Вдохновение черпали в Тярлево

В Тярлево есть калитка, за которой остановилось время. Ремонт и перестройка здесь не проводились не потому, что у хозяев не было возможности, а потому, что построенный после войны дом бережно сохранялся со всеми мелочами и приметами своего времени.
Здесь нет ухоженных грядок, зато сквозь солнечные кружева листвы на участке видны скульптуры.

Скульптор в третьем поколении

На кухне осталась практически не нужная и занимающая много места плита, которую раньше топили дровами. Наверху стоят старинные бутыли, найденные на участке. Чтобы подчеркнуть дачный колорит, здесь висят вышитые полотенца. Даже обои не менялись. На стенах в рамках висят портреты и фотографии здравствующих членов семьи и давно ушедших. В небольшой комнате стоит рояль, на котором хозяйка дома, Светлана Аркадьевна Терентьева, исполняет старинные романсы — с таким же мастерством она аккомпанирует себе и на гитаре.

Светлана Аркадьевна — скульптор в третьем поколении, с девичьей фигурой и задором в глазах, родилась в 1948 году в Ленинграде. Училась в школе при консерватории по классу фортепиано вместе с пианистом № 1 Григорием Соколовым, занималась у Марины Вениаминовны Вольф. Преподаватель литературы Нэля Наумовна Наумова (жена знаменитого режиссера) предложила выпускникам 11-го класса поставить спектакль Горького «На дне». Днем сдавали экзамены, а ночью репетировали. Это было тяжелое, но счастливое время. Соученик Светланы по фортепианному отделению, будущий артист и певец Михаил Боярский играл Ваську Пепла, Светлана играла Анну.

Под влиянием мамы, Клавдии Петровны Терентьевой — известного скульптора советского времени, Светлана поступила в Академию художеств в Ленинграде на отделение скульптуры и окончила его с красным дипломом, а с 1978 года стала членом Союза художников. Сейчас ее работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея истории Летнего сада, Музея Академии художеств и Театрального музея. Ее работы есть в Финляндии — «Утро» (бронза), Болгарии — «Олимпийский огонь», Югославии — «Портрет пианиста» и «Огонь», а также — в Москве, Германии, Франции, США, Бельгии.

В 2015 году Светлана Аркадьевна оформила фасад дома № 17 по улице Добролюбова. На нижнем этаже фасад украшен масками мраморных львов, а на уровне четвертого этажа установлены четыре фигуры ангелов из легкого пластика — фигуры из мрамора фасад бы не выдержал. На шестом этаже бизнес-центра «Нептун» на Обводном канале устроена часовня, для которой Светлана выполнила из керамики в духе древнерусских изразцов фигуры пророков Исайи и Даниила. В фарфоре сделала небольшую статуэтку Монсеррат Кабалье высотой 20 см, с авторской росписью — одна такая фигурка теперь находится в Театральном музее в Петербурге, а другая — в Германии.

С 2005 по 2012 год Светлана Аркадьевна работала скульптором на ювелирной фирме «Акимов» и делала там сотни моделей в пластилине по религиозной тематике: кресты, изображения святых, богородицы. Наброски и рисунки выполняла в Тярлево, а потом изделия отливали в золоте и серебре. Параллельно занималась собственным творчеством.

Предки с творческой жилкой

А теперь перенесемся в былые времена. В 1902 году прадед Светланы Аркадьевны, выходец из Псковской губернии, Герасим Терентьевич Молчанов по столыпинскому указу вместе с семьей поехал осваивать Сибирь. Отправились несколько семей, землю давали по числу членов семьи. Первую зиму жили в тайге в землянке, потом построили дом и обзавелись хозяйством — коровы, лошади, овцы, пчелы. Жили там до 1924 года, а после переехали в город Тара. В комнате тярлевской дачи висит фотография Герасима Терентьевича — большая, раскидистая борода, в левой руке ружье, правая нога стоит на пеньке, а рядом лежит охотничья собака. Прадедушка отличался крутым нравом. Он был егерем у помещика, его сын Петр дружил с сыном помещика, и тот предложил отправить Петра (бесплатно!) вместе со своим сыном учиться в Петербург. Но Герасим отказался. Сам же он был бесконечно талантлив: сочинял стихи и читал их односельчанам, играл на железной скрипке, которую смастерил сам. Пел в церковном хоре и был его регентом. Был прекрасным столяром и сыну своему Петру привил любовь к труду. Десятилетний Петр уже мог самостоятельно выполнять на токарном станке сложные детали из дерева. Как-то отец с сыном крепко поссорились — нашел характер на характер. И в знак протеста Петр сменил отцовскую фамилию на производную от его отчества — Терентьев. Было за что: Герасим выбросил люльку с внуком в окно, правда, внук не пострадал…

Петр Герасимович Терентьев (1885–1974) играл на скрипке, построил коноводную мельницу. В 1916 году Петр Терентьев ушел на фронт солдатом. Во время службы в Петрограде ему довелось побывать в музеях, в Эрмитаже и познакомиться с произведениями великих художников, в нем вспыхнуло стремление к искусству. Тайком от начальства по ночам он занимался резьбой по дереву. Стал работать в Тарском педагогическом техникуме и в средних школах, обучал детей обработке металла и дерева. В 1936 году в Таре проходила сельскохозяйственная выставка, где были представлены его первые работы, получившие высокую оценку. О даровитом скульпторе-самоучке узнали в Москве. Всесоюзный дом народного творчества пригласил его в столицу, и там он много и плодотворно работал. По возвращении из Москвы при Детской технической станции в Таре он организовал кружок юных художников и скульпторов.

Дед Петр Герасимович Терентьев со своими работами
Дед Петр Герасимович Терентьев со своими работами

За свою жизнь он создал немало художественных произведений из дерева, которые хранятся в московских, петербургских и других музеях страны, продолжал работать до самого преклонного возраста: из-под его резца вышли фигуры многих известных людей.

Петр был женат на землячке из соседней деревни Анне Кузнецовой. У Терентьевых было шесть дочерей, и еще пять умерли в младенчестве. Татьяна Петровна Терентьева стала музыкантом, всю жизнь проработала виолончелисткой в Кировском (Мариинском) театре. Анфиса Петровна Тулакина была врачом. Александра Петровна окончила Театральный институт в Ленинграде у знаменитого Николая Акимова, работала актрисой драмтеатра во Владивостоке. Прасковья Петровна Тишкина была фронтовой медсестрой, училась в одном классе со своим прославленным земляком, уроженцем города Тара артистом Михаилом Ульяновым. Анна Петровна Бухаркина закончила Художественно-промышленный техникум в Омске, преподавала черчение и рисование, была диктором местного радио. О старшей, Клавдии, Петр Герасимович говорил с особой гордостью, так как она стала его последовательницей в творческом и профессиональном плане.

Отразившие дух времени

Клавдия Петровна Терентьева (1912–2006) родилась в деревне Теис Тарского уезда Омской губернии. Когда ей было 12 лет, она делала копии с картин известных художников, которые продавались в лавке друга отца. Покупала холст, шила себе и сестрам платья, а затем их расписывала цветами: васильки, ромашки, маки и просто узоры. Как серьезный художник, она начинала с живописной картины для строящегося в Таре кинотеатра «Октябрь». Кружком изобразительного искусства школьников руководил местный художник Николай Иванович Иванов, который и приметил юное дарование. Клавдия окончила Академию художеств в Ленинграде. Их курс вел великий скульптор Александр Матвеев, у которого учились Аникушин, Терентьева, Стамов, Холина. Игнатьев, Вайнман, Харламова, Крупина, Тимченко. Весь жизненный путь после окончания Академии был заполнен творческими исканиями. Случалось выигрывать творческие конкурсы в Ленинграде. В 1940 году Клавдия Терентьева была удостоена первой премии на академическом конкурсе за работу «Задание в разведку».

Военные годы в Таре Терентьевы прожили с большими трудностями. Семью спасало, что, будучи умельцем, Петр Герасимович чинил ружья, нарезал стволы, воронил, вырезал приклады и украшал их рисунками, выполнял для жителей различные ремонтные работы, вел большое домашнее хозяйство. Сам был отличным стрелком и на охоте убивал иногда более сотни уток. До работы успевал сбросить трофеи в соленую воду, а вернувшись вечером домой, вместе с семьей обрабатывал добычу. Имел 35 семей пчел. Изготовленный им станок, производивший вощину, обслуживал всех пчеловодов Тарского района.

Клавдия Петровна в первую блокадную зиму в Ленинграде прожила в подвалах Академии художеств. В самом начале войны от Академии посылали на окопные работы, а когда вернулись, продуктов в городе уже не было — не успели запастись. Сохранилось редкое фото 1941 года, на котором Клавдия Петровна с другими ленинградками запечатлена во время рытья окопов под Пудостью. В 1942 году она была эвакуирована по «Дороге жизни» в Самарканд, где все работали, а Матвеев продолжал преподавать.

Началась мирная жизнь. После войны в Ленинграде под жилье давали комнаты, которые более-менее уцелели, с условием, что будущий хозяин сам сделает необходимый ремонт. Клавдия Петровна залатала дырку в потолке предоставленной комнаты, которая годилась и как мастерская — сплошное застекление и высота потолка 3,5 м. А по соседству располагались график Борис Молчанов и иллюстратор детских книг Юрий Васнецов. Дом находился рядом с Академией художеств. Позже Клавдию Петровну с дочерью Светой переселили на улицу Кораблестроителей. Она защитила диплом в Академии и выиграла конкурс на создание памятника Дзержинскому. Сохранилась фотография, снятая во время торжественного открытия памятника во дворе главного здания Адмиралтейства, где располагалось училище. На фоне памятника Клавдия Петровна стоит с четырехлетней дочкой Светой.

На конкурсе работ, посвященному Великой Отечественной войны, на выставке скульптуры в ВДНХ Клавдия Петровна получила первую премию за работу «Материнство». Она много и плодотворно работала, большинство ее работ рассеяно по музеям страны.

Клавдия Терентьева рядом с моделью памятника Дзержинскому. 1950-е годы
Клавдия Терентьева рядом с моделью памятника Дзержинскому. 1950-е годы

Когда в городе Урае Тюменской области проектировался памятник «Первооткрывателям сибирской нефти», Клавдия Петровна выиграла конкурс. Она выполнила скульптуру методом выколотки из меди. Не одно поколение нефтяников выросло рядом с этим монументом (1975).

Но в 1951 году Клавдия Петровна убедила отца перебраться в Ленинград — здесь продолжилась их творческая деятельность. Бывавшие в мастерской известные люди убеждали Петра Герасимовича не останавливаться на достигнутом, участвовать в создании экспозиций ленинградских музеев. Он выполнил несколько фигур из дерева, в частности, фигура маршала Говорова. Его работы оказались в Музее Октябрьской революции. Несколько деревянных скульптур были закуплены и другими музеями страны. Русский музей приобрел скульптурную работу, выполненную из березы, «Ходоки у Ленина», а Музей Ленина — работу «Ленин на охоте». Скульптурную композицию «Пушкин читает стихи Державину» Клавдия Петровна подарила Всесоюзному музею А. С. Пушкина, а скульптурный портрет Маяковского был подарен Литературному музею в Москве. Многие работы Петра Герасимовича отражали дух времени — например, композиция «Сталин, сокрушающий империализм», деревянные бюсты Калинина, Кирова и других советских государственных деятелей. Но даже эти работы, как и те, что выполнялись по сюжетам русских народных сказок, делались от души.

В период Перестройки Терентьевы, как и большинство россиян, столкнулись со многими неожиданностями. Попытки построить собственную мастерскую закончились безуспешно. Не помогло обивание чиновничьих порогов и обращение к мэру Анатолию Собчаку. Резкое сокращение числа заказов лишило их материальной поддержки, но скульпторы продолжали работать.

Не один год во время праздничных демонстрации на Дворцовой площади впереди колонны ехала машина, на которой было установлено сооружение из легких материалов и конструкций, выполненное Клавдией Петровной, — копия памятника Ленину у Финляндского вокзала.

Клавдия Терентьева в Тярлево за работой. 1970-е гг.
Клавдия Терентьева в Тярлево за работой. 1970-е гг.

Семейная дача-мастерская

Скульптура — дело не женское, а значит, женщина-скульптор должна быть необыкновенной. Клавдия Петровна была родом из Сибири — и этим все сказано.

Поскольку она была неординарным человеком, то у нее была и неординарная мечта — купить корабль и плыть на нем по Волге, чтобы на палубе стоял рояль, на котором играет ее дочка. Заманчиво, но неосуществимо. Но с естественным для нее упорством, она шла к своей мечте: уже ездила в Кронштадт и ей показали несколько списанных посудин, уже поехала покупать, но вмешался его величество случай. На трамвайной остановке была сбита велосипедом, сильно пострадала и потом долго лечилась в больнице.

У Клавдии была знакомая виолончелистка из консерватории, аристократка, уроженка Павловска Софья Ильинская, которая решила направить несбыточную мечту в другое русло. Софья стала агитировать Клавдию обосноваться в этих краях. Пароход был забыт. Стали вместе подыскивать подходящий дом и, в конце концов, попали в Тярлево.

После войны здесь имели право получать участки под застройку только военные, профессора, художники. Дом на Московской улице был построен в 1946–1948 годах бывшим председателем сельсовета. Рядом он построил домик поменьше, насадил деревьев и подвел к дому асфальтовую дорогу. Он был вдовец, бездетный и после продажи дома собирался уехать к брату в Воронеж, да задержался, так как Клавдии еще не пришли деньги за скульптуру, чтобы окончательно рассчитаться. В ожидании денег Клавдия, ее дочь Светлана и родная сестра Татьяна временно жили в маленьком домике.

В конце концов, после отъезда прежнего хозяина в 1967 году Клавдия Петровна стала домовладелицей. Но дерзкие планы не переставали посещать беспокойную голову, и она построила рядом с домом немаленький бассейн. Заполнили водой, поплескались, а когда спустили воду, то она утекла к соседям. Так и стоит на участке по сей день эта бетонная коробка, поросшая травой.

На даче в Тярлево семья жила с апреля по ноябрь. В течение 15 лет, пока позволяло здоровье, на веранде и в маленьком домике жил и Петр Герасимович. Будучи уже в возрасте, он мог работать только в легком материале — пластилине. Сейчас здесь остались его работы «Киров на стройке в 1949 г.», «Ходоки у Ленина». Работу «Волки нападают на тройку» украли воры, которые регулярно обносили дачу в зимнее время, когда хозяева отсутствовали. Так же был украден большой масляный портрет прадеда, написанный дедом с фотографии, хотя нынешняя хозяйка дачи на зимнее время прятала его на чердаке. 

В Тярлево Клавдия Петровна работала в дереве над скульптурой «Материнство» — сейчас в саду под яблоней стоит вариант этой скульптуры в цементе. Здесь она выполнила в глине фигуру идущего отца (которая, к сожалению, не сохранилась), два детских портрета и портрет сестры Анны в гипсе. Рядом с маленьким домиком Клавдия Петровна вырубала из дуба скульптуру «Задание в разведку», которая сейчас находится в Музее обороны и блокады Ленинграда, и фигуру Аркадия Гайдара, которую приобрело Министерство культуры. В другой стороне участка, ближе к улице, стоит скульптура из цемента, вариант с закупленного Москвой бронзового оригинала скульптуры «Блокадный хлеб» — сидящая фигура умирающей матери с ребенком. А эта цементная скульптура была сделана в Петербурге и перевезена сюда.

Здесь же, на участке тярлевской дачи, продолжатель скульптурной династии, дочь Клавдии Петровны — Светлана Аркадьевна лепила в глине модель памятника павшим на войне, которая затем была выполнена в искусственном камне, — молодой солдат в длинной плащ-палатке смотрит вниз и указывает рукой на захоронения.

Когда в следующий раз вы будете в петербургском метро на станции «Технологический институт», остановитесь около скульптурного портрета путешественника Пржевальского и вспомните о скульпторе Клавдии Петровне Терентьевой, которая черпала вдохновение в Тярлево.

Ольга ГОНЧАРОВА, экскурсовод краеведческого музея в Тярлево

 

 

Write a comment

Comments: 0