Лионский зал возвращен в экспозицию

Лионский зал Екатерининского дворца обрел прежнее великолепие. Для музея это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Ее Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова и Лионский зал. Прорыв в возрождении зала стал возможным благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и корпоративного Фонда ENGIE (Франция).

На торжественной церемонии открытия выступили заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Елена Бурмистрова, посол Франции в России Сильви Берманн, председатель совета директоров компании ENGIE Жан-Пьер Кламадье, почетный председатель совета директоров компании ENGIE Жерар Местралле.

Соглашение между ПАО «Газпром», фондом ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца было подписано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год, 5 июня 2019-го, архитектурный шедевр предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.

У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. В последние годы о былой роскоши интерьера напоминала акварель Луиджи Премацци, а о возрождении зала музейщики могли только мечтать.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Подробнее на: http://www.tzar.ru