Баня парит — здоровье дарит!

О любви к бане лучше всего свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки и сказки. Во многих повторяется: баньку истопи, накорми-напои, спать уложи. Можно привести мнение о бане писателя Алексея Толстого:
«Без Петербурга да без бани нам как телу без души».

Многим памятен кинофильм Эльдара. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», в котором четверо друзей каждый год 31 декабря ходили в баню. В отличие от героев фильма для некоторых жителей Пушкина и ближайших окрестностей посещение бани не только еженедельная традиция, но и образ жизни. Чтобы в этом убедиться, достаточно побывать в бане у железнодорожного вокзала «Царское Село». Для ее завсегдатаев — а среди них все категории работников умственного и физического труда, военных (от сержанта до полковника), предприниматели и представители духовенства — это священное место отдохновения души и тела.

Разговор о бане я начну с банщиком Рашидом.            

Рашид, как давно ты работаешь в этой бане и что ты думаешь о ее посетителях?

— Прежде всего, я хочу сказать, что баня — это традиционная русская культура. Я работаю в этой бане с 1990 года. По дням недели приходят разные люди. Например, по пятницам, по моему наблюдению, приходят, в основном, люди умственного труда, которым необходимо спокойствие, неторопливость и общение в небольшом кругу друзей. В субботу превалируют бывшие военнослужащие, независимо от рода службы, а в воскресенье — люди по большей части из среды предпринимателей. За почти 30 лет работы я знаю практически всех поименно, люди приходят не только помыться, но и пообщаться, отметить какие-то свои важные события или просто отдохнуть в одиночестве, отдыхая в кресле после посещения парной. Здесь никогда не бывает никаких громких разговоров и выяснения отношений, так как собираются хорошие знакомые, друзья. Они приобщают к бане своих детей и внуков, которые растут у нас на глазах. Для всех них баня — стиль жизни.          

А ты сам паришься в этой бане?

— Я, конечно, могу попариться, но не делаю этого, так на работе расслабляться нельзя. Помыться с утра под душем, пока нет наплыва посетителей, можно. А для того чтобы как следует попариться, выбираю выходные от работы дни — делаю это по субботам, после игры с друзьями в футбол.

Приведенная Рашидом градация посетителей по дням недели является весьма условной. Например, при посещении бани в воскресенье я встретил в ней четырех профессоров Аграрного университета, один из которых сказал в шутку, что они могли бы открыть здесь филиал совета инженерного факультета по защите диссертационных работ.    

Следующим моим собеседником стал старожил бани, известная в Пушкине личность, Олег Алексеевич Мурашов.

Олег, что для тебя значит баня?

— Хожу в нашу баню с года ее открытия. Баня — это праздник души, и не только души, но и тела, но, прежде всего, души. Сердцем бани является парилка. Парилка в нашей бане — это чудо из чудес. Я бы сказал всему миру, что наша пушкинская парилка — лучшая, но не буду обижать другие места попариться и не хочу привлекать к нашей бане слишком большого интереса.

В чем, по твоему мнению, выражается свобода и равенство, о чем написал Высоцкий в своей балладе?

— Ты спрашиваешь о свободе и равенстве в широком или более узком смысле?

Я спрашиваю об этих понятиях в широком аспекте.

— В бане все равны — здесь нет ни звездочек на погонах, ни генералов, ни депутатов, хотя и те, и другие ходят в баню. Здесь все в чем мать родила, поэтому здесь все равны в этом смысле единым богатством. А свобода заключается в том, что любой член нашего коллектива вправе выбирать себе тот режим в парной, который ему по душе и поддать пару столько, сколько ему угодно.

А что говорят в этом случае другие парильщики?

— Обычно говорят: ну, брат, ты даешь, набросал! Но вежливый человек, прежде чем наддать пару, обязательно спросит тех, кто находится на полке, можно ли немного поддать пару. И здесь все зависит от понимания: что такое немного или много и как следует делать. Каждый выбирает сам.

А как ты понимаешь братство в бане?

— Поясню на примере. В своей жизни я поработал во многих местах и, в частности, был энергетиком на телестудии на улице Чапыгина. И вот однажды, в 1996 году, на телестудию приходит председатель Пушкинского отделения Коммунистической рабочей партии России (была такая в то время) товарищ Березкин с группой товарищей для того, чтобы изложить свою позицию по выборам президента России. Березкин — коммунист, а я не состою ни в каких партиях; он сторонник тоталитаризма, я приверженец демократии и либерализма. У нас совершенно разные взгляды на жизнь, но, встретившись на телестудии, мы обнялись как братья, потому что ходим в одну и ту же баню. Братья мы с ним по бане, и все, кто посещают нашу баню, — это братья. Мы знаем все дни рождения, практически все значительные события в жизни каждого, но не настолько, чтобы дружить семьями. Но отпраздновать день рождения члена нашего братства — святой долг и обязанность. Это происходит всегда с поздравлениями, торжественно и весело.

Олег, я почувствовал, что все проявляют к тебе большое уважение, тебя называют в бане магистром. Что это означает?

— Слово «магистр» надо брать в кавычки. Обычно под этим подразумевают человека, который готовит парилку по своей технологии. В каждой компании есть свой «магистр». Я, наверное, заслужил этот «титул» за многолетнее служение бани, за умение сказать, чему или кому посвящается очередной заход команды в парилку. 

Могу засвидетельствовать этот факт, так как многие годы ходил в баню по субботам вместе с Олегом. Он большой шутник и всегда что-нибудь придумает. Например, 19 октября, как известно, День основания Царскосельского Лицея. Но мало кто знает, что в современной России это еще и День военно-оркестровой службы. Так вот, у нас в этот день в парилку первыми приглашаются лица, когда-либо игравшие в духовых оркестрах, то есть «лабухи» (я тоже к ним отношусь), а затем — все остальные.

В каждый день недели, в утреннею, дневную и вечернею смену есть свой «магистр». У каждого «магистра» — своя команда и своя кухня подготовки парилки. И это тоже традиция, отточенная годами.

Следующий мой собеседник — Александр Владимирович, президент «Клуба 16».

Что для вас баня, как вы понимаете слова Высоцкого о едином богатстве?

— Я хожу в нашу баню с 1976 года. Баня для меня — это образ жизни. Для нас не существует различий в социальном положении, будь то директор предприятия или рабочий — все равны, даже люди, некогда преступившие закон или служители культа. Мы все товарищи, и все наши богатства в бане — при нас.

Вы являетесь президентом «Клуба 16». Что это за клуб?

— Дело в том, что были времена, когда в класс повышенного комфорта стоимостью в три раза больше, чем обычный класс (современное коммерческое отделение), надо было брать абонемент на определенное время. Я брал абонемент на 16 часов, и в это время образовывалась большая группа, мы все перезнакомились, сблизились, появились общие интересы, и образовался неформальный коллектив, который мы назвали «Клуб 16». У нас есть обязанность добровольно возмещать небольшие расходы, связанные с покупкой трав и душистых настоек для парной.

А вне бани члены клуба контактируют между собой?

— Так как большинство членов клуба военные в запасе, то мы вместе отмечаем некоторые памятные даты, связанные с армией и флотом — например, посещаем мемориалы и кладбища в День Победы, празднуем День авиации и День военно-морского флота, не забываем семьи ушедших товарищей. Отмечаем торжественные события, юбилеи членов клуба.

Вопрос о бане я задал и священнослужителю одного из храмов Царскосельского благочиния.

— Я слышал высказывания товарищей по бане и согласен с мнением, что баня — это праздник души и отдохновения тела, и в этом смысле служители церкви такие же миряне, как и все здесь присутствующие. Я и детей своих, один из которых тоже священнослужитель, приобщаю с малолетства к бане. Человек должен быть во всем чист: и духом, и в помыслах, и в теле. В этом смысле баня — место, которое способствует достижению чистоты тела и души.

Скажите, как Церковь относится к спасению души, если баня — это праздник души, с чем вы согласны?

— Вам, наверное, известно, что по священному писанию человек состоит из духа, души и тела. И Господь вдохнул в него жизнь, то есть человек — это духовное создание и поэтому Церковь молится о сохранении духа, если человек жив, и о спасении духа, если он скончался. А что касается души человека, то вместе с телом она составляет плоть человека и в этом смысле она неотрывна от тела, поэтому мы в бане отдыхаем и телом, и душой.

Следующий рассказчик — Натан Моисеевич, учитель информатики, человек с большим банным стажем с 1973 года.

Натан, как все началось, и что для тебя означает баня?

— Как только открылась эта баня в 1973 году, мы, служащие и курсанты военного Училища радиоэлектроники, стали ее посещать и знакомиться между собой. Здесь мы познакомились с прекрасным врачом Андреем, который каждую пятницу приходит в баню со дня ее открытия. Другой наш хороший знакомый Саша Бехтин уехал работать на Камчатку, но в каждый приезд в Пушкин, в пятницу, появляется в бане, потому что баня для нас — это жизнь, а пятница — святой день.

А как же семья, дети, сослуживцы?

— Еще во время моего сватовства у нас с будущей женой была достигнута договоренность, что пятница — это незыблемо банный день, и эта договоренность сохраняется до сих пор, на протяжении многих совместно прожитых лет. Для походов в театр, на концерт, в гости существуют еще шесть дней недели. Исключение составляют только форс-мажорные обстоятельства и поездки на отдых, например, на море.

А что такое для тебя — свобода в бане?

— Я бы сказал, что свобода существует в свободном обществе, а в бане общество полностью свободно как от одежды, так и от званий и положений. Но это не означает, что каждый может здесь делать все, что захочет. Если вспомнить философское определение свободы, как осознанной необходимости, то она применима и к бане, так как баня — это социум, в котором надо соблюдать свободу других.

Я беседую с еще одним старожилом бани — заслуженным врачом, кандидатом медицинских наук Андреем Ивановичем.

— Баня для меня — это, в первую очередь, способ реабилитации организма, и второе — встреча и общение с друзьями, некоторых я знаю с 1973 года. Очень люблю после парной полежать в ванной с морской солью; это успокаивает и оздоравливает. В бане скидываешь груз недельной усталости от работы, а за столом в предбаннике можно поговорить с приятелями о житейских делах и, если потребуется, дать советы по вопросам сохранения здоровья. Что касается ваших вопросов о свободе, равенстве и братстве в бане, то скажу, что я не романтик, а прагматик и для меня важно физическое удовольствие от бани, которое омрачается невозможностью пользоваться баней людям с ограниченными физическими возможностями. Например, построили для входа в баню пандус, а дальше — крутая лестница вверх. Хочу обратить на это внимание депутатов, которые ходят в нашу баню.

Среди завсегдатаев бани и мой сосед по дому — строитель Александр Сергеевич

— Баня — это здоровье. Приходишь и заряжаешься здоровьем на целую неделю, а поговорил с друзьями — и хорошим настроением.

А о чем или о ком вы разговариваете?

— Обо всем: о погоде, спорте, политике, женщинах и вообще о чем угодно.

А как ты понимаешь «братство»?

— В зимний период наша компания насчитывает до 40 человек, из них 25–30 ходят в баню постоянно в течение года. К примеру, мой товарищ ходит сюда уже 40 лет, а я — более 10 лет в один и тот же день. Мы настолько привыкли друг к другу, что поневоле стали братьями. Отмечаем в бане знаменательные события в жизни товарищей.

Саша, я заметил, что у тебя в раздевалке лежат миски с чесноком и луком. Зачем?

— Это не закуска. Есть еще и травы. Из этих компонентов готовятся водные настои для парной. Мы готовим три разные парилки — травяную, чесночную и луковую.

И что это дает?

— Полное очищение организма от всякой заразы и хвори, вообще — заряд здоровья.

Я встретил в бане людей, недавно переехавших в Пушкин, один из которых Николай,  наладчик электронной аппаратуры, рассказал мне, что бывает в бане даже в командировках, если позволяет время и обстоятельства, а до переезда в Пушкин еженедельно ходил в баню в Приморском районе. Там баня располагается прямо на проспекте, и разгоряченные мужики после парилки выскакивают на улицу, что вызывает радостные звуки клаксонов проезжающих автомобилистов. Теперь Николай посещает пушкинскую баню по воскресеньям.

В баню с отцами ходят и юнцы. Вот мнение пятиклассника Артема.

— Мы уже три года живем в Пушкине, и я стал с папой ходить в баню. Мне нравится греться в парилке, но пока без веника, в раздевалке отдохнуть, попить водички и поесть чипсы.

А почему без веника, Артем?

— Я еще не привык к такой жаре в парилке, но думаю, что со временем освоюсь.

Можно сколько угодно рассуждать о бане с мужским полом. А что о бане думают женщины? Пойти в женское отделение я не могу (это не Германия), но поговорить с одной из любительниц бани, сотрудницей научно-исследовательского института Мариной Корюновной мне удалось.

Марина, скажи, пожалуйста, как давно и регулярно ты ходишь в баню с подругами?

— Я коренная жительница Пушкина и хожу в баню, можно сказать, с детства, а в эту баню — с момента открытия, с перерывом на рождение сына и его воспитание до трех лет. Ранее, до закрытия женского отделения по пятницам, наша компания состояла из 14 человек. Теперь я хожу в баню по воскресеньям, у нас устоявшийся коллектив — 8 подруг, от мала до велика.

Бытует мнение, что настоящая дружба cуществует только среди мужчин. А ты как считаешь?

— Прости меня — но это миф. Именно баня доказывает, что существует дружба среди женщин. Конечно, нельзя сказать, что это братство, но это взаимное внимание и забота друг о друге в оказании маленьких, но полезных услуг, как массаж, растирание мазями и гелями, прогрев в парилке веником, да и множество всяких женских косметических дел. Мы настолько сдружились в бане, что наша компания встречается не только в бане, но и по иным значительным событиям жизни подруг и их семей. У нас давно сложился дружный, сплоченный коллектив женщин самого различного возраста, и теперь не только мы, но и наши дети, общаемся и в бане, и за ее пределами. Конечно, женщины не употребляют слово «братство», и нам ближе понятие «подруги».

К разговору подключается Маринина подруга Жанна, в прошлом геолог:

— Многие, многие годы мы посещаем баню, получая положительные эмоции, отдыхая душой. Это можно сравнить с трехчасовым переходом в параллельную, но существующую реальность, свободную от повседневных проблем, где царит гармония души и тела. За это время каждому из нас посчастливилось окружить себя приятными для общения людьми, обрести настоящих друзей и создать банное общество завсегдатаев под названием «Легкий парок». Неудивительно, что любовь к бане передается по наследству. Дети и внуки любителей попариться охотно приходят в баню уже с трех-четырех лет. Растет достойная смена. В каком бы настроении и состоянии ни пришла, ухожу отсюда всегда умиротворенной и отдохнувшей. Не представляю свою жизнь без бани, без горячего пара, без дубового веника, без банных посиделок и шуточек-прибауточек, без любимых людей — единомышленников. Не могу не упомянуть об очень важном для нас человеке в бане — о банщице Марии Ефимовне, которая создавала какую-то особую атмосферу и уют. Ее уже нет с нами, но только физически».

Марина, о чем женщины разговаривают в бане?

— Обо всем, но больше всего о детях, здоровье, «дачных» делах, косметике лица и тела. Например, я перестала пользоваться в бане гелями для тела, т.к. подруги выяснили что для здоровья лучше подходят высококачественные мыла, некоторые из которых привозят подруги из-за границы.

 

Как члены семьи, и, прежде всего, муж, относятся к твоим еженедельным походам в баню?

— Поначалу привыкали трудно, но потом поняли, что мне необходимо иметь личное временнОе пространство после трудовой недели, необходимо отдохнуть не только от работы, но и от житейских забот. И к тому же, после бани я прихожу умиротворенная и расслабленная и это плюс для семейных отношений. Наверное, и мои мужчины имеют какую-то выгоду для себя.

Марина, подводя итог, скажи, пожалуйста, что для тебя и твоих подруг баня?

— Для нас это важная часть жизни: три-четыре часа личного времени для восстановления души и тела — это надежда на вечную молодость. Баня дает нам ощущение легкости и невесомости, мы ощущаем прилив доброты, становимся естественными — комплексы остаются дома. В каком бы настроении и состоянии мы сюда ни пришли, уходим отсюда всегда умиротворенными и отдохнувшими (если не парюсь неделю, чувствую себя как в скафандре).

Поговорив с посетителями бани, независимо от пола и возраста, я пришел к заключению, что для тех, кто посещает баню регулярно — это царство гармонии души и тела, переход, как у космонавтов, в состояние невесомости и как у истинно верующих — в состояние блаженства в результате воздействия пара и духовного общения с друзьями. Другие предпочитают в бане одиночество, но чтобы, как в песне, «тело и душа были молоды». Но и те, и другие — это особая каста жителей Пушкина, которые влюблены в баню и ее целебные свойства, верят в жизненную силу товарищества и братства в широком смысле этих понятий, и почитают поговорку «Банный веник душу тешит да тело нежит». С легким паром, друзья!

 Подготовил Владимир СКУРАТОВ

Фотографии Хариса Шахмаметьева

Write a comment

Comments: 0