Недетские амбиции детского кино

Как можно снимать полнометражные фильмы, учась в школе? Да такие,

в которых играют настоящие актеры… «Городской калейдоскоп» выяснил,

как руководитель киностудии «Имаджинариум» в лицее № 408 Любовь ДЗИСЬ помогает юным режиссерам и операторам создавать свои миры.

 

Творческий путь Любови Дзись начался в Беларуси, где девушка училась на филолога, параллельно работая репортером на минском телеканале СТВ («Столичное телевидение»). Любовь готовила для новостей долгоиграющие сюжеты — креативные зарисовки про город; участвовала в создании детской развлекательной программы «Пятью пять». Повышала квалификацию на курсах в Польской школе документалистики и стажировалась в Варшаве, развивая операторские навыки. После переезда в Петербург поступила в Высшую школу режиссеров и сценаристов на режиссера и обзавелась единомышленниками, с которыми прошла в четвертьфинал фестиваля молодого кино «Новый урожай».

К профессии Любовь относится серьезно и не жалеет времени и сил на развитие навыков: за плечами онлайн курсы во ВГИКе и обучение у Влада Волошинова («Морфий», «Довлатов» и др.) на второго режиссера в Лендоке. Тем не менее, врываться в серьезный кинематограф Дзись не намерена: «Я не хочу идти в большое кино, потому что не смогу там заниматься творчеством. Мне больше нравится процесс творческого мышления, когда это только твой мир — и ты его строишь. Или помогаешь выстроить этот мир ребенку».

В 2017 году Любовь присоединилась к студии кино и телевидения лицея № 408 в качестве педагога дополнительного образования: «Когда я пришла работать в лицей, студия называлась просто — “Кино и ТВ”. Слишком общее название, не отражает сути. Мы провели голосование, и победил “Имаджинариум”. Image — это картинка, а imagination — воображение. Такое название наполнено смыслом, оно живое, идейное, понимаете?». Воображение учащиеся развивают в различных видеожанрах: это и репортаж, и социальная реклама, и анимация, и кино — художественное и документальное. Студия не делится на подгруппы, поэтому у ребят есть возможность попробовать свои способности в разных стилях и выбрать наиболее подходящий для себя.

«Чем дольше работаешь с детьми, тем быстрее понимаешь: вот этому подростку, например, по душе журналистика, значит, ему будет интересен проект а-ля “Адрес. История. Память” (2019), где нужно было сделать опрос жителей и взять комментарий у краеведа. А вот того ребенка к таким делам лучше не привлекать, он выбрал для себя игровое кино. Хорошо, что мы всегда — так уж получается! — работаем над несколькими проектами параллельно. Когда работаешь взахлеб, нарабатывается опыт». 

Конечно, в работу над некоторыми роликами включается вся команда целиком. Для создания пластилиновой анимации «Сила слова» Ксюша Жидович написала стихотворение, а все остальные лепили фигуры, рисовали фоны, снимали — каждый помогал, чем мог.

Из-за большого разброса в возрасте учеников студии (с 4 по 11 класс) проекты разделяются на образовательные для новичков (например, художественный фильм «Чернильное волшебство») и «зрелые» для продвинутых (документальный фильм о писателе Александре Беляеве).

Новички в студии начинают познавать киновселенную с азов. Пятиклассница захотела попробовать себя в роли режиссера и подготовила сценарий короткометражного фильма с помощью педагога, а сейчас занимается раскадровкой вместе с оператором. «Нужно научить детей принимать решения, чтобы они могли создать свой мир, — считает Любовь, — очень важно дать поддержку, чтобы ребенок мог раскрыться». Важной частью обучения является доведение видеопроекта до конца: «Бывает, что задуманное получается в действительности не так, как хотелось бы. Но важно, что мы выпускаем законченные произведения, которые хороши тем, что уже состоялись. Не получилось — учтем в следующий раз. Это наш путь, наш рост, мы имеем на это право».

В «зрелых» проектах участвуют опытные ребята. «Они уже понимают, что к чему, и работа на площадке кипит. Мы приходим и пашем, малыши в таких проектах не участвуют, потому что нет времени для развлечений, это работа. Но у них еще все впереди».

Обычно роли в процессе съемок четко распределены: например, Артем Борсук (11 класс) — режиссер, Милослава Лебедева (8 класс) — режиссер и гример, Мария Филимоненкова (11 класс) и Вероника Щекочихина (8 класс) — операторы, Игорь Кириллов (7 класс) — звукорежиссер и монтажер. Свет выставляется совместными усилиями. «Задача, которую мы должны решить, — это снять хорошее профессиональное кино. Хотя бы полупрофессиональное. При этом дети должны погружаться в процесс, пробовать руководить им. Ребят я не балую. Режиссер в наших проектах — это не тот человек, который сидит в кресле и кричит в рупор. Это такой “принеси-подай”, потому что если некому — все приходится делать самому. Режиссер должен всех уравновесить, все организовать, чтобы все получили удовольствие от съемок и добились результата. Самое главное качество для режиссера — ответственность. На съемках мы сотрудничаем с музеями и заключаем договоры о возмещении ущерба в случае, если что-то разобьем. Все, как у взрослых. Так что если ребенок не готов взять ответственность на себя — это не к нам». 

Поначалу ребята из студии максимально полагались только на свои силы и даже играли роли, предназначенные для взрослых актеров. Такой подход можно увидеть в фильме «Рожденный летать» (2018) о детстве писателя Александра Беляева. Режиссером проекта стал Артем Борсук. В основу легла книга «Воспоминания об отце» Светланы Беляевой. Артем выписал несколько эпизодов, которые показались ему пригодными для визуализации. Потом подготовил тетрадку с раскадровкой, продумал, как именно выстроить каждую сцену, должны ли актеры стоять в кадре или двигаться. Актеров подбирали коллективно, а с локациями помогла руководитель.

«Я не предлагаю готовых решений, мы планируем процесс сообща. Но помогать, конечно, нужно — локации детям искать действительно сложно. Для фильма “Рожденный летать” понадобился деревянный дом с двумя локациями: снаружи мы снимали в Подворье, а для съемок интерьера ездили за 70 км к моим знакомым, у которых есть небольшая ферма с коровами в деревню Бабино (Тосненский район). Коровы создавали классный деревенский колорит. Они ручные, но дети их все равно боялись. А сцену с расщелиной мы снимали в 130 км в сторону Карелии, у озера Красноперское. Добирались на машинах, помогали родители наших юных актеров. Мы поехали на съемки прямо первого сентября; выехали в 12, а вернулись только к полуночи!»

Кадр из короткометражного фильма «Рожденный летать»
Кадр из короткометражного фильма «Рожденный летать»

Работа над созданием фильма в «школьных» условиях имеет свои нюансы: костюмы приходится покупать или шить самим, нет студийного оборудования, камера и прочая аппаратура — личные. «Все издержки из своего кармана оплатить невозможно, но мы снимаем, как можем, и стараемся что-то придумать. В лицее нет мощных компьютеров для монтажа, поэтому им приходится заниматься из дома. О помощи можно просить знакомых, например, для серьезных проектов графику делает Арсений Фурсов. Если люди тратят свое время бесплатно, чтобы поддержать детей — это очень круто», — поясняет Любовь Дзись.

 

Опытным путем выяснилось, что поддержка взрослых нужна студии не только в технических нюансах, но и на площадке, в кадре. От того, что в фильме роли взрослых исполняют дети, культурной ценности кино не теряет, однако на серьезный конкурс его уже не отправить и на телевидении не покажут. Любовь объясняет: «На данный момент мы решили отступить от этой схемы. Если ребенок хочет поступать и заниматься кино профессионально, ему понадобится действительно качественное портфолио. Поэтому сейчас для детских ролей мы подбираем ребят со школы и театральной студии. А взрослых ищем по знакомствам или даем объявления в группах».

 Учитывая новые знания, полученные на практике, в декабре прошлого года команда приступила к съемкам другого фильма о Беляеве — документального. Студия начала работать над циклом фильмов про деятелей Царского Села еще до прихода Любови; к тому моменту уже был готов фильм про Всеволода Рождественского.

А вместе с ней ребята сняли выпуск про Николая Гумилева. В дальнейших планах — Анна Ахматова. Фильмы собираются отправлять в другие школы, чтобы учителя могли использовать их на уроках.

Документальный фильм о Беляеве содержит игровые сцены. Главную роль исполняет Михаил Локшин, новостной журналист петербургского филиала «Русского радио» и большой энтузиаст актерской профессии, окончивший курсы киноактера под руководством Валерия Зиновьева в Высшей школе режиссеров и сценаристов. По словам Михаила, необычная работа помогает ему расширять возможности и открывать в себе что-то новое: «Александр Беляев — писатель, который всеми любим, произведениями которого все зачитывались. Как можно было отказаться?! У меня около 30 работ в кино, сериалах, рекламе и клипах, но настолько интересные проекты бывают нечасто. Дети более непосредственны, чем взрослые, и менее закрепощены — в том случае, если их никто не заставляет играть, а они сами хотят этого. Они, может быть, актеры даже получше, чем мы... Конечно, иногда бывает, что маленький человек тушуется — тогда начинаешь ему улыбаться, рассказывать что-то веселое. Я стараюсь помочь изо всех сил!»

Последнюю сцену фильма отсняли в феврале — с танцевальным коллективом и небольшим оркестром. Однако это еще не финал: впереди досъемки и монтаж. Кинопроизводство занимает много времени и сил. Сложности возникают и в организации процесса: то оператор заболеет, то режиссера не отпустят с уроков. Любовь Дзись говорит: «Чтобы сделать один фильм в профессиональной студии и при наличии 50 человек в команде, понадобится несколько лет. Основной коллектив “Имаджинариума” небольшой — человек 10, зато каждый готов вкладываться в общее дело».

Над художественным фильмом «Хранилище ужасных слов» студия работала два года. Хронометраж достиг часа.. Проект начали разрабатывать еще во время съемок «Рожденного летать». Идея оживить на экране рассказ испанской писательницы Элии Барсело пришла в голову дочери Любови — Милославе Лебедевой, которая ранее победила на общероссийском фестивале «Сценарный шум» в номинации «Лучшая идея сценария игрового полнометражного фильма».

«Меня привлекла идея того, что слово — такое же орудие, как нож, и последствия его применения зависят от того, как им воспользоваться. “Все зависит от того, режешь ты им хлеб или перерезаешь горло”. Неправильное использование слов может привести к плачевному результату. Важно и то, что герои меняются по ходу сюжета, — это показалось мне интересным. Я рассказала о своих впечатлениях маме, и она тут же предложила — давай снимем!

Работа над сценарием состояла из нескольких этапов: сначала нужно было решить, какие эпизоды включить в действие, а какие опустить; затем — продумать диалоги, выбрать определенные реплики, подкорректировать язык, заменить некоторые понятия. Рассказ испанский, перевод художественный, надо адаптировать выражения ближе к привычной нам речи. Как мы говорим чаще — “нужен как рыбе зонтик” или “как лысому расческа”?

Затем проходил подбор людей, операторов, локаций, потом — сами съемки и монтаж. Много времени занимает “шлифовка” фильма — постпродакшн: наложение эффектов, работа со звуком, цветокоррекция».

В «Хранилище...» наряду с детьми и взрослыми актерами-любителями играют профессионалы. Отца главной героини сыграл Михаил Кузнецов, актер театров «Алеко» и «Особняк». Михаил замечает разницу между работой со взрослыми и работой с детьми:

«В профессиональной команде за тебя думают другие люди. А здесь ты понимаешь — это дети, они еще не все знают. Волей-неволей приходится им подсказывать некоторые моменты исходя из своего личного опыта. Например, я понимаю, как лучше поставить камеру, хотя и не оператор. Работая с подростками, ты думаешь не за роль, а за процесс. А в профессиональном кино ты больше работаешь с ролью. Ребятам желаю работать, работать и еще раз работать. Все приходит только с опытом».

Сценическая «мама» главной героини — Яна Каштанова, педагог театральной студии лицея № 408, считает, что трудности возникали только в организации съемок и гордится работой подопечных: «Дети у нас молодцы, хорошо “зарядились” в картину. Мы, взрослые, конечно, лучше смотримся в кадре и быстрее включаемся, но некоторые дети тоже круто отработали. Наши студии активно взаимодействуют: примерно половина детей-театралов ходят и на занятия в “Имаджинариум”. Хотелось бы, чтобы дети изучали великие фильмы, но пробовали не повторять за кем-то, а делали бы все, что им хочется — брали с улицы и тащили в искусство».

Увидеть «Хранилище ужасных слов» можно будет в мае на Фестивале детского и молодежного экранного творчества «Сарица», который студия «Имаджинариум» проводит уже второй год в детском кинотеатре «Авангард». Кроме показа этого и других детских фильмов, в программе ожидается серия мастер-классов от режиссеров, сценаристов, актеров и операторов, а также награждение участников конкурса. Среди основных номинаций особое место занимает Приз детского жюри, который учредила студия. Юные кинодеятели сами отсматривают представленные работы, оценивают их и дарят подарки победителям.

Любовь Дзись предполагает, что студия при лицее — все-таки не очень удобный формат для серьезной кинодеятельности: «Дети сориентированы на поступление в вузы, они и так перегружены подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, и кино их не очень интересует. Сложно договориться даже о всеобщем показе готового фильма для всех классов одновременно. Наверное, проще было бы работать в Доме творчества, где в студию приходят только те, кто действительно нацелен на кинодеятельность. Одно дело найти в школе из 500 человек 10 талантов, а другое — найти их из сотни тысяч детей. Мне очень нравится, когда я вижу, что ребенок интересуется процессом производства фильма и хочет в него погружаться, — тогда я просто кайфую. Наверное, никакой адекватный человек таким бы не занимался. Я думаю, это призвание. Представляете, тратить свои собственные деньги на проекты, за которые не скажут «спасибо»?!.. Ребята отснялись, скинули костюмы, за которыми я ездила и заплатила свои деньги, и пошли дальше».

И все-таки пошли. Кто-то, как Артем, попытается связать свою жизнь с анимацией, чтобы иметь возможность безграничного самовыражения. А такая, как Милослава, — с медициной, чтобы помогать людям не только лечением, но и добрым словом.

А кто-то пойдет другой дорогой создавать совершенно иные миры — возможно, сохранив при этом в глубине сердца маленький киномир из детства.

Дарья БАРАЕВА

Write a comment

Comments: 0