Самая театральная семья

Когда я поднимаюсь на третий этаж Дворца творчества Пушкинского района, двери в театральную студию всегда открыты. Иногда там слышны монологи, которые читают юные актеры, или репетируются сцены будущих спектаклей.

А на переменах ребятня носится по коридору или сидит на подоконнике с мобильными телефонами.

Чтобы больше узнать о театре, беседуем с руководителями — Верой Ивановной и Валерием Павловичем Агафоновыми.

Как вы пришли в театр Дворца творчества?

В. И. Во-первых, мы давние участники народного театра Пушкинского Дома культуры. Я вообще пришла туда в восьмом классе, а Валерий Павлович — после десятого. Там же мы познакомились и поженились. Так что мы самая что ни на есть театральная семья. Я была учителем русского языка и литературы. А Валерий Павлович работал в районной администрации, был директором Александровского и Пушкинского Домов культуры. Но все равно работа в театре была и остается первой любовью. Все-таки сблизил нас театр. Я пришла во Дворец творчества в конце девяностых, работая в школе преподавателем после Педагогического института им. Герцена.

В. П. Я закончил Ленинградский институт культуры, факультет режиссуры. Пришел сюда в 1999-м, так что в этом году исполняется 20 лет моей теат-ральной педагогической деятельности.

В. И. Валерию Павловичу сам бог велел. А когда я начала работать во Дворце, директор Эмма Николаевна Юшина предложила мне руководить театральным коллективом. Она сказала, что у нас давно не было театра, и я пришла сюда на полставки. До этого здесь был пионерский театр, его вела Людмила Михайловна Лужникова. Она добилась, что он стал лучшим в городе. А потом во Дворце совсем не было театра. Я долго сомневалась, боялась, но, в конце концов, взялась. Так появился наш первый драматический коллектив. А Валерий Павлович днем работал в администрации, а вечером в театре. В этом году исполняется сорок пять лет нашей совместной жизни. Мы и поженились в Доме культуры, где занимались в театре, 12 января 1974 года. (Вера Ивановна смеется) ЗАГС был тогда на ремонте, и все регистрации проходили в Доме культуры. А Валерий Павлович был очень занят и сказал, что у него свободно только двенадцатое число. В Доме культуры проходили разные конференции, партсобрания и был свободен только этот день — вот тогда мы и расписались, можно сказать, не отходя от кассы. До этого я что-то ставила в школе. И Валерий Павлович имел немного педагогических часов.

Какой был у вас первый спектакль?

В. И. Первый спектакль, с которым мы поехали в Загородный центр детского юношеского творчества в поселке Зеркальный, был «Волшебный сон».

В. П. А я, совмещая театр с работой, с классом 530-й школы, учителем которого была Марина Михайловна Шмулевич, поставил «Ревизора». Марина Михайловна помогала, а ее сын играл главную роль. Этот спектакль был отмечен на Международном Брянцевском фестивале в ТЮЗе. А потом мне пришлось ставить «Новогодний детектив». Прежде дети со взрослыми не участвовали в постановках. Спектакли играли педагоги Дворца. А у нас стали играть дети разных возрастов — и младшие, и старшие — вперемежку со взрослыми. И это помогало, ребята подтягивались, старались брать пример со взрослых, Такая интересная возможность сближала актеров, происходило своеобразное преломление, возможность раскрепостить себя. Сказочные образы позволяли и «похулиганить», и раскрыться тем, у кого есть определенные комплексы.

В. И. Сколько лет я играла Бабу-Ягу. Это мой любимый сказочный образ.

В. П. Во-первых, во Дворце все люди творческие. Например, Марина Павловна Карпова играла у нас Кролика, а Елена Васильевна Кукушкина — Фрекен Бок. Праздник Нового года дает всем возможность воплотить свою детскую мечту — выйти на сцену.

В. И. И детям — посмотреть на своих партнеров, поучиться, для них это своеобразная школа. Я каждый год говорю «нет», не будем ставить Новогодний спектакль — это же сезонный вариант, отыграл и забыл. Никоим образом постановка не учитывается, не прибавляет баллов, на фестивали с ней не берут — новогодняя постановка как табу. А сколько сил вкладываешь в неё! Но дети обожают новогодние постановки — и поэтому мы ставим их каждый год. 

Действительно в один из предновогодних дней во Дворце творчества шел уже третий спектакль. Если на первых двух зал был полон, то на последнем сидело лишь несколько детишек с родителями, но все равно ребята играли с таким подъемом, будто зал наполнен до отказа.

В. П. Перед Новым годом идет борьба среди учащихся за лучшую роль. И все равно приходится делать два или три состава. Кто-то заболевает, кто-то уезжает, в этом году был очень сложный вариант. Но тем не менее мы выкрутились.

А кто-нибудь из детей продолжает потом театральную деятельность?

В. П. Это не просто. Некоторые пытаются поступать. Одна наша девочка поступила в театральный институт, но только на платное отделение. А после года занятий произошли сложности у нее в семье, и ей пришлось уйти. Поступить в театральный очень сложно. Другая наша выпускница устроилась в театре в бутафорский цех и продолжает готовиться к поступ-лению. Все равно они пытаются быть где-то рядом с театром.

В. И. Мы не ставим задачу подготовки к вузу. Мы стараемся помочь детям раскрепоститься, выступая на сцене, ведь в жизни очень пригодится умение держать аудиторию, не стесняться, не тушеваться, правильно и грамотно выступать. И ребята чувствуют это — для них студия как дом родной. Они сюда приходят, им тут нравится. У нас есть свои традиции, мы обязательно поздравляем всех студийцев с Днем рождения, устраивая маленький капустник. Каждый год весной, в марте, выезжаем на каникулы в Центр «Зеркальный». Там проходит городской фестиваль детских театральных коллективов города. Мы показываем свои спектакли. Мы ездим туда уже с 2006 года.

Еще стараемся выезжать в Лосево. Местные муниципалы устраивают туристский слет для молодежи Пушкинского района. Там организуют спортивные и творческие конкурсы. Ребята с удовольствием участвуют во всех соревнованиях. Это больше молодежные соревнования, нашим старшим очень нравится, и они всегда с удовольствием едут в Лосево. Там и природа замечательная, и организация фестиваля хорошая. Возвращаемся оттуда отдохнувшими и с призами.

Вы еще ездили за границу…

В. И. Мы посетили Испанию и Германию, где проходит фестиваль под названием «Золотой ключик». Он чисто драматический. Туда отбирается всего девять спектаклей. Сначала высылаем разные материалы и видео. Проблема выездов заключатся в том, что те талантливые дети, которые могли бы показать себя, к сожалению, не имеют средств для поездки. И мы берем тех, кто может себе это позволить. И получается так, что мы могли бы выступить лучше. То есть едет не основной состав, потому что никаких спонсоров у нас нет.

В. П. И еще одна большая проблема — очень сложно найти детские драматические пьесы. Всё уходит в танец, в песню. Главное сейчас — клипы. Это говорит о том, к сожалению, что клиповое сознание требует и клипового восприятия.

В. И. Например, в положении театрального конкурса записано: спектакль не более 10 минут. Что можно сделать за это время? Ничего. Или видео должно быть до 20 минут. А самый простой одноактный спектакль длится 45 минут, например, как сейчас у нас идет Новогоднее представление.

В этом году мы собираемся поехать в Грузию. Там будут совместные мастер-классы с Тбилисским театром. У нас едет смешанная группа. 

Уже во второй раз осенью в Пушкине проходил театральный «ТОП-фестиваль».
Вы принимали в нем участие?

В. П. Да, мы участвовали в прошлом году и заняли первое место за «Лучший актерский ансамбль». Мы показывали «Овраг». Вера Ивановна уехала с ребятами в «Зеркальный», а мы выступали в Пушкине. Я благодарен нашему директору Ольге Николаевне за то, что в праздничном концерте к 100-летию дополнительного образования в России, который проходил во Дворце молодежи «Царскосельский», был театральный блок. Например, в Аничковом дворце — Городском центре дополнительного образования — не было даже упоминания о театре — одни танцы, песни.

В. И. Мы проводим районный социально-творческий проект «Афиша» всех школьных театральных коллективов на нашей базе, в котором участвуют до двадцати коллективов.

Каждый месяц педагоги-театралы собираются вместе на методические объединения. Там решаются вопросы и о проведении «Афиши». В этом году один день фестиваля проводился в 645-й школе, остальные дни у нас. Директору школы очень понравилось мероприятие, и они приглашают нас снова.

Да, в дни фестиваля, афишная тумба Дворца вся оклеена различными программами. Для всех выступающих не хватает помещений. Дворец полон юных актеров, они гримируются прямо в коридоре. И тогда здесь можно увидеть и Чацкого в смокинге, и крестьянина в лаптях.

В. П. Школьным труппам тоже нужно где-то выступать. У них нет театральных залов, нет реквизита, нет декораций. Не каждая школа может похвастаться тем, что имеет условия для постановки спектакля. Вон у нас какая кладовка, чего там только нет. Это хлопотливое хозяйство. Вот, например, театральный коллектив 406-й гимназии выступает у нас со своими спектаклями, у них нет приличной сцены. Театральный коллектив подросткового центра «Пушкинец» с удовольствием играет в нашем зале по этой же причине.
И потом, посмотреть спектакли других театров всегда полезно.

В. И. У нас во Дворце работают бывшие выпускники Павел Ежков и Ксюша Лабкова. Он у нас был с пятого класса, а Ксюша — с шестого. Когда Паша пришел в коллектив, в студии были одни девочки. Сейчас они в поиске, он ведет группу с концертно-пластическим уклоном, а Ксюша занимается постановкой танцев.

В. П. Павел помогал нам, но прошло пять лет, и он захотел самостоятельности. Ксюша больше связана с танцем. Они хотят создать нечто синтетическое с пением, движением и со словом, концертно-эстрадного характера. Были попытки создать театр моды, но они отказались от этого. В итоге получаются пластические элементы с декламацией стихов, а в каком-то эпизоде, танец, флэшмоб.

В. И. Мы живем в городе Пушкина, где сквозной нитью проходит тема, связанная с творчеством поэта. Мы работаем в тесном контакте с Музеем-Лицеем. Часто мы делали по заказу какие-то театральные зарисовки, сценки — то нужен был «Царь Салтан», то «Золотая рыбка», то инсценировка по Гоголю, Державину, Фонвизину. И мы все время эту тему не отпускаем.

Мы начали свою «пушкиниану» с постановки «В садах Лицея». Валерий Павлович поставил очень хороший спектакль. А к 200-летию Пушкина был поставлен мощный театрализованный концерт коллектива Дворца, он прошел на сцене Пушкинского Дома культуры. Мы показали двухчасовой концерт с драматическими эпизодами по творчеству Пушкина, которые связали концертные номера.

В. П. Мы не являемся головным детским театром района, сейчас
театральных коллективов достаточно много. И в Доме молодежи пытаются создать свой театр, и в библиотеках и в образовательных учреждениях района, но везде все равно присутствует музыкально-театральное направление. Поэтому театры идут разными путями, создавая то, что востребовано временем.

Какие пьесы вам легче ставить?

В. П. Во-первых, мы стараемся, чтобы были все жанры.
И, конечно, обязательно должна присутствовать классика. Я занимался в старой школе и стараюсь прививать любовь к театру именно через классику.

А как вы относитесь к современному театру?

В. П. Очень мало современных пьес для детей. Детским театром вообще не занимаются. Об этом кричат все. И если где-то, хоть что-то появляется, все сразу хватают. И эта пьеса идет во всех театрах.  

А что вы ждете от года театра? (Вера Ивановна смеется)

В. П. Ну, мы уже вступили в год театра. К 100-летию дополнительного образования мы сделали первую ступеньку, и это стало мостиком к последующим спектаклям, являясь нашей преамбулой.

 Мне показывают альбом с фотографиями, посвященными 15-летию театральной студии «Маска».

Вы не приглашаете к себе актеров с мастер-классами?

В. И. Сейчас такая жизнь настала, все в таком бешеном ритме, что мы даже сами не успеваем что-то делать. Иногда приезжают выпускники и делятся своим опытом, не обязательно театральным. У нас есть традиция — через пять лет мы обязательно делаем торжественный выпуск. Проводим выпускной творческий вечер и провожаем ребят в новую жизнь. Они готовят отрывки из разных спектаклей. Мы с ними как бы прощаемся, но это не означает, что они уходят, они все равно с нами. Мы вручаем им сертификаты, где записываем количество часов, сколько они у нас отзанимались. Делаем значки, программку. И вообще, старшие ребята очень помогают.

Недавно прошел новогодний вечер, старшим ребятам я поручила написать сценарий. Они сделали новогодний конкурс актерского мастерства, разбили его на пять номинаций. И конкурс получился от души, все приняли участие и остались довольны. Мы стараемся, чтобы ребята все делали сами, может, с некоторыми неувязками, но чтобы все претворяли в жизнь своими руками.

Это наши кружковские вечера. В начале учебного года у нас бывает «Арбузник». Мы покупаем несколько арбузов, ребята знакомятся за общей трапезой, делятся летними впечатлениями, где были, что видели. 

Наш коллектив — это большая творческая, театральная семья со своими радостями и печалями. Ребята это чувствуют и приходят в театр как в дом родной, мы общаемся с родителями и прекрасно знаем, кто чем дышит, как дела в школе. И когда приходят выпускники, они говорят, что им здесь очень нравится потому, что в нашем коллективе по-домашнему, по-семейному тепло.

 

Пожелаем театру Дворца творчества Пушкинского района больших творческих успехов, новых ярких постановок, а педагогам — новых талантливых учеников. И, конечно, поздравляем Веру Ивановну и Валерия Павловича с «сапфировой» свадьбой. Ведь сапфир — камень мудрости и доброты, которую прививают замечательные педагоги.

 Харис Шахмаметьев

фото автора 

 

 

Write a comment

Comments: 0