Художник минувшего времени

Мой отец, Юрий Петрович Беланин, – житель Пушкина в первом поколении, всю взрослую жизнь провел в Пушкине, немного застав еще те годы, когда город назывался Детским Селом.

Город муз, несомненно, побуждает к созерцанию красоты, гармонии и творчеству. Поэтому в нашем городе всегда было и будет много творческих людей, их произведения регулярно экспонируются и публикуются. Большую выставку своих живописных и графических работ (более ста) Юрий Петрович подготовил сам незадолго до своей кончины — но открыть ее ему не довелось.

Юра Беланин родился 12 марта 1922 года в лесном Карельском краю, в деревне Дорофеева Вытегорского района. Его отец Пётр Иванович был потомственным лесозаготовителем, в Первую мировую войну служил в техническом полку в Кронштадте, в 1919-м вступил в РКП(б), был активным партийцем. Вернулся в родные края, Олонецкую губернию, председателем Губернского совнархоза и трудился по специальности. Кстати, Юрий неоднократно приезжал в родные края после Великой Отечественной войны на лесозаготовки.

В 1926 году Пётр с женой и тремя детьми-погодками переезжает в Ленинград, где работает в Смольном, а живет сначала на Моховой улице, а позже поселяется в Детском Селе. Одно время семья жила в здании Лицея, который тогда служил общежитием, потом в левом полуциркуле Екатерининского дворца. Так что дворцы и парки города Юрий очень хорошо изучил.

Юра ходил во 2-ю советскую трудовую школу (бывшую Мариинскую гимназию). В той же школе учились сыновья Алексея Толстого — Никита и Дмитрий. С Дмитрием папа ходил в один класс и закончил 7 классов перед самой войной. Тогда ему было уже 19 лет, но в армию его не взяли по здоровью. 

17 сентября 1941 года Юра шел через парк в районе Собственного садика, когда пулеметчик немецкого самолета ранил его в обе ноги. В тот же день фашисты оккупировали Пушкин. В мае 1942 года его со многими сверстниками немцы угнали на каторжные работы в Польшу, под Гданьск. Перед приближением Красной Армии немецкий помещик сдал его в концлагерь Штутгоф, а после освобождения в апреле 1945 года его зачисли стрелком в отдельную трофейную бригаду в районе города Торунь. Бригада была составлена из репатриированных лиц и к действующей армии не отнесена. Поэтому никаких ветеранских наград и пособий ему не полагалось. Хотя много лет спустя он получил в качестве «извинения» 400 немецких марок объединенной Германии. А следы от раны остались на всю жизнь, ранение сказывалось на здоровье.

Во время войны старший брат Анатолий служил во флоте в Кронштадте и погиб в 1942 году, а  сестра Капитолина была медсестрой, после войны работала бухгалтером в здании Певческой башни в местном управлении Ленсвета. Там же рядом, в Лицейском переулке, Беланины поселились после освобождения города Пушкина. Пётр Иванович пропал на войне — самые вероятные сведения говорят, что он погиб в 1942 году под Малой Вишерой, когда их лесной обоз разбомбили немцы.

Вернувшись в 1947 году в Пушкин, Юрий стал работать в дирекции дворцов. Был помощником архитектора, участвовал в реставрации живописного декора, поправлял и закреплял его сохранившиеся фрагменты в Екатерининском дворце, в павильонах пушкинских парков, в том числе и в Агатовых комнатах, Турецкой бане, Верхней ванне. Он оформлял выставки Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда, а также реставрировал музейные предметы: часы, каминные решетки и другие вещи.

Среднее образование Юрий получил уже в возрасте 25 лет, затем, без отрыва от работы по восстановлению Екатерининского дворца, поступил на заочное обучение в Ленинградский филиал Московского полиграфического института по специальности художник-график. И далее работал по этой специальности с 1963 года до самой смерти в 1995 году.

Уже взрослым он оказался перед выбором: как быть и профессиональным художником, и рисовать в свое удовольствие. Оказалось, это можно совмещать. Комбинат живописно-оформительского искусства — основной работодатель неприкрепленных к организациям художников — обеспечивал заказами, материалами, помог получить мастерскую недалеко от дома. А рядом были парки, куда в свободное время Юрий ходил на этюды. Карандашные наброски и акварели запечатлели узнаваемые и неброские уголки пушкинских парков. Парки города Пушкина во все времена года по-своему хороши. Акварели художника Беланина передают это настроение.

Работа во дворцах свела Юрия со многими известными музейщиками — Анатолием Кучумовым, Верой Лемус, реставраторами Алексеем Кочуевым, Анатолием Виногорадовым, архитектором Александром Кедринским. Там же, в совместной работе он познакомился с будущей женой Лерой Мариничевой — Валерией Афанасьевной Беланиной. После свадьбы в 1959 году они 11 лет прожили в коммунальной квартире над Стасовскими конюшнями возле дворца. Там же родились оба сына.

Заказы и творчество Юрия Петровича шли параллельно с работой над оформлением книг, рекламных афиш, путеводителей, буклетов, сувенирных билетов и значков по заказу пригородных дворцов-музеев — Павловского, Екатерининского и Петергофского.

В 1956 году он создал афишу, которая со многих театральных тумб призывала «Отдыхайте в тенистых аллеях и на живописных берегах прудов в парках города Пушкина». В те годы можно было запросто увидеть полуголых людей, загорающих и купающихся рядом с дворцом.

 Любопытно, что именно эту афишу поместили на тумбу в одном эпизоде кинофильма «Разные судьбы», где герои Бруно Фрейндлиха и Татьяны Пилецкой выходят из театра. В семье об этом никогда не говорили, видимо, потому, что фильм до последнего времени демонстрировался в черно-белом варианте, и афиша промелькнула незамеченной. В пушкинских парках и во дворце снималось много исторических фильмов. В 1957 году у Камероновой галереи, на Гранитной террасе и у ворот на плац снимались сцены экранизации «Стакана воды». Папа сыграл там солдата-стражника у ворот, а мама заменяла главную героиню «со спины».

Много лет Юрий Беланин сотрудничал с центральной пожарной частью города Пушкина, которая всегда находилась в центре города. Старожилы могут помнить его плакаты, предупреждавшие: «Не кури в постели», «Не трогай оголенные провода», «Не жги костры», «Ограждай опасные предметы», «Работай в рукавицах», «Не перебегай железнодорожные пути перед идущим поездом». Эти плакаты художник Беланин собственноручно исполнял на железных листах для улицы и на картоне для помещений. Обычно он справлялся со всем тиражом за 10 дней, остальное время посвящал любимому занятию — графике и живописи. Школьный друг Юрий Семёнов, партизан и моряк, возглавлял Пушкинский ДОСААФ и подбрасывал другу заказы.

Юрий Петрович участвовал в творческих конкурсах по созданию книг на стихи и сказки А. С. Пушкина, обложек книг об известных композиторах. Многие его проекты были одобрены и осуществлены. 

Известный мастер линогравюры Андрей Ушин заразил Юрия этой техникой, которая в руках настоящего художника обернулась удачными произведениями. Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине заказал ему обложку для книги о великом музыканте. Из двух десятков вариантов линогравюр на обложку попала самая удачная. Другой работой, но уже чисто шрифтовой стала обложка книги о Борисе Асафьеве «Симфонические этюды». Закрепить успех в этом направлении помог заказ на разработку эскиза серии брошюр под общим названием «Музыкальная библиотека школьника».

Юрий Петрович приучал сыновей к рисованию, а в начале 1960-х сделал эскиз билета для детской новогодней ёлки в Павловском дворце. Этот билет печатали каждый год до конца 1960-х.

Юрий Петрович занимался зимними видами спорта, был призером конькобежных соревнований, бегал на лыжах в пушкинских парках, дружил со спортсменами. Ему поручили оформление спортивной базы отдыха в Пушкине в районе Треугольной площади.

«Пользуясь семейным положением» (жена — заместитель директора Павловского дворца-музея), Юрий Петрович напрямую получал заказы на разработку эскизов билетов в музей, афиш концертов и выставок, значков и медалей к 200-летию основания города Павловска. Самая заметная серия его значков «Павловский дворец и парк» — два вида двух размеров на голубом фоне — теперь большая редкость. 

Буклеты выставок Павловского дворца-музея выпускались массовыми тиражами, их мог купить любой посетитель, их преподносили особым гостям Павловского дворца. Анатолий Михайлович Кучумов на правах давнего знакомого попросил Юрия Беланина сделать обложку и макет его путеводителя по Павловскому дворцу-музею. Работа была выполнена, но издательство поставило на книге другое имя. А некоторые издательства вообще не указывали авторства.

Перестройка подкосила многих, не обойдя стороной самодеятельных художников. Принципы хозрасчета заставили их отказываться от мастерских, арендная плата возросла в 10 раз. Пришлось покинуть насиженное место и перевезти все материалы в квартиру. Здесь Юрий Петрович подготовил рамки и подписи для своих работ. Но вернисаж состоялся через год после его смерти — 10 апреля 1996 года в Музее истории Царского Села (нынешнем Историко-литературном музее города Пушкина). Пришли коллеги по художественному цеху, друзья, земляки и родные — жена и двое сыновей. Выставка была открыта один месяц, и ее посетили более 100 человек.

Юрий Петрович работал рядом со многими хорошими художниками-профессионалами. Просим всех, кто знал его самого и его друзей: Николая Кагарлицкого, Николая Красовского, Юрия Семёнова (Найдёнова), Михаила Лохмачёва, Умрихина, написать в редакцию.

 Александр БЕЛАНИН,

старший сын

Write a comment

Comments: 1
  • #1

    ира (Tuesday, 16 April 2019 13:42)

    Спасибо,очень интересно.