениями, с 1909 года — земская школа с двумя отделениями.

Примерно с 1900 года в Александровке был свой театр, а в 1907 году здесь был торжественно открыт Новый театр. Особым успехом у зрителей пользовались выступления ансамбля русских народных инструментов под руководством дирижера Александрова.

В 1905 году при станции Александровская было открыто почтовое отделение, преобразованное в 1910 году в почтово-телеграфное.

Гордостью Александровки считалась местная добровольная пожарная дружина, организованная в августе 1906 года. Ежегодно 8 сентября, в церковный праздник Рождества пресвятой Богородицы, дружина отмечала свой праздник.

Площадь перед станцией не раз становилась местом старта, промежуточной остановки или финиша популярных автомобильных или мотоциклетных гонок по Волхонскому шоссе, которые устраивало Санкт-Петербургское автомобильное общество. 

В 1910 году состоялся первый матч футболистов из Александровского кружка любителей спорта с командой из Тярлево.

В 1914 году начались работы по освещению Волхонского шоссе от станции до парка электрическими фонарями. Были отремонтированы дорожки, построены новые общественные колодцы.

В 1916 году на станции действовала сберкасса, канцелярия начальника милиции, аптека, Александровское общество потребления «Единения».

Историческое значение

Современная планировочная структура поселка Александровская сложилась в результате его двухсотлетних преобразований и срастания двух деревень — Редкого Кузьмино и Александровки, а также железнодорожного поселка при станции и застройки Волхонского шоссе.

Если Соболевская и Кузминская дороги были «грязны и неудобны», то главные шоссированные поддерживались в приличном состоянии: окапывались, чинились, обсаживались деревьями.

Еще в начале XX века Александровку окружала заселенная болотистая земля, несмотря на довольно высокие отметки местности, — это вынудило и железную дорогу прокладывать на насыпях. В 1875 году был составлен проект осушения Пулковских, Шушарских, Ириновских болот. Общее пространство окрестных болот составляло 100 500 десятин.

В послевоенное время поселок стал заново застраиваться с сохранением планировки, ориентирующейся на две исторические трассы — Волхонское и Ленинградское шоссе. Общественная зона размещалась вокруг Волхонского шоссе. Здесь были выстроены школа, детский сад, дом культуры.

В апреле 1959 года Александровка и Редкое Кузьмино были объединены с образованием рабочего поселка Александровская.

В настоящее время в границах поселка вдоль железнодорожной линии с южной стороны расположены все основные места, имеющие историческое и мемориальное значение.

Территория вокруг пересечения Ленинградского шоссе с железнодорожными путями (район Клин) имеет сакральное значение, как почитаемое в течение почти двух веков среди жителей место явления Казанской иконы Божией Матери. На этом месте теперь установлен памятный крест.

Исторический интерес представляет Привокзальная площадь, ограниченная станционными зданиями и прудом, устроенным на месте системы водоснабжения станции. Эта территория требует мемориализации и, прежде всего, необходимо восстановить часовню в память о спасении императора Александра II во время покушения в 1867 году.

 Также представляют исторический интерес сохранившиеся оборонительные сооружения немецкой армии и мостовые переходы бывшей железнодорожной ветви Императорского пути.

Таким образом, сегодня поселок Александровская имеет общественную зону (в средней части поселка), куда входит здание Муниципального образования поселка, Дом культуры, школа, детский сад, и историко-мемориальную зону, расположенную вдоль южной границы железной дороги. 

Общественная и мемориальная зоны поселка Алексагдровская
Общественная и мемориальная зоны поселка Алексагдровская

Основные этапы формирования поселения

— Конец XVIII в. — время первой линейной застройки вдоль Ново-Петергофской дороги («на горы») от Баболовских высот;

— 1840-е гг. — прокладка Волхонского шоссе и упорядочение сложившейся застройки с проведением гидротехнических работ и обсадкой шоссе;

— 1850-е гг. — строительство Варшавской железной дороги с засыпкой болот, изменением ландшафта и строительством станционной службы и жилых строений при них;

— 1890-е гг. — строительство Царской ветки железной дороги на искусственном рельефе и постепенная застройка Волхонки, перенос вокзала;

— 1904 г. — строительство храма Казанской иконы Божией матери (арх. Д. В. Николя);

— Первая половина XX в. — постепенное увеличение поселка, срастание составляющих его восьми кварталов.

— 1941–1944 гг. — разрушения застройки, деревня Редкое Кузмино была разрушена.

— Послевоенное восстановление и массовая застройка 1950–60-х гг. в границах старого поселка.

— 1980–90-е гг. — интенсивная застройка окружающих территорий и рост поселка, коттеджное строительство на свободных участках и вдоль дорог.

Составлено по исторической справке Т. Ф. Эверлинг и исторической литературе

Write a comment

Comments: 0