Век завода

В декабре прошлого года Пушкинскому машиностроительному заводу исполнилось 100 лет — целый век, который вместил в себя зарождение и становление производства, войну, разруху, кризисы и возрождение. История этого предприятия прочно связана с жизнью города Пушкина и его жителей.
Не одно поколение пушкинцев хорошо знает этот завод. Его территория находится недалеко от железнодорожного переезда на Новодеревенской улице, а на его административном корпусе хорошо виден логотип Группы компаний «ГЕОИЗОЛ», в которую с 2011 года входит это старейшее предприятие.

Первые сто лет…

В 1919 году в связи с принятием Высшим советом народного хозяйства плана дорожного строительства Петроградский дорожный отдел принимает решение об организации в деревне Пулково Пулковских механических мастерских для ремонта дорожных машин. В мастерских были установлены станки, двигатели, электрическая трансмиссия и автогенная сварка, наждачное точило, горн и верстаки. Токарный и сверлильный станки приводились в действие нефтяным двигателем при помощи трансмиссионной передачи.

В конце 1921 года мастерские переехали на новую базу в Детском Селе — в здание Нижних конюшен на Садовой улице. Мастерские получили новое название — Детскосельская ремонтно-механическая база Облдортранса. Там же находилась лечебница кавалерийского полка, а в центральном корпусе еще оставались царские кареты и имущество царскосёлов, реквизированное из богатых особняков. Машинисты катков летом выезжали на дорожные работы, а зимой занимались ремонтом машин и подготовкой их к новому сезону. В 1928 году Детскосельскому ремонтно-механическому заводу было передано и здание Придворного манежа на Садовой улице. В 1929 году наряду с ремонтом дорожных машин, завод приступил к выпуску первого отечественного автогудронатора АГ-1, который был разработан заводским инженером Н. А. Обуховым на шасси пятитонного автомобиля ЯГ-5.

Интересно, что в 1928 году руководителем завода стал Александр Сергеевич Пушкин, бывший красный командир и участник Гражданской войны.

В 1930-е годы завод осваивает новые виды техники для дорожных строителей, начато изготовление трехтонных катков, а потом и нового пятитонного дорожного катка МК-5. На заводе ремонтируют тракторы, автомобили АМО-3, «Бьюик», «Линкольн», «Рено», двигатели автомобилей и дизели дорожных машин. В 1940 году завод перехал в специально созданную промышленную зону на Новодеревенской улице, где и находится в настоящее время.

 

В начале войны, с 3 по 17 сентября предприятие было эвакуировано в Ленинград на производственную площадку во Флюговом переулке, принадлежащую заводу «Красный Октябрь». В Ленинграде рабочие завода стали жить прямо в заводских корпусах. Наряду с ремонтом автомобилей, тракторов и боевой техники наладили выпуск корпусов мин и снарядов.

Легендарная «Катюша» на базе автомобиля ЗИС-5
Легендарная «Катюша» на базе автомобиля ЗИС-5

В конце 1942 года по решению Военного совета на заводе организовали производство по сборке ракетных установок «Катюша». Узлы и детали доставляли из Москвы, а здесь их монтировали на автомобилях «Студебеккер», оборудованных пультом управления. Это был секретный заказ — шла подготовка к операции по прорыву блокадного кольца. Когда на завод не поступили «Студебеккеры», стали ставить установки на отечественные автомобили ЗИС-5. Для этого пришлось усилить раму шасси специальным подрамником из мощного швеллера. Этот опыт показал, что «Катюши» можно монтировать на своих ЗИСах. На заводе даже стали изготавливать и свои пульты управления.

12 января 1943 года, в день начала операции по прорыву блокады, 17 дивизионов «Катюш» обрушили на врага минометный огонь. Всего же за годы блокады заводчане собрали 40 «Катюш».

Фактически все годы войны и блокады Ленинграда завод не останавливал работу ни на один день. Предприятие перешло на выпуск продукции для нужд фронта: производство мостовых ферм, одноосных автомобильных прицепов, трейлеров. Был организован ремонт  автобронемашин, танкеток, автомобилей, тракторов. Походные мастерские завода обслуживали фронт.

В 1944 году после освобождения Пушкина завод вернулся на свое прежнее место на Новодеревенской улице. Прежде всего, надо было восстанавливать разрушенные заводские корпуса.
В 1945 году завод возобновил работу в полном объеме, а в 1950-м здесь был создан опытный образец новой дорожной техники — передвижного дорожного ремонтера МДР. Тогда же возобновили производство жилых вагонов для строителей дорог — ВЖ-10. Почти сто таких вагонов было отправлено в помощь дорожникам — они стали постоянной продукцией предприятия. В некоторые годы выпуск жилых вагонов для строителей в общем объеме производства достигал 92%.

Пушкинский машиностроительный завод стал выпускать технику для благоустройства и содержания дорог — поливомоечные и снегоуборочные машины.

Освоению целины в Казахстане, Поволжье, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, а также строительство промышленных, инфраструктурных и жилых объектов по всей стране сделали продукцию завода востребованной на протяжении нескольких десятилетий. На строительство Байкало-Амурской магистрали завод поставлял 10 модификаций передвижных вагонов, предназначенных под общежития, столовые, бани, мастерские, вспомогательные помещения.

Как помогла заграница

Начиная с 1979 года, наиболее востребованной продукцией завода стали автобетоносмесители и комплектующие к ним. Завод осуществлял поставки такого оборудования не только на российском рынке, но и на экспорт, активно сотрудничая в 1990 – 2000-е годы с западногерманской фирмой «Швинг-Штеттер». Именно благодаря кооперации с этой немецкой компанией, завод выжил в трудное время 1990 – начало 2000-х гг., когда в стране и в Петербурге массово банкротились и закрывались промышленные предприятия. Так завод приобрел рыночный опыт, который помог остаться на плаву и развиваться. Благодаря проведенной модернизации и техническому перевооружению при той же численности рабочих и на тех же производственных площадях предприятие в 1991 году увеличило выпуск продукции по сравнению с 1988-м более чем в 2,5 раза. Если в 1988 году было отправлено в Германию 450 комплектов бетоносмесителей, то в 1991-м — 1200, а в начале 2000-х — до 1600 комплектов. На Пушкинском машиностроительном заводе был освоен весь модельный ряд бетоносмесителей компании «Швинг-Штеттер».

В 1995 году компания «Швинг-Штеттер» предприняла попытку получить контрольный пакет акций предприятия, что предусматривало смену руководства, изменение политики ведения бизнеса, процессов производства.

Но на собрании заводской актив с предложением компаньонов не согласился, и контрольный пакет акций сохранился за предприятием.

До 2007 года немецкие партнеры размещали заказы стабильно, но после мирового экономического кризиса пересмотрели свои возможности. В 2008 году немецкие партнеры стали сокращать объемы заказов, контракты заключали уже не на год, как было раньше, а ежеквартально. В первом квартале 2009 года были отгружены последние комплекты. Сотрудничество с компанией «Швинг-Штеттер» прекратилось.

Пушкинские машиностроители стали искать заказы на внутреннем рынке: выполняли сложные сварочные работы, изготавливали бетононасосы, металлоконструкции.

Тяжелые 90-е годы заводчанам удалось пережить с меньшими потерями и трудностями, чем многим отечественным производственникам. Зарплата на заводе выплачивалась без задержек, работникам предоставлялся полный социальный пакет и доплаты к отпускам.

А теперь — «ГЕОИЗОЛ»!

В 2011 году ЗАО «Пушкинский машиностроительный завод» перешло в собственность Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» — крупного игрока на рынке подземного и транспортного строительства, обладающего уникальным опытом геотехнических и гидротехнических работ.

Основным условием сделки по приобретению завода было сохранение производства — и новые собственники его выполнили. С этого момента на предприятии началась полномасштабная модернизация производства с установкой современного оборудования.В сентябре 2012 года на заводе была запущена производственная линия, и начался выпуск российских анкерных систем, по качеству и техническим характеристикам  превосходящим немецкие аналоги.

Сегодня на заводской территории, помимо Пушкинского машиностроительного завода, также находятся подразделения: «ГЕОИЗОЛ», «УМ ГЕОИЗОЛ», «ГЕОИЗОЛ ПГС».

Специалистами Группы компаний «ГЕОИЗОЛ», которой в наступившем году исполняется 25 лет, накоплен уникальный опыт в области устройства всех видов фундаментов, дорожного строительства, геотехнических и гидротехнических работ, экспертного обследования и инструментальной диагностики конструкций.

Участок по изготовлению каркасов
Участок по изготовлению каркасов

Современные реалии

Сегодня предприятие является одним из ведущих производителей и поставщиков анкерных систем GEOIZOL-МР, бурового оборудования и инструмента, типовых и уникальных видов металлоконструкций. Завод выпускает 17 различных типоразмеров анкеров в двух исполнениях: обычном и высокопрочном.

Продукция предприятия предназначена для реконструкции и строительства инфраструктурных, жилищных, деловых, промышленных, спортивных, социальных объектов, в том числе объектов культурного наследия по всей России. Квалифицированный штат инженеров, проектировщиков и рабочих завода составляет около 200 человек.

Предприятие оборудовано новейшим парком современных станков и техники. В 2016 году на заводе был запущен уникальный пятикоординатный двухпалетный обрабатывающий центр INTEGREX i-630V/6 (Mazak, Япония), благодаря чему появилась возможность изготовления с высочайшей точностью сложных деталей диаметром до 1050 мм, высотой до 1000 мм и общим весом до 1200 кг.

На сегодняшний день завод имеет уникальное прокатное оборудование, спроектированное и изготовленное по собственному техническому заданию на российских производствах. Прокатные станы полностью автоматизированы, все системы находятся под контролем, в случае неисправности мгновенно подвергаются компьютерному диагностированию.

С приобретением металлообрабатывающих станков с числовым программным управлением предприятие полностью решило проблему с изготовлением всей номенклатуры анкерных комплектующих (буровые коронки, муфты, опорные пластины и другие).

Современные ленточно-пильные станки предназначены для раскроя труб и другого металлопроката.

Вывешивание опор в подвальном уровне Александровского дворца на анкерах GEOIZOL-MP
Вывешивание опор в подвальном уровне Александровского дворца на анкерах GEOIZOL-MP

На заводе есть установка для осуществления самого современного термодиффузионного цинкования; установки для термообработки токами высокой частоты, одна из которых предназначена для термоупрочнения штанг, а другая — для пайки твёрдосплавных буровых коронок, а также закалки различных изделий; установка для проведения механических испытаний, которая позволяет контролировать соответствие прочностных характеристик штанг, требуемым техническим условиям.

Площадь территории завода — более 6,5 га. Производство расположено на выезде из  Пушкина, на Новодеревенской улице — в непосредственной близости к крупным транспортным магистралям.

Продукция завода использовалась при строительстве олимпийских объектов в Сочи, объектов Чемпионата мира-2018 в Санкт-Петербурге, применялась при возведении Западного скоростного диаметра и других дорожных проектов города (например, при реконструкции Синопской набережной, участка дороги М-10 «Россия), реконструкции объектов РЖД, сооружении променада в Светлогорске Калининградской области, выполнении работ нулевого цикла небоскреба «Лахта Центр», на космодроме «Восточный», объектах Росатома и других.

Для реконструкции автодороги М-10 (Московское шоссе) Пушкинский машиностроительный завод поставил сборные секции пролетных строений надземного пешеходного перехода, а также целый ряд других металлоконструкций, в том числе опоры освещения
Для реконструкции автодороги М-10 (Московское шоссе) Пушкинский машиностроительный завод поставил сборные секции пролетных строений надземного пешеходного перехода, а также целый ряд других металлоконструкций, в том числе опоры освещения

В сентябре 2018 года исполнительным директором завода был назначен не производственник со стажем, а 30-летний финансист Константин Федорович Щапов, интервью с которым мы предлагаем в этом номере журнала.

 Анжела ЗУБЧЕНКО,

Сергей ЩАВИНСКИЙ

Write a comment

Comments: 0