В Екатерининском дворце открыли возрожденный Лионский зал

После многолетних реставрационных работ в Екатерининском дворце открыли Лионский зал. Для музея-заповедника «Царское Село» это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Прорыв в возрождении зала стал возможным благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и корпоративного Фонда ENGIE (Франция).

5 июня на торжественной церемонии открытия выступили заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Елена Бурмистрова, посол Франции в России Сильви Берманн, представители компании ENGIE.

Соглашение между ПАО «Газпром», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.

У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. В последние годы о былой роскоши интерьера напоминала лишь акварель Луиджи Премацци 1878 года, а о возрождении зала музейщики могли только мечтать.

Л. Премацци. Лионский зал. Акварель, 1878 г.
Л. Премацци. Лионский зал. Акварель, 1878 г.

Лионский зал — один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона — входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781–1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены. Также интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели (выполненный по эскизам Монигетти) и люстра из лазурита с декором золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма.

В таком виде Лионский зал, запечатленный на акварели Премацци, просуществовал до 1941 года.

Лионский зал. 1947 г.
Лионский зал. 1947 г.

Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы войны. Поскольку от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии, было принято решение воссоздавать отделку интерьера на время Александра II.
В 2005 году удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера — восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003); корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала — чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. При поддержке меценатов (Благотворительный фонд «Транссоюз») были восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.

В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE, начался новый большой этап работ. «Газпром» выделил средства на воссоздание живописи плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на монтаж обивки стен и изготовление портьер из лионского шёлка, басонных изделий (кисти, тесьма) по историческим образцам.

Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе — архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия — лионской мануфактуры Прелль — сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение — доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала  французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» (Lampas bouton d’or Louis XVI). Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.

Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату, возрождали Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца; работы с шелком — специалисты компании «Альпина».

 

Ольга ТАРАТЫНОВА, директор ГМЗ «Царское Село»:

— Лионский зал — это наш Монблан, и сегодня он покорен. Много лет мы могли лишь робко мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие. Наверное, для музейщиков нет большего счастья, чем то, когда видишь возрожденные интерьеры или считавшиеся утраченными вещи. Благодаря меценатам мечта оказалась реальностью — в июне 2019 года Лионский зал готов принимать посетителей. Музей гордится этой работой. Она показывает всем нам, что у культуры нет границ, и добрые намерения консолидируют усилия и объединяют людей.

Елена БУРМИСТРОВА, заместитель председателя правления ПАО «Газпром»:

— Событие, на котором мы присутствуем, действительно можно назвать историческим. Уже завтра публика сможет увидеть Лионский зал, который значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставраторы выполнили эту сложнейшую работу в короткий срок. И как в любом благом деле, здесь не обошлось без счастливых случайностей: удалось найти архивные документы об изготовлении шелка в Лионе и на их основе воссоздать шелк. Мы гордимся тем, что смогли оказать помощь музею в восстановлении этого шедевра. 

Лионский зал. История. Факты

В царствование Екатерины II представительская жизнь Двора переместилась в Лионский зал, который превратился в своего рода торжественную приемную. Здесь собирались в ожидании приема докладчики, вечерами играли в карты, участвовали в музыкальных концертах. Здесь собирались находившиеся в свите «знатные обоего пола персоны», чтобы следовать на прогулку, обед или концерт.

Императрица Мария Александровна любила нарядную гостиную и собирала здесь своих детей и близких. Во время приезда датской принцессы Дагмар в 1866 году после торжественного обеда в соседнем Арабесковом зале семья узким кругом «пила кофе» в Лионском.

В начале XX века в Лионском зале одевали к венцу великих княжон, когда венчание происходило в Царском Селе.

Во время Великой Отечественной войны из мебельного убранства Лионского зала были эвакуированы диван Жоржа Жакоба, лазуритовый гарнитур, живописные полотна. После войны удалось вернуть трехстворчатую ширму (ее обнаружили на территории Эстонии); в Александровском парке нашли три кресла из мебельного гарнитура XIX века. В 2018 году их реставрировали и обили шелком, изготовленным в Лионе.

Предметы из лазурита в Лионском зале образуют самый большой среди собраний отечественных музеев комплекс произведений русского декоративного искусства XIX века из лазурита и золоченой бронзы.

Лазурит (ляпис-лазурь) — полудрагоценный синий камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. В середине XIX века особую популярность получает лазурит афганского (бадахшанского) происхождения, поступавший в Россию через Бухару. 

Отдел по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»

Write a comment

Comments: 0