Единый день профориентации в Аграрном университете

13 марта в новом здании Санкт-Петербургского государственного аграрного университета прошло неординарное мероприятие — Единый день профориентации, который проводил комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, причем проводил такую акцию уже во второй раз.

Год назад Единый день профориентации прошел впервые. В рамках мероприятия состоялась панельная дискуссия, где обсудили востребованные профессии в век цифровизации, тему наставничества, эффективное взаимодействие работодателей, образовательных организаций и выпускников. После дискуссии со школьниками и студентами занимались топовые эксперты в области профориентации и рынка труда, которые провели мастер-классы по направлениям ключевых кластеров региона. Свои площадки в тот день одновременно открыли 19 образовательных учреждений Ленинградской области. В мероприятии приняли участие свыше 3000 человек.

В рамках нынешнего мероприятия в каждом районе Ленинградской области были открыты образовательные площадки с практическими воркшопами от системообразующих предприятий региона и мастер-классами от ведущих экспертов науки и образования. Это мероприятие охватывало всю Ленинградскую область. А главной площадкой Единого дня профориентации стал новый корпус Аграрного университета.

Естественно, возникает вопрос: почему структура правительства Ленобласти проводила это важное мероприятие в одном из районов Санкт-Петербурга, на площадке петербургского вуза? На этот вопрос в своем кратком выступлении ответил ректор Аграрного университета Евгений Викторович Жгулев. Ленинградская область является для университета стратегическим партнером, порядка 40 процентов студентов, которые обучаются  в университете —  это представители области, практически всех ее городов и муниципальных округов. Поэтому участниками мероприятия стали студенты Аграрного университета, а также школьники восьмых и девятых классов из области. Евгений Виктороич отметил, что если брать российскую статистику, то всего лишь 25 процентов абитуриентов поступают осознанно, а у 75 процентов обычно принимает решение мама, папа или вся семья. Мы знаем, что сейчас аграрная сфера на подъеме, экспорт аграрной отрасли превышает сегодня экспорт вооружений. Поэтому агропромышленному комплексу, конечно, нужны специалисты высокого класса, которые владеют новейшими агротехнологиями. Евгений Викторович подчеркнул, что мероприятие проходит в новых помещениях, куда только-только университет начинает переезжать — а это 39 тыс. квадратных метров, все аудитории оснащены современным мультимедийным оборудованием.

Главным действием стала панельная дискуссия «PROFориентируйся на успех!», которая проходила в большом, светлом, прекрасно оборудованном зале, который, видимо, призван служить и первоклассной учебной аудиторией. Здесь все было подготовлено для выступления авторитетных специалистов.

Успех мероприятия отчасти был предопределен еще и тем, что модератором всего действия стал неординарный человек — Владимир Маринович, основатель бизнес-школы «Вверх» и эксперт по созданию бизнес-команд, инвестор с большим послужным списком проектов, в которых он создал эффективные команды (Gett Taxi, «Улыбка радуги», «Выгода.ру», «Русский стандарт», «4P Group Нева» и другие).

Участниками дискуссии стали представители органов исполнительной власти, бизнеса и образования Ленинградской области, а также представители органов власти других субъектов Российской Федерации. Главными действующими лицами, которые находились на сцене, стали: руководитель общественной организации «Старшие Братья, Старшие Сестры» в Санкт-Петербурге Ануш Константиновна Овсепян, управляющий директор АО «РУСАЛ Бокситогорск» Анатолий Александрович Голованов, заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Анатольевич Ялов, председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алексей Викторович Брицун и профессиональный коуч, автор мотивационного тренинга «Лидеры будущего» Натали Блайбер.

По ходу проведения дискуссии были сделаны видеовключения. С видеообращением к молодой аудитории выступил генеральный директор Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина Илья Леонидович Быковников.

Еще одно включение было сделано из Москвы. На связи оказалась руководитель исследований эмоционального интеллекта в исследовательском центре бренд-менеджмента и бренд-технологий RCB&B, выпускница Санкт-Петербургского университета Виктория Шиманская, которая рассказала про построение цифрового профиля талантов, навыков и компетенций.

Одной из главных тем дискуссии и общения с молодежной аудиторией стало наставничество и воплощение проекта «Наставник 47» (напомним, 47 — это номер региона Ленинградской области). Этот проект направлен на реализацию социальных и бизнес-проектов молодежи с помощью опытных наставников — успешных бизнесменов, чиновников, руководителей ведущих образовательных организаций. Любой молодой человек мог выбрать руководителя, специалиста, который помог бы ему определиться с его сильными и слабыми сторонами и понять, где он мог бы учиться, чтобы к окончанию своего обучения иметь достойное рабочее место. Одним из первых таких наставников в регионе стал заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Анатольевич Ялов.

Дмитрий Анатольевич поделился своими впечатлениями об этой деятельности, а на сцену была вызвана одна из его наставляемых — учащаяся 11-го класса Сосновоборской частной школы Анастасия Жукова, которая рассказала, что дал ей этот проект и почему молодым людям необходимо вступать в ряды наставляемых.

Председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алексей Викторович Брицун рассказал, как происходила процедура отбора претендентов на получение персонального наставника:

«Отбор мы ведем по результатам эссе. Каждый, кто хочет, пишет эссе на тему: почему я хочу, чтобы именно этот человек стал моим наставником. Потом наставник определяется с теми, кому он реально может помочь, для того, чтобы не было потом потерянного времени и неудовлетворенных ожиданий. На первой встрече мы согласовываем всю информацию. Потом соответственно готовится индивидуальный план, и  дальше происходила сама реализация проекта. Именно по этому плану мы отрабатывали нашу систему. Это проект, который работает и будет работать дальше — мы  в него очень верим. У нас сегодня результат: 26 наставляемых, 11 наставников, 5 специальных проектов, которые уже находятся в стадии реализации. Я считаю, что за первый год это очень даже неплохой результат».

Еще один наставник принял в этот день участие в панельной дискуссии — управляющий директор АО «РУСАЛ Бокситогорск» Анатолий Александрович Голованов. Сюда же был приглашен и его наставляемый — студент Бокситогорского  филиала Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Илья Горячев.

В дискуссии также приняла участие директор Центра современных образовательных технологий «Аксиома», преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Софья Мартовна Сычева. Она заострила внимание на теории поколений и сделала своеобразный анализ характеристик трех поколений: X, Y и Z. Напомнила, что нынешние школьники относятся к поколению Z, студенты считаются поколением Y, а люди более взрослые, которым сейчас за 30, — это поколение X.

Со своими студентами Софья Мартовна сделала гуманитарное исследование, в котором исследуемые группы были разбиты по поколениям и им был задан один  и тот же вопрос: Что вы будете делать, когда вам будет 50–55 лет? Вот какие характеристики получились у поколения X, то есть рожденных в 1964–83 гг.: самостоятельны во всем, верят в стабильность, готовы к изменениям, признают равноправие полов и одиночки по жизни — то есть это люди, которые не умеют договариваться. Их собирательная история — они думают, что в 50–55 лет они будут директорами, начальниками, замами, у них будет квартира или дом, машина или лодка, или яхта, или мотоцикл, или магазинчик. Они достигают профессионального успеха, путешествуют два-три раза в год, но не долго, у них есть накопления в банке, хотя банкам доверять нельзя. Поэтому надо покупать недвижимость, а потом сдавать, то есть получать пассивный доход и жить на проценты. Им будут помогать дети.

Следующее поколение Y — люди, родившиеся в 1983–2003 гг. Характеристики поколения: не работают только за деньги, не хотят заводить семью, не верят в стабильность, и быстро учатся, их еще называют поколением фриланса. То есть это люди, которым всегда кроме денег нужен еще какой-то интерес, немножко свободы. Их история — я буду жить в Азии, Испании, Индии и так далее, заниматься воспитанием детей или внуков (не четко представляют, кого), буду заниматься своим здоровьем, бегом, триатлоном, йогой, танцем, капоэйрой. А может, умру — отчего: авиакатастрофа, теракт, ДТП. Из опрошенных большая часть либо сейчас учится, либо заняты, либо самозаняты.

Ну и поколение Z — это поколение еще продолжает рождаться и изучаться, но по некоторым данным можно сделать такие характеристики: это поколение имеет стойкий иммунитет к рекламе, не смотрит телевизор, скептически относятся к тому, что говорят с экранов телевизоров, соответствуют тенденциям моды, не любят физический труд, не чувствуют грани между реальностью и виртуальной жизнью. У этого поколения после ответа на вопрос получилась такая история. Часто повторяющаяся фраза поколения Z: не факт, что я доживу до этих 50–55 лет. Причины: застрелит одноклассник, задавят на переходе, умру от наркотиков, умру от депрессии, разобьюсь в самолете… Но если доживу, то «запилю» бизнес в Интернете, напишу игру, изобрету нанобластер, буду работать по два часа  день, буду заниматься чем-то, путешествовать — но все это, если доживу. Вот такие общие настроения поколения Z.

Поэтому, как заключила Софья Сычова, чтобы будущее нынешних представителей поколения Z было светлым, интересным и успешным, надо работать над собой, не лениться, быть любознательными, читать книги и верить в свои силы.

А после окончания дискуссии в разных местах нового корпуса Аграрного университета были организованы экспресс-собеседования в формате Elevator Pitch от представителей ведущих предприятий и организаций региона, интерактивная игра-квест «Эволюция профессии» и интеллектуальная игра «Quiz-турнир».

Проведение Единого дня профориентации не стало дежурным, формальным мероприятием, прошло действительно интересно и эффективно и было направлено на привлечение внимания молодежи к реальным возможностям построения успешной карьеры на предприятиях региона.

Сергей ЩАВИНСКИЙ,

Фото Хариса Шахмаметьева  

Write a comment

Comments: 0