Когда проектируют по головам, жители поднимают голову…

 Жители поселка Александровская возмущены повторным предложением Научно-исследовательского и проектного центра (НИПЦ) Генерального плана Санкт-Петербурга по прокладке транзитной магистрали к городу-спутнику Южный через их историческое поселение. Приводим мнения жителей
о ситуации и о том, как им приходится защищать свое право на жилье. 

Когда началось противостояние жителей посёлка с Правитель-ством Санкт-Петербурга?

Виктор Иванович Афанасенко:

— История этого вопроса корнями уходит в 2011 год, когда Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко 7 апреля постановлением № 438 утвердила стратегический инвестиционный проект города-спутника Южный, который должен быть возведен на землях бывшего Государственного племенного завода «Лесное». В советское время это было вполне успешное предприятие, которое не имело проблем. Соглашением о стратегическом партнерстве № 24-С от 23.07.2012 г.
между Правительством Санкт-Петербурга и частной компанией город (бюджет, соответственно) принял на себя все обязательства по строительству инженерной (дороги, сети) и социальной (школы, детские сады) инфраструктур.

Жители поселка Александровская постоянно говорили о необходимости согласования проекта планировки территории (ППТ) поселка в существующих границах, с проектированием дополнительной зоны отдыха и учетом охранных ограничений КГИОП, что не позволило бы сделать поселок транспортной развязкой.

Еще в 1994 году по заданию Администрации Пушкинского района институтом «ЛенНИИП градостроительства» был разработан проект «Схема планировки и застройки пос. Александровская». Этот проект был утвержден распоряжением № 57 Главы Администрации поселка Александровская от 01.12.1994 г.
в соответствии с действовавшим на момент выхода распоряжения п. 10 ст. 93 Закона РФ. № 1550-1 от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РФ». Территории вдоль железной дороги и реки Кузьминки предназначались для организации парковых зон.

Однако сложилось впечатление, что Правительство Санкт-Петербурга с начала проектирования транспортной инфраструктуры Южного стало умышленно тормозить согласование проекта планировки поселка, поддерживая интересы собственников близлежащих земельных участков, также бывших сельскохозяйственных угодий, согласовав им ППТ. Сегодня на этих пустующих землях уже спроектированы большие жилые комплексы.

Чиновники говорят о невозможности и экономической нецелесообразности строительства объездной дороги вокруг поселка Александровская. Что вы думаете об этом?

Борис Викторович Агафонов:

— К сожалению, чиновники только говорят… Мы просим предоставить нам экономические расчеты, обоснования, всю документацию, за которую бюджет города оплачивает работу НИПЦ Генплана, а также профильных Комитетов и подконтрольных им структур в течение пяти лет.

22 июля 2020 года в Администрации Пушкинского района было проведено совещание с участием всех ответственных лиц и группы жителей поселка. Мы в письменном виде вручили наши вопросы и просьбу передать все расчеты, аргументирующие их позицию.
В этой связи речь идет не только о профессиональной пригодности, но и о наличии нравственных ценностей у людей на государственной службе. Ведь понимание того, что ты служишь народу, получаешь зарплату за умение соблюдать баланс интересов инвесторов, желающих капитализировать свои вложения, и жителей, чьи права и условия жизни не должны ухудшаться, является главным для государственного человека.

Пока вся деятельность этих «слуг народа» привела к тому, что весь поселок объединился, был вынужден собрать группу экспертов, состоящую из архитекторов, историков, кадастровых инженеров, экономистов, юристов для изучения данного вопроса во всем многообразии… Поселок Александровская — это 1600 домов плюс 752 дома в Рехколовском и Волхонском поселениях. В каждом доме проживает не одно поколение жителей. Этот вызов познакомил и подружил нас всех, я думаю, он станет началом для решения и других проблем поселка.

Сегодня в Пушкинском районе множество нерешенных проблем, и создавать новые — значит умышленно раскачивать ситуацию, в том числе и политическую. Ведь если чиновники не хотят слышать людей, вопрос — для чего они находятся во власти, не пора ли им переходить на работу в коммерческие структуры, чьи интересы они так лоббируют.

Считаете ли вы свой поселок историческим поселением?

Татьяна Михайловна Камардина:

— Мой отец, Михаил Михайлович Чистяков в 1941 году добровольцем ушел на войну из Пушкина. Хорошо зная свой город и район, он посоветовал нам приобрести участок в поселке Александровская. Здесь каждая пядь земли благодатная и полна священной истории: в 1826 году здесь произошло явление Казанской иконы Божией Матери, с этой станции железной дороги уезжал император со своей семьей в ссылку, здесь памятники подвигам наших воинов и могила неизвестного соладата.

Началом появления деревни Александровская считается 1722 г.
Именно тогда на реке Кузьминка устроили пруд необычной формы, построив плотину и используя его в качестве живорыбного садка.
В 1777 году появился план деревни. Начало строительства Александровского дворца в 1792 года, которое длилось четыре года, придало импульс развития деревни для сельчан, где на расстоянии шести сажен в два ряда строились дома.

В 1845–1848 годах от Александровского парка до Петергофа была проложена «императорская» и военная дорога — Волхонское шоссе. 27 апреля 1826 года здесь произошло явление Казанской иконы Божьей Матери, где и была воздвигнута церковь, восстановленная уже в наше время, а на месте явления иконы возвышается крест.

15 февраля 1851 года был подписан Указ Николая I о проведении изысканий для постройки железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой, и уже 23 ноября  — указ о ее строительстве. Прокладка была начата в 1852 году. 31 октября 1853 года по этой дороге открылось движение. Именно станцию Александровскую использовал для своих поездок Александр II, с нее в свой последний путь в Тобольск отправилась семья последнего российского императора.

В исторических архивах сохранились планы деревни на 1840, 1867, 1913 годы. У нашего поселка истории на целую диссертацию, причем, докторскую…

Как вы считаете, насколько обоснованно в 2017 году был снят охранный статус со станции Александровская?

Нина Викторовна Шевченко

— По вопросу охранного статуса комплекса зданий станции Александровская ни у кого нет ответа… Мы знаем подписантов этого документа, это были, вроде, принципиальные люди, искренне защищавшие культурное и духовное наследие России…

Но статус данного заключения нам не понятен, должно было быть выпущено либо Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга об отказе во включении выявленного объекта — комплекса зданий в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо — проведение историко-культурной экспертизы и включение в реестр. Мы обратились в Министерство культуры, чтобы была проведена экспертиза всего поселения. У жителей есть документы начала прошлого века на земельные участки еще с царскими печатями, причем, это как раз те участки, которые собираются сносить, чтобы проложить дорогу. Есть большой объем фотоматериалов, графических, исторических документов, которые лягут в основу этой экспертизы и помогут остановить направление градостроительства, которое вообще не рассматривает буферные зоны, примыкающие к границам Пушкина – Царского Села. Такие поселения, как Александровская, Тярлево, Новая Деревня, служат буфером между Царским Селом и большими спальными районами, территории которых раньше занимали совхозы, а теперь это уже мини-города.

Проектируемая трасса находится в двух километрах от Киевского шоссе, которое в 2017 году прошло полную реконструкцию. Нам кажется, что транспортные потребности развивающихся территорий должны были быть учтены при этой реконструкции, ведь проекты планировки уже были согласованы.

Могут ли общественные слушания в сентябре радикально изменить ситуацию?

Татьяна Олеговна Волох:

— Изучив протоколы предыдущих общественных слушаний от 27.06.2018 г. у нас складывается печальное впечатление. Тогда все жители выступили единодушно за вынос трассы за пределы поселка, все замечания были поданы юридически грамотно, но 13.08.2018 г. появилось Поручение № 01-10-14178/18-0-0 «по вопросу необходимости учета магистрали городского значения вдоль ж. д. линии Балтийского направления». И уже 17.10.2018 г. № 01-44-2109/18 Центр транспортного планирования докладывает КГА и КРТИ о своей работе в соответствии с данным поручением. То есть мы видим откровенное пренебрежение мнением жителей, выраженным на общественных слушаниях. Непонятно, что они хотят решить проведением повторных слушаний, к тому же дистанционно, — еще раз получить бюджетные деньги на корректировку проекта или сфальсифицировать мнение жителей и утвердить магистраль в Генплане.

Что вы сейчас делаете и как собираетесь отстаивать свои права?

Эльвира Владимировна Никифорова:

— Сейчас мы ждем запрошенную на совещании документацию для дополнительного анализа. Инициативная группа сделала реальные расчеты предложенных городом вариантов, при этом подготовила три своих варианта объезда, с указанием охранных  и санитарных зон. Также все жители заказали рыночную оценку участков и домовладений и в случае принятия трассировки через поселок будут подавать коллективный иск к Правительству Санкт-Петербурга о компенсации рыночной стоимости, которая автоматически снизится. Такой опыт был в Москве в Ново-Переделкино, где решили пройти по участкам ИЖС, в результате трассу сделали в обход. Так что мы верим, что изменить ситуацию в наших силах.

 

 

О городе-спутнике Южный

Инвестором по строительству Южного выступает компания «Старт девелопмент», которая, по данным сайта www.kartoteka.ru, контролируется офшором «Терикс ассошиэйтс холдинг лимитед» (зарегистрирован на Британских Виргинских островах).

Сколько людей будет проживать в Южном — вопрос неоднозначный. По данным «Старт Девелопмент», будет построено 4300 тыс. кв. м жилой площади. По нормам «благоприятного» заселения «Старт Девелопмент» официально называет численность Южного в 134 тыс. человек. Это цифра рассчитана при условии, что на одного жителя приходится
32 кв. м (4300/134) жилой площади. То есть семья из трех человек при таком раскладе должна проживать в квартире 100 кв. м.

По официальным данным Росстата, в Петербурге на одного жителя приходится в среднем 24 кв. м жилой площади. При такой цифре численность Южного можно оценивать по формуле 4300/24 — это почти 180 тыс.
человек. А учитывая, что в Южном планируют жилье эконом-класса и, скорее всего, на одного жителя будет меньше 24 кв. м, реальную численность планируемого Южного можно оценивать как превышающую
200 тыс. человек. Столько проживает сейчас во всем Пушкинском районе.

Площадь Пушкинского района — 24 тыс. га, а Южный, с тем же населением, должен быть построен на участке в 2 тыс. га. Для сравнения, в Великом Новгороде число жителей 220 тыс. человек, площадь города 9 тыс. га. В Пскове — 210 тыс. человек на площади 9,5 тыс. га. В этих городах плотность населения около 2 тыс. человек на кв. км.
В Москве эта цифра достигает 5 тыс. человек на кв. км.

Write a comment

Comments: 0