Дворцовая церковь открыта для посетителей

Акварель Эдуарда Гау. 1860-е годы
Акварель Эдуарда Гау. 1860-е годы

12 апреля после завершения реставрации в музее-заповеднике «Царское Село» была открыта церковь Воскресения Христова, созданная по проекту Франческо Растрелли. Первая за полтора века масштабная реставрация этого архитектурного шедевра XVIII века велась четыре года. Работы выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.

Церковь, освященная в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году, поражала великолепием и красотой. Стены цвета берлинской лазури контрастировали с блеском золоченой резьбы иконостаса, колонны были обвиты резными гирляндами, десятки фигур ангелов украшали храм. Три монументальных живописных плафона создавали ощущение бесконечности пространства. Роскошные рамы обрамляли 144 иконы.

К началу XXI столетия интерьеру требовалась масштабная реставрация. Все необходимые
средства были выделены ПАО «Газпром».

Из истории

Дворцовая церковь — неотъемлемая часть Екатерининского дворца, ее золоченые купола — один из символов музея-заповедника. Она примыкает непосредственно к Церковному флигелю.

Церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена 30 июля 1756 года архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный проект был сделан по чертежам Франческо Растрелли.

За годы своего существования церковь реставрировалась после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым и в 1863 году после второго пожара — архитектором Александром Видовым.

Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна-младшая в 1908 году венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского Дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II.

До реставрации

Во время Великой Отечественной войны интерьер серьезно пострадал от разрушений и разграблений — были похищены почти все иконы, утрачен центральный плафон. В начале 1950-х, после первоочередных консервационных работ, церковь приобрела экспозиционный вид. До конца 1990-х годов посетители Екатерининского дворца могли видеть знаменитый интерьер с хоров во время обзорной экскурсии.

В 1993 году институт «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора проекта Александра Кедринского разработал проект реставрации, который предусматривал полное воссоздание церкви. В 2015-м, когда появилась финансовая возможность возродить интерьер, музей принял принципиальное решение использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат.

Церковь, перегороженная многоярусными строительными лесами, на время работ превратилась в огромную реставрационную мастерскую. Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки. Для обсуждения ключевых вопросов был создан Научно-реставрационный совет с участием ведущих петербургских специалистов в области реставрации. Корректировку проекта Кедринского выполнил его ученик — архитектор-реставратор Николай Иванов.

Перед реставраторами стояла задача — к определенному сроку выполнить большой объем сложнейших работ разного профиля.

 

Живопись

Живописный плафон центрального зала «Вознесение Христово» в XVIII веке создал итальянский мастер Джузеппе Валериани, а после пожара 1820 года его писал профессор живописи Василий Шебуев. Во время Великой Отечественной войны центральную многофигурную композицию плафона уничтожила бомба, попавшая в перекрытие. Живописная падуга была в плачевном состоянии — множество разрозненных, местами обгоревших, местами «нечитаемых» фрагментов. Современным мастерам понадобилось более двух с половиной лет, чтобы отреставрировать полотно площадью 100 квадратных метров. Сохранившуюся живопись консервировали, остальное тонировали. В местах значительных утрат художники-реставраторы реконструировали (методом тонировок) архитектурные формы, чтобы не разрушать целостное восприятие живописной падуги.

 

В алтаре на живописном плафоне «Слава Святого Духа» изображены лики ангелов в облаках, это работа академика Андрея Беллоли. Полотно сохранилось — учитывая его возраст, состояние и способ исторического крепления к потолку, было принято решение реставрировать на месте. Художники выявили поздние наслоения и удалили их. 

Позолота, резьба, папье-маше

В интерьере церкви присутствуют три вида аутентичных декоративных элементов:

— деревянная позолоченная резьба (периода Растрелли);

— сохранившиеся позолоченные фрагменты из папье-маше (периода Стасова);

— элементы из мастики (периода Видова).

Сложной и ответственной стала для реставраторов работа с богатым золоченым убранством интерьера. Более 100 профессиональных позолотчиков возвращали былую роскошь и блеск многочисленным фигурам ангелов, сложным деталям и цветочным гирляндам. При Елизавете Петровне стены церкви украсила деревянная золоченая резьба, выполненная 35 лучшими резчиками под руководством Иоганна Дункера. После пожара 1820 года по предложению Василия Стасова резное убранство стен церкви, пострадавшее в огне, частично заменили орнаментом и скульптурой из бумажно-клеевой массы (папье-маше). При работе с папье-маше (очень сложным, склонным к деформациям материалом) реставраторы находили внутри спрятанные записки с именами мастериц, которые создавали эти детали. Так до наших дней дошли имена Акулины Никифоровой, Параскевы Максимовой.

В послевоенные годы было собрано более 2,5 тыс. фрагментов декора церкви. Утраченные фрагменты воссозданы в дереве, без золочения и тонировок. Благодаря такому приему посетитель сможет отличить исторические элементы от новых.

Реставрация церкви сопровождалась интересными находками и открытиями. В алтарной части реставраторы обнаружили за обшивкой иконостаса аккуратно сложенные детали золоченого декора церкви (182 фрагмента). Скорее всего, в послевоенные годы это сделали сотрудники музея в надежде, что к возрождению интерьера рано или поздно приступят. Мастера провели кропотливую работу по идентификации этих деталей, чтобы выяснить их историческое месторасположение. Из 54 фрагментов золоченой резьбы собрали одну створку Царских врат. Радостным событием стало обнаружение в «кладе» двух ангелов, украшавших алтарную сень.

 

Реставрация стен (альфрейные работы) 

Еще в 1749 году Елизавета Петровна утвердила темно-синий цвет окраски стен церкви — берлинскую лазурь. Старые мастера для лучшей сохранности цвета наносили краску на ткань, закрепленную на деревянной панели и пропитанную грунтом. К началу реставрации сохранилось около 60 процентов холста. Во время расчисток реставраторы обнаружили в некоторых местах до 12 красочных слоёв. Смыв верхний послевоенный слой, они законсервировали и укрепили с учетом старых технологий все исторические красочные слои, раскрыв наиболее сохранившийся — предположительно начала ХХ века. Краску в местах утрат наносили вручную, тонкой кисточкой, не затрагивая сохранившиеся фрагменты.

Восстановленный иконостас церкви
Восстановленный иконостас церкви

Иконы

 

Из 114 икон XVIII века, написанных на холсте или дереве, сохранились четыре: «Иоанн Дамасский», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил» и «Исцеление расслабленного». После многочисленных обсуждений Научно-реставрационный совет принял решение воссоздать все утраченные образа иконостаса. Современные мастера из Академии художеств написали более 40 икон. Они ориентировались на иконографию — акварель Эдуарда Гау, черно-белые довоенные фотографии, а также живопись Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге и Андреевской церкви в Киеве. Поскольку изображений икон на стенах церкви не сохранилось, было принято решение затянуть места утраченных икон холстами.

Прямая речь

Ольга Таратынова,
директор ГМЗ «Царское Село»:

— Реставрация дворцовой церкви для нас событие, сопоставимое с воссозданием Янтарной комнаты или возрождением Агатовых комнат. «Царское Село» — музей с непростой судьбой. Восстановительные работы в Екатерининском дворце начались намного позже, чем в Петергофе или Павловске — в 1950-х. Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать ее. Сохранившаяся отделка храма — прекрасный образец творчества Растрелли.

Если бы не финансовая помощь меценатов — компании «Газпром», мы могли бы утратить этот шедевр. При возрождении церкви музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов. Мы использовали методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат, в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.

Борис Игдалов,
директор Царскосельской янтарной мастерской:

— Для реставраторов это был сложнейший объект. Мы собрали мощную реставрационную команду, которая сумела в определенный нам срок выполнить огромный объем работ. Всего интерьеры церкви возрождали 350 человек — позолотчики, лепщики, краснодеревщики, альфрейщики (специалисты по росписи потолков, стен), живописцы. Мы четко выполняли поставленную задачу: минимум воссоздания, главное — сохранить то культурное наследие, которое дошло до нас со времен Растрелли и Стасова.

Для того чтобы посетители смогли увидеть возрожденный шедевр Растрелли, музей открыл отдельный маршрут с входом со стороны Лицейской арки — он включает посещение церкви и личных апартаментов великого князя Павла Петровича в Екатерининском дворце. И сегодня этот маршрут вызывает огромный интерес у посетителей музея-заповедника и жителей Царского Села.

 Отдел по связям 

с общественностью  ГМЗ «Царское Село»

Write a comment

Comments: 0