Coca-Cola по-питерски

Давно хотел побывать на современном предприятии, например, таком, как завод «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» на Пулковском шоссе. И вот моя мечта сбылась. А экскурсию по заводу провел наш земляк, нынешний житель города Пушкина, директор предприятия — Александр Юрьевич МАЙЕР. Энергичный, приветливый, молодой человек, внимательным доброжелательным взглядом сразу расположил к себе, и, казалось, что мы знакомы уже много лет. Он был прост в общении, отвечал на любые вопросы и знал досконально все тонкости производства.

Александр Юрьевич встретил нас внизу, в холле, где напротив входа находится большой стеллаж, уставленный разными кубками, завоеванными предприятием. Тут же стоит автомат с напитками.

Мы прошли по длинному коридору, расписанному студентами Мухинского училища. Одна стена представляла собой улицу старого Петербурга, а другая — бесконечный мост. По металлической лестнице поднялись на второй этаж и оказались в маленьком кабинете, одну стену которого украшала изображение бутылки «Кока-колы» с меня ростом с выплескивающимся напитком.

А начали с того, что Александр Юрьевич рассказал о продукции, выпускаемой заводом. Около 50% ее составляют газированные напитки под известными мировыми брендами. Затем идут соки и сокосодержащие продукты, выпускаемые под брендами «Добрый» и «Моя семья». 

Завод выпускает до 70 различных упаковок. Во время беседы Александр Юрьевич довольно уверенно называл цифры. Но кое-что обещал уточнить и прислать позже.

 Через несколько дней он прислал письмо с более детальными цифрами. Пусть вас не смущает слово «формат» — это профессиональный жаргон производителей напитков, обозначающий объем тары.

Заглянув на сайт компании, мы узнали, что Александр Майер работал учителем, водителем погрузчика. Но более подробно, конечно, узнали о его жизни из первых уст:

— Родился в городе Волжский Волгоградской области. После школы закончил Волжский педагогический лицей с правом преподавания уроков труда и несколько лет работал в школе. Параллельно подрабатывал грузчиком на складе готовой продукции на заводе Соса-Cola в Волжском. Периодически увольнялся, это было связано с сезонностью производства. Потом повысил квалификацию до водителя погрузчика, перешел работать в производственную зону, потому что готовую продукцию снимают автопогрузчиком и увозят на склад. Затем перешел в операторы, изучил все механизмы, стал руководителем смены, начальником производства. То есть прошел все этапы в разных отделах, начиная с розлива и заканчивая вывозом готовой продукции на склад и логистикой.

А через несколько лет Александр Майер был переведен на петербургский завод, пройдя большой конкурс. Здесь он трудится с 2012 года.

Всего в России работает 10 заводов «Сoca-Cola HBC Россия» — от Владивостока до Северо-Запада.

Если говорить о заводе в Санкт-Петербурге, то начало его строительства относится к 1994 году, а в 1996-м здесь начался выпуск первой продукции. И до сих пор несколько человек работают здесь с самого открытия завода. Один из них начинал оператором, а сейчас работает как дневной руководитель. Еще один продолжает трудиться на линии оператором, другой водителем.

В 1996 году на заводе была установлена одна линия, позже их стало три, в 2017 году  произошла модернизация завода, и было установлено две линии  розлива соков. В конце прошлого года поставили еще одну, уже третью соковую линию, которая разливает соки в уникальную для российского сокового рынка экологичную упаковку Ecolean, объемом 0,175 литров.

Всего на заводе получается две ПЕТовские линии, три линии соков. А также на заводе разливают сиропы, объемом 10 л и 20 л.
Такие пакеты устанавливают в автоматах по розливу напитков в кинотеатрах и ресторанах, например, в «Макдоналдс».

Один из первых вопросов, который меня интересовал, был такой: 

Какую воду вы используете для производства напитков?

— Вода — главный ингредиент наших напитков. Подготовка (очистка) воды — наиболее длительный и самый важный этап в производстве. Поступившая вода проходит мульти барьерную очистку — требования по воде очень жесткие. И уже очищенная вода идет на производство напитков. В России на двух производственных площадках «Coca-Cola HBC» в Истре и Екатеринбурге используются подземные скважины, на остальных предприятиях — централизованные системы питьевого водоснабжения..

На вашем сайте написано, что на 96% процентов вы используете российское сырье. Что это за сырье?

— Около 4% от общего количества используемого сырья приходится на основу для напитков — это привозной концентрат, который на весь мир производят всего три завода.

 Все остальное — это вода, фрукты, овощи и ягоды для соковой продукции, пластик, крышка и этикетка. Пластик, то есть преформы, из которых под давлением 40 атмосфер выдувается бутылка, производится в Гатчине. Крышка и этикетка поставляются из Москвы.

А что такое — растительное молоко AdeZ, которое выпускает компания «Кока-Кола»?

— Это совершенно новый диетический продукт, впервые он появился в Аргентине в 1998 году — это молоко на основе риса, сои и кокоса. Coca-cola приобрела права на бренд AdeZ в 2017 году, значительно пересмотрев концепцию и рецептуру для европейского рынка. Мы заботимся о здоровье потребителей и запускаем напитки, не содержащие сахар. Разливается он как раз в новые бутылки на 30% состоящие из растительного сырья —PlantBottle. Но это импортный продукт, нам поставляют его из-за границы.

Сколько человек работает у вас на заводе?

— 500, но это вместе с депо в Карелии, где находятся наши склады, созданные для логистики. У нас свой транспорт, но частично мы используем сторонние компании. Здесь, в Петербурге, у нас работает порядка 460 человек. Для сотрудников предприятия каждые два часа осуществляется трансфер на завод от станции метро «Московская».

Каждый год у нас происходят небольшое расширение производства. В 2017 году были установлены две новые линии, в 2018-м — еще одна линия. Мы открываем новые рабочие места. 

В компании проводится турнир по футболу среди своих сотрудников и среди всех заводов. На каждом российском заводе, в каждом отделе есть своя команда. Выигравшая команда Северо-Запада играет с другими регионами. Последний раз мы ездили в Ростов. Также у нас есть беговой клуб, в котором все желающие могут заниматься бегом под наблюдением тренера.

На заводе есть свой профсоюз, с которым налажены рабочие отношения. Особо спорных вопросов не возникает, мы прислушиваемся друг к другу и при необходимости идем на встречу. Если мы не будем этого делать, не получится нормальной работы. Кстати, при входе на завод висит табличка, сколько дней предприятие проработало без травм. Там цифра перевалила за несколько тысяч дней.

Какие экологические инициативы проводит компания Coca-Cola и ваш завод в Петербурге?

— Наши обязательства сосредоточены на тех областях, которые являются наиболее важными для компании: обращение с отходами, использование воды и энергии, сокращение выбросов парниковых газов, использование сырья из ответственных источников и инвестиции в сообщества. Так, у нас 86% отходов производства идет на переработку. Мы заключаем контракты с предприятиями Петербурга и по всей стране с теми, кто заинтересован.  Сортируем отходы и потом сдаем их на переработку.

Компания выступила с инициативой установки контейнеров по сбору пластиковой упаковки — это начинание «Мир без отходов».
В рамках реализации расширенной ответственности производителя наша компания инвестирует в развитие инфраструктуры раздельного сбора в России. 

Сотрудники завода участвуют в проекте «Зеленые команды». Мы занимаемся уборкой территории города. В прошлом году осенью наши «Зеленые команды» присоединились к международной акции «Сделаем!». Были собраны тонны мусора, часть из которого потом отправили на переработку. Этой весной в рамках проекта мы высадили 30 деревьев и кустарников на прилегающей к заводу территории.

У вас на заводе проводятся экскурсии. Как это происходит?

— Можно зайти на наш сайт и оставить там заявку. Мы проводим экскурсии для всех возрастов, от школьников до представителей бизнес-сообществ. В год только на наш завод приходит около
10 тысяч человек.

У вас же производство. Это не мешает?

— Нисколько, мы даже рады. У нас специально выделена зона для экскурсий, и посетители могут увидеть, как на нашем производстве все организовано, как происходит выпуск напитков, убедиться, что все соответствует мировым стандартам. Оборудование самое современное, все операции автоматизированы, идеальная чистота. 

 Александр, сколько лет вы живете в Пушкине?

— Семь лет, как только меня перевели в Петербург. Мы рассматривали массу вариантов, но остановились на Пушкине. У меня трое детей, и мы выбирали Пушкин, чтобы было комфортно, чтобы не было много машин, загазованности. А здесь много парков и чистый воздух.

На этом мы закончили разговор и с любезного приглашения Александра Юрьевича отправились на экскурсию по предприятию. Мы вышли из кабинета и прошли на площадку, где установлен стенд, показывающий все производственные этапы и технологические процессы, которые происходят с напитками, пока они не попадут в магазин. Карта очень наглядна, с разноцветными лампочками и цепочками. Здесь Александр Юрьевич показал процесс изготовления напитков от поступления воды, очистки и дальнейших технологических цепочек. Розлив может достигать до 42 тысяч бутылок в час.

Казалось бы, простое дело — закупоривание бутылки. Оказалось, что оно производится автоматом с необходимым количеством оборотов таким образом, чтобы ее можно было без труда открыть даже ребенку. Крышка накручивается с определенным усилием вместе с фиксирующим колечком, а во время открывания бутылки колечко отрывается от крышки, тем самым показывая, что бутылка уже вскрыта.

Затем идет наклеивание этикетки, на нее лазером наносится штрих-код. Перетереть его уже невозможно. Это гарантия подлинности продукта. Заканчивается полный цикл упаковкой. Маленькие пакеты с соком складываются в коробки, затем роботы укладывают их на поддоны, после этого продукция идет на специальный стенд, где опять же автоматика обматывает партии пленкой. Наклеивается специальная этикетка, по которой водитель погрузчика на складе готовой продукции считывает штрих-код и, благодаря ему, устанавливает поддон на свое место. Тем самым упрощается комплектование и определяется, какая партия кому доставляется и в какие сроки. 

Александр Майер с одним из последних трофеев предприятия
Александр Майер с одним из последних трофеев предприятия

Затем мы пошли по коридору, как в длинном большом аквариуме. Внизу с одной стороны за стеклом находились линии розлива, с другой — готовая разноцветная продукция длинной лентой двигалась по конвейеру для дальнейшей обработки. Кругом идеальная чистота, людей внизу почти не видно. К конвейеру подошел рабочий в фирменной одежде, отобрал пять пачек сока и, как пояснил Александр Юрьевич, отнес их в лабораторию на анализ. Взятие проб происходит не реже одного раза в 30 минут
за все время розлива партии.

Александр Юрьевич подробно рассказывает о каждой операции, и понемногу мы начинаем понимать, что к чему. Заканчиваем экскурсию на складе готовой продукции. Не подумайте, что нас туда отвели, — там кипит работа, снуют погрузчики, и посторонние туда не допускаются. Просто на складе есть специальный балкончик, с которого можно увидеть бесконечные штабеля готовой продукции.

И в завершение нашего знакомства с предприятием, мы зашли в музей, где представлены все образцы продукции, в том числе одна из первых бутылок Соса-Cola, а также здесь можно увидеть сувенирные бутылочки, изготовленные для Сочинской олимпиады, и олимпийский факел.

Мы едва успели ознакомиться с музеем, попробовать напитки, как с экскурсией нагрянула большая группа ребят, и нам пришлось покинуть помещение.

На прощание в холле Александр Юрьевич показал нам кубок, завоеванный совсем недавно. Мы сделали несколько фотографий и распрощались с директором, но не с Coca-Cola.

Харис Шахмаметьев,

фото автора

На современной линии по производству продукции в ПЭТе разливают 5 форматов — 0,5, 0,9, 1, 1,5 и 2 литра. Линейка производимой продукции включает 14 вкусов. Это Coca-Cola, Coca-Cola Zero, Fanta, Sprite, BonAqua, BonAqua Still, Schweppes. На одной производственной линии выпускается 51 наименование напитка разного объема. На соковых линиях производятся напитки торговых марок «Добрый» и «Моя Семья».
В общей сложности эти линии выпускают 6 соков и 13 сокосодержащих напитков различного наименования объемом 1 и 2 литра. Линия розлива в экологическую упаковку Ecolean, на данный момент единственную в России, выпускает формат 0,175 литра, производит 5 наименований сокосодержащих напитков бренда «Моя Семья».

«Мир без отходов» — это глобальная экологическая стратегия. Система Сoca-Сola к 2030 году планирует собирать и перерабатывать столько же пластиковых бутылок и алюминиевых банок, сколько выпускает в продажу. Чтобы добиться этого, необходимо глобально изменить инфраструктуры раздельного сбора. Существуют три главные цели стратегии «Мир без отходов».

Первая. Производство (Design). Перейти на полностью перерабатываемую  упаковку к 2025 году.

Вторая. Сбор (Collect). К 2030 году собирать и отправлять на переработку столько же отходов потребительской упаковки, сколько компания выпускает в продажу .

Третья. Партнерство (Partner). Активно сотрудничать с крупными промышленными компаниями, органами власти и местными сообществами для решения глобальной проблемы пластиковых отходов.

Кроме этого, Coca-Cola — пионер в области биоразработки. Например, в 2009 году компания запустила революционную технологию PlantBottle. Это полностью перерабатываемая упаковка, изготовленная с использованием 30% материалов на основе отходов сахарного тростника, после производства сахара.

Самый популярный напиток за всю историю компании Coca-Cola был придуман аптекарем Джоном Пэмбертоном 8 мая 1886 года. Это произошло в Атланте, штат Джоржия, США.

Никто не помнит, каким образом сироп доктора Пэмбертона смешался с газированной водой, но получившийся напиток все сразу признали вкусным и освежающим одновременно. В тот год было очень жаркое лето, и Джон просто добавлял в газированную воду немного сиропа.

Если формулу Coca-Cola — один наиболее тщательно оберегаемых коммерческих секретов всех времен и народов — создал Джон Пэмбертон, то своим названием напиток обязан партнеру и бухгалтеру той же аптеки Френку Робинсону. Именно он рассудил, что две буквы «С»
будут выглядеть привлекательно, и тут же вывел Coca-Cola.

Write a comment

Comments: 0