«Петербургские серенады» в Царском Селе

Пушкинская общественность в 2014 году была удивлена и в то же время обрадована, когда здание бывшего ЗАГСа на углу Средней и Церковной улиц передали концертному коллективу «Петербургские серенады».
И вскоре любители музыки, хорового исполнительного искусства полюбили концерты камерного хора «Петербургские серенады». Где они только ни выступают, на разных площадках… И, конечно, здесь, в Пушкине, в своем здании им всегда сопутствует аншлаг и восторженные отклики.

Нашим собеседником стал Егор ЛОСЕВ, художественный руководитель и дирижер камерного хора «Петербургские серенады».

Егор, традиционный вопрос для начала интервью: расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Родился в Ленинграде в 1984 году. И насколько себя помню, сразу появился интерес к музыке. Поэтому неудивительно, что среднее образование получал в Хоровом училище им. Глинки — этом старейшем прославленном учебном заведении. После его окончания, не мысля себя уже иначе, продолжил свое образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, получив образование хорового дирижера. К слову сказать, с первого курса консерватории я стал хормейстером хора Санкт-Петербургского государственного университета, которым руководит Эдуард Кротман. А после получения профессионального образования, с 2017 года, преподавал в родном училище сольфеджио, вокальный ансамбль и дирижирование. С 2013 года связал свою жизнь с коллективом «Петербургские серенады». Когда я туда пришел руководителем камерного хора, у нас еще не было своей постоянной площадки. Мы снимали помещение в Доме культуры у станции «Пролетарская», что было крайне неудобно. Репетировать можно было только с 10 до 13 часов.

Пожалуйста, расскажите нашим читателям об истории коллективов, составляющих организацию «Петербургские серенады».

— Когда в 2014 году мы получили историческое здание лицейского учителя пения Теппера де Фергюсона, наша организация состояла уже из нескольких коллективов. Но с тех пор состав «Петербургских серенад» несколько изменился, и сейчас состоит из камерного хора, «Стиль-квартета», джазового квартета, солистов и пианистов. По существу, это многопрофильная концертная организация, представляющая в миниатюре Росконцерт. Наиболее важная составляющая из них — камерный хор «Петербургские серенады». Хор ведет начало с 1991 года, когда был организован на музыкальном факультете РГПУ имени Герцена. Хор получил свое название по одноименному циклу хоровых миниатюр А. С. Даргомыжского. В 1998 году «Петербургским серенадам» присвоили государственный статус. На тот момент, когда «Петербургским серенадам» было выделено здание в Пушкине, а случилось это при руководителе Ольге Спицыной, произошло значительно обновление коллективов, в него входящих, поменялся репертуар.

Вы являетесь руководителем хора — расскажите о нем подробнее.

— Обосновавшись на Церковной улице, мы получили хорошую репетиционную площадку и небольшую площадку для ведения концертной деятельности. Теперь мы имеем возможность репетировать в течение всего дня, и это, безусловно, замечательно! Что я жду от своего коллектива, каким бы хотел его видеть — наверное, это читателю интересно. Так вот, главное, чтобы коллектив был узнаваем и становился популярным.

Но в любом случае в Пушкинском районе коллектив знают, и в Интернете нет недостатка в положительных отзывах: «Как восхитительно! Спасибо! Браво!»

— Это хорошо, мы благодарны своим поклонникам. Когда мы начинали, давали много бесплатных концертов, чтобы заявить о себе. И постепенно люди стали нас узнавать, у нас появились свои почитатели. Сейчас мы достигли определенного уровня. Но как руководитель я считаю, что над технической стороной нашего исполнения, эмоциональным восприятием на слушателя еще есть над чем поработать. Начнем с того, что коллектив камерного хора небольшой — всего 19 человек. В этом и состоят его возможности, которые ограничены из-за количества участников, но в то же время делают его уникальным. Мы исполняем произведения многих жанров — от барочной музыки до современной, от церковных песнопений до отрывков из произведений западноевропейских композиторов. Многое нам подвластно, что подтверждают наши награды. Так, в 2014 году в престижном конкурсе XIV Международном конкурсе-фестивале «Поющий мир» мы заняли первое место в номинации «Камерные хоры», а на следующий год, участвуя опять в этом конкурсе, получили Гран-при. Эта награда для нас особо значима, если учесть, что мы соревновались с камерным хором из Московской консерватории. Естественно, мы стараемся по мере сил и возможностей принимать участие во всех профессиональных конкурсах. Так, в международном конкурсе в Казахстане мы заняли второе место, а в Венгрии в 2018 году — третье. Несмотря на третье место, это все-таки хорошее достижение, так как конкурс в Будапеште объединил множество прославленных коллективов.

У вас есть примеры коллективов, на которые вы хотели бы быть похожи или хотели бы что-то у них перенять? И вообще у вас есть кумиры в музыке, чье творчество повлияло на вас?

— Я бы не хотел, чтобы руководимый мной коллектив был бы похож в чем-то на другой, подобный. Нет, как раз добиваюсь, чтобы хор имел свой неповторимый почерк, свое неповторимое звучание. Чтобы нас слушали и сразу бы говорили, что это произведение исполняем мы. Ну, а насчет кумиров, трудно сказать… Безусловно, тому, что сейчас есть во мне в профессиональном плане, я во многом обязан своему учителю — профессору петербургской консерватории Татьяне Хитровой. Она обучала меня в училище, консерватории. Она привила во мне отношение к тому, чем занимаюсь, — к дирижированию хором. Надеюсь, я многое смог у нее перенять. Она учила читать ноты, вникать в музыку, слушать ее сердцем. Прежде чем говорить об эмоциональном прочтении произведения, необходимо стремиться к его профессиональному исполнению. Если композиция исполнена на низком уровне, то она не затронет сердца слушателей. А для того чтобы исполнять ее в совершенстве, надо много трудиться, стараться.

Какую музыку вы больше всего любите исполнять?

— Наверное, больше всего все-таки современную музыку молодых и не очень композиторов. Но порой некоторые вещи, которые хотелось бы исполнить, увы, для нас недоступны. К примеру, чтобы исполнить произведения эстонского композитора Арво Пярта надо заплатить за партитуры большие деньги. Однако приятно, что некоторые талантливые современные композиторы, прослушав нас, сами предлагают свои произведения, Даже специально пишут для нас, что, безусловно, мы считаем высшим признанием своего профессионализма. Так, Рустам Сагдиев написал сценическую кантату по Достоевскому «Братья Карамазовы». Недавно мы перезаписали фонограммы для знаменитой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Она была записана в 1989 году, и теперь пришло время ее обновить, насытить новым, современным звучанием. Работа была очень интересной. Мы плотно взаимодействовали с солистом оперы Ярославом Баярунасом — «эксперимент» получился, я думаю. 

По вашей афише видно, что коллектив выступает на разных площадках. Чем это вызвано?

— Прежде всего, нашей востребованностью. Нам предлагают, а мы стараемся не упустить свой шанс. В последнюю субботу октября в Малом зале Петербургской филармонии прошел совместный концерт «Гении барокко» Симфонического оркестра «1703» и нашего хора. В программе прозвучали произведения Баха, Вивальди, Генделя и Телемана — композиторов, олицетворяющих высокое барокко. Жившие в одно время, каждый из этих мастеров создал свою, глубоко индивидуальную манеру письма, подарив миру великие произведения. Надеюсь, что то наслаждение, с которым мы работали в этом концерте, передалось и нашим слушателям. Хотелось бы, чтоб наше сотрудничество с Симфоническим оркестром «1703» было продолжено. Солисты нашего камерного хора так же исполнили музыкальные композиции вместе с оркестром, что говорит о том, что они одинаково хорошо работают как в хоре, так и сольно.

Наших слушателей и ваших читателей я призываю обратить внимание на проект «TepperClassic», который реализуется в Пушкине в Софийском павильоне. Там выступаем и мы, и другие коллективы, входящие в «Петербургские серенады». Вообще, меня часто спрашивают о творческих планах, куда мы стремимся... Я отвечаю: мы развиваемся в наших программах, выступая на разных сценических площадках, с разными коллективами. Выступая, мы развиваемся и идем дальше.

Мы желаем камерному хору «Петербургские серенады» настоящих творческих взлетов!

 Беседовала Марина ОРЛОВА

 

Write a comment

Comments: 0