Необыкновенный концерт

В конце ноября прошлого года в Научно-исследовательском детском ортопедическом институте
имени Г. И. Турнера выступили с концертом воспитанники Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Событие нерядовое, поэтому я отложил текущие дела, и в положенное время был в институте.

Но поскольку время приезда юных артистов было перенесено, меня познакомили с необычной выставкой фотографий и документов, развернутой в читальном зале научной библиотеки института.

Здесь можно было увидеть подлинные фотографии позапрошлого века с воспитанниками «Приюта для детей калек и паралитиков», из которого и образовался институт в 1932 году. На фотографии в старинной необычной резной раме сверху прикреплена латунная табличка: «Питомцы приюта детей калек, Лахтинская 12», под ней ещё табличка «Резьба на рамке сделана ногой», а внизу другая табличка: «Дорогому Г.И. Турнеру от пациентов». С потускневшей фотографии внимательно смотрят дети: мальчики и девочки в белых фартуках, поставленные таким образом, чтобы не были заметны физические недостатки.
В первом ряду совсем маленький мальчик с большой головой и короткими ножками на костыльках.

Основанный в 1890 году в Петербурге на Лахтинской улице приют стал тем фундаментом, из которого вырос всемирно известный Институт Г. И. Турнера. Интересно, что рамку для фотографии сделал безымянный мальчуган, лишенный обеих рук. Рядом висит фотография с изображением мальчика 12 лет, держащего стамеску пальцами ноги и что-то мастерившего. Это за гранью понимания. Мы посмотрели старинные черно-белые фотографии Генриха Ивановича Турнера со своим учеником и коллегой Сергеем Абрамовичем Новотельновым, генерал-майором медицинской службы, профессором кафедры травматологии, заместителем директора института. Выйдя из операционной, Сергей Абрамович докладывает Генриху Ивановичу как прошла операция. Выставка подлинных исторических документов производит сильнейшее впечатление.

Наконец появились стройные барышни и пара совсем юных танцоров. Мы оставили ребят, чтобы они спокойно подготовились к концерту, и отправились на небольшую экскурсию по институту. Мы посетили кабинет с новейшими тренажерами, позволяющими ребятам восстанавливаться после операций, которые были подарены Анной Нетребко и Валерием Гергиевым. Один из тренажеров с беговой дорожкой и всевозможными манипуляторами занимал целую комнату. В другом помещении находится компьютерный тренажер, позволяющий восстанавливать движение кистей рук — на большом экране шоссейная дорога и движущийся автомобиль. Маленький мальчик лет семи пытался управлять гоночной машиной, держа в руке джойстик. Заглянули в уютный кабинет к врачу-травматологу-ортопеду консультативно-диагностического отделения Андрею Ивановичу Краснову. Он читал лекцию для ординаторов, на его компьютере были фотографии коленного сустава, а на стенах висели рисунки детей. Все дышало теплотой и умиротворенностью, стены коридоров выкрашены в пастельные тона, сделано все, чтобы ребенок не чувствовал себя здесь как в больнице. Мы вернулись в зал. Заведующая библиотекой, Марина Евгеньевна, рассказала, что раньше детей вывозили в Эрмитаж, Русский музей, но сейчас это невозможно по ряду причин, гулять в парках тоже запретили врачи инфекционисты, из-за клещей. И дети проводят все свободное время в стенах института. Единственная радость для них и родителей — это концерты. 

Вот и сейчас зал постепенно принимал посетителей, появились родители с детьми самого маленького возраста. Кто-то с перевязанной рукой, у кого-то повязана голова. Те, кто постарше, пришли на костылях, кого-то привезли на колясках, одного мальчугана привезли на каталке, и он мог только слушать музыку. Пока артисты готовились к выступлению, телеканал Санкт-Петербург брал интервью у заместителя директора института Владимира Маслова. Наконец, все расселись, и перед зрителями выступила проректор по учебной воспитательной и социальной работе Академии Русского балета Татьяна Ильинична Головина.Она рассказывала о создании школы балета:

«Наша школа одна из старейших в городе, ей исполнилось более 280 лет. Мы были созданы в 1738 году по велению императрицы Анны Иоанновны. Она подумала — а почему в России никто не танцует профессионально? И пригласила двенадцать маленьких девочек и двенадцать мальчиков, чтобы они пришли в первый балетный класс. И с того момента наша школа существует. Третьего мая мы празднуем день рождения школы. За это время из нее вышло много замечательных артистов. Эти артисты блистали на сценах не только российских театров, но и во Франции, Америке. Среди них прославленные имена — Матильда Кшесинская, Галина Уланова. Вацлава Нижинского знает весь мир. Из современников, конечно, всем знаком Рудольф Нуреев, который приехал к нам из Уфы маленьким мальчиком, закончил нашу школу. И вот прошло время, и он стал мировой звездой. Потом он прославлял русский балет во всем мире. Конечно, и Наталья Макарова, и Михаил Барышников в двадцатом веке сделали славу русскому балету. Каждый год наша школа принимает 30 маленьких мальчиков и девочек. Их ждет восемь лет тяжелого профессионального труда. Это поистине огромная работа — стать артистом балета далеко не просто. И еще надо вспомнить двух великих людей. Агриппина Яковлевна Ваганова создала в искусстве уникальную систему, которая позволяет и сегодня, в XXI веке, готовить артистов балета. И весь мир смотрит и не знает, как научить маленького десятилетнего ребенка и создать из него восемнадцатилетнего настоящего артиста, который будет вдохновлять, просвещать и показывать прекрасное искусство. А здесь, где мы сейчас находимся, в это же время, в конце XIX века родился человек, который сделал значительный вклад в русскую медицину. Это Генрих Иванович Турнер. Он был статским советником, и все свои силы отдал российскому здравоохранению. Он создал клинику и первый в России научно-исследовательский институт ортопедии. За восемь лет во время учебы не всегда все проходит благополучно. Бывает и так — раз и подвернул ножку. Вызываем скорую и звоним куда — в Институт Турнера.
И большое спасибо врачам, которые профессионально восстанавливают наших ребят. По российским меркам наша школа довольно древняя, но сегодня ее возглавляет человек, которого вы хорошо знаете, он передавал вам, дорогие мамы, дорогие дети, огромный привет, чтобы все были здоровы, скорее поправились и выписались домой. Николай Максимович Цискаридзе, к сожалению, не смог сегодня приехать и показать своих учеников, но всей душой он с вами. Тем не менее, примите самые добрые слова, самые искренние пожелания здоровья, чтобы у вас все было хорошо и все вы были счастливы!»

Заместитель директора института Владимир Маслов сказал: «Концерт — это своеобразная арт-терапия, которая помогает детям выздоравливать и дает заряд на будущую жизнь». После чего и начался концерт. 

Первыми выступили самые юные воспитанники, ученики пятого класса — Натали Фурман и Марк Ощепков. Они исполнили норвежский танец Pas de deux (танец для двоих). Марк в бархатной курточке и в шляпе был очень трогателен и музыкален, Натали в красной шапочке и красивом платье составила ему замечательную пару. Они очень понравились зрителям, и их долго не отпускали с импровизированной сцены. Затем выступили учащиеся
Санкт-Петербургской школы при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова —                  Е. Кузнецова (кларнет) и М. Ковалева (скрипка). Оказалось, для того чтобы выступить на концерте в Детском ортопедическом институте, в школе прошел целый конкурс, и были отобраны лучшие исполнители. В этом мы убедились, прослушав несколько пьес прославленных композиторов.

Тем временем маленькие зрители устали сидеть на руках у родителей, и кое-кто уже пританцовывал в проходе. Следующим номером выступала Ангелина Карамышева, которая исполнила танец «Веве» (Кукла). В голубом платье и кружевном чепчике она передвигалась, как игрушка, резкими движениями рук подчеркивая угловатость заводной куклы. Публика выражала восторг продолжительными аплодисментами. Даже мальчик, лежащий на каталке, громко хлопал в ладоши. 

Pas de trois (танец троих) из балета «Щелкунчик» исполнили Арина Сташкова, Софья Романович, Иван Волков. Несмотря на небольшое сценическое пространство, ребятам удалось передать настроение предновогоднего праздника. А какие они исполняли пируэты, одновременно втроем зависая в воздухе во время прыжков. Четвертым номером был Испанский танец из балета «Щелкунчик» в исполнении старших воспитанников Академии Ивана Волкова и Софьи Динерштейн. В прекрасных костюмах черноволосая Софья, вылитая испанка, танцевала, как настоящая балерина. Движения танцоров были отрепетированы и пластичны, безупречные прыжки и поддержки сливались с прекрасной музыкой. Вдохновение танцоров передалось залу. Правда, очень сложно было исполнять все прыжки — зал был явно мал для таких танцоров, но они с честью вышли из затруднительного положения. Ребята старались не выходить за рамки импровизированной сцены и блестяще закончили выступление.

У зрителей, заполнивших весь зал и проход между рядами, горели глаза, они аплодировали вместе с врачами клиники. А завершили маленький концерт Элина Черных, Софья Валиулина, Ярославна Куприна, которые в сиреневых костюмах исполнили танец «Каприз», танцевали профессионально и артистично. 

Концерт закончился бурными аплодисментами. Когда все артисты вышли на сцену, Владимир Маслов вручил каждому по бардовой розе. Все отправились фотографироваться перед бюстом Г. И. Турнера, и продолжилась фотосессия с юными исполнителями. Ребята охотно позировали и были нарасхват. Конечно, приехавшим из глубинки детишкам с родителями были в диковину юные таланты, тем более, в таких красивых платьях. После фотосессии юные танцоры отправились в библиотеку на чай, где был накрыт стол с фруктами и печеньем.

 Харис ШАХМАМЕТЬЕВ,

фото автора

Write a comment

Comments: 0