Мода русского модерна на Царскосельском Вокзале

В последнее время на Витебском вокзале кроме спешащих на электричку жителей ближайших пригородов присоединилась праздно гуляющая публика. И появление ее не случайно — на втором этаже, в Картинном зале, открыта уникальная выставка платьев в стиле модерн из коллекции Александра Васильева. Иногда к этим хорошо освещенным витринам просто невозможно подойти.
И взрослые, и дети спешат сделать селфи с манекенами, установленными в больших стеклянных витринах. Практически, нет ни одного зрителя, который бы не занимался здесь фотографированием. Удивляет прекрасная сохранность экспонатов. Перед входом на выставку можно прочесть подробную аннотацию
.

 «Стиль, который во Франции называли ар-нуво, в Германии — югендстиль, а в России — модерн, составляет 1890-е — 1910-е годы и теряет свои позиции с началом войны 1914 года. Под влиянием новой эстетики, соединяющей любовь к природе и асимметрию орнамента, свойственную японизму, элементы средневековой формы со стилем третьего рококо, рождается совершенно новый и уникальный стиль модерн. Мода этого времени формировалась в Париже под влиянием Международной выставки в 1900 году и восславляла женщину с ее тонкой осиной талией, затянутой в корсет, с ее длинными русалочьими волосами и плавными томными движениями. Все эти нимфы и феи, небожительницы мира моды переодевались иногда до 6 раз в день. Требовалась большая сноровка не только в шнуровании корсета, но и в застежке всех тех бесчисленных и невидимых мужскому глазу кнопочек и крючков, делавших силуэт женщины утонченным.

На выставке представлены модели редких женских платьев, которые рассказывают о моде в России в эпоху правления Александра III и Николая II. Среди них бальные, прогулочные, визитные и дорожные платья, пальто, корсажи, ажурные накидки и пелерины. Дополняют экспозицию многочисленные аксессуары — сумочки, шляпы, перчатки, зонтики и предметы багажа. Благодаря этому зрители перенесутся во времена становления стиля модерн и в моде в период Серебряного века, когда крой и форма женского костюма претерпевали существенные изменения».

Мы попросили прокомментировать выставку директора пушкинского ателье «Русский стиль» Нину Федоровну Заргарян. Вот что она рассказала:

— На выставке было много посетителей, и это хорошо. Ведь костюм — это наша культура, правда, аристократическая культура, а я занимаюсь и интересуюсь исключительно народным костюмом. Постоянно идут споры о том, как развивалась мода. Российское общество было вполне компетентно в области моды. Создателем и королем моды был француз Поль Пуаре. В России мода создавалась в индивидуальном пошиве. К сожалению, на выставке нет аннотаций принадлежности той или иной вещи. С одной стороны, это и не столь важно — гораздо важней, кем сшито платье. Конечно, меня поразило мастерство портных, как сочетаются ткани...

Вообще-то мода циклична. Модерн периодически возвращается в моде. А мне кажется, что модерн — это вообще царскосельский стиль, что-то такое романтическое, созвучное с архитектурой и природой парков.

Пуаро приезжал в Россию, а в 1901 году в Париже была выставка, и после нее многие стали подражать представленным экспонатам. И в крестьянском костюме существовала мода, как это ни странно. Екатерина Великая, которая ввела русское платье в то время, когда ее невестка привезла от Марии Антуаннеты новый гардероб. Пока она ехала из своего северного путешествия, Екатерина издала указ: «При дворе появляться только
в русском платье». И весь ее гардероб навсегда остался в Павловске. Наши портные всегда прекрасно владели мастерством. И учили этому начинающих портных, учили хорошо, и были белошвейки — об этом немало написано в классической литературе. И в Эрмитаже в запасниках тоже есть платья русских мастеров.

А что вам  больше понравилось на выставке?

— Мне понравилось все, но, конечно, больше — вечерние туалеты, сочетание тканей, бесконечные вышивки, вышитые пальто. И что еще удивительно —
вышитые пуговицы на мужских фраках. Мы сейчас тоже пытаемся сделать обтяжку пуговиц шелком. А на выставке они не только обтянуты шелком, но и обшиты в разные цвета. Конечно, было приятно смотреть на пару платьев мамы и дочери в одинаковом стиле. Сейчас это тоже актуально. Многие мамаши могут себе позволить подобное. Было очень приятно видеть разнообразие платьев. Но ведь и в крестьянском костюме тоже была определенная мода. Ведь когда у барыни платье выходило из моды, оно отдавалось ее служанкам. И на крестьянских костюмах появлялись новые вышивки, новые ткани. Конечно, всем интересно, какой была мода в прошлом веке, какие были необычные ткани и как их обрабатывали. Причем, все ткани натуральные. Надо уметь держать их в руках и работать с ними, потому что ткань требует особой обработки. И если снаружи платья делается какая-то вышивка, ее необходимо зафиксировать с изнанки на особой ткани — это тонкий батист или хлопок. Все чрезвычайно технологично. Ну и конечно, самое главное — сохранность. Наверняка стирка иногда исключалась. Морозили, жарили на солнце. Удивительно, что на этой выставке все в безупречном состоянии, такое впечатление, что платья только что вышли от портного. Понятно, что в аристократических кругах не принято было одежду занашивать. Ведь из сезона в сезон нельзя было выйти в одном и том же платье. К сожалению, мода очень быстро стала бизнесом. Естественно привозились новые ткани, аксессуары, новые отделки. Меня всегда умиляет, как раньше жили портные. Когда я увидела особняк на Крестовском острове портного царской семьи, то это произвело неизгладимое впечатление. 

Я сказала всем своим сотрудникам, чтобы они посетили выставку. И какая прекрасная идея — сделать экспозицию в отреставрированном Картинном зале вокзала. Прекрасно, что выставка будет работать так долго, до середины декабря. Войдя в зал, погружаешься в эпоху. Потому что сам зал выполнен в стиле модерн, и мне понравилось название — «Русский Модерн». Я пыталась найти там русскость, но это оказалось довольно сложно. Единственное — это вышивки. В этих вещах, конечно, демонстрация богатства. Несмотря на то, что платья очень дорогие, использовались они, возможно, не более одного раза. У нас были портные, которые умели все, начиная от выкроек до окончательной отделки, а высокая мода создается только руками.

Правда, время неумолимо, и компьютерное программирование вошло даже в моделирование одежды. И у нас в Российском колледже традиционной культуры тоже пытаются его внедрить. Дипломная работа выполняется только на компьютерном моделировании. Но это не значит, что изделие будет идеально сидеть на клиенте. Мы тоже хотели приобрести такую программу, но она стоит бешеных денег и не заменит профессионального портного, который вложит душу в свое произведение. И конечно, хочется поднять престиж профессии. Сейчас есть богатейший выбор одежды, но он не всегда качественный — к сожалению, сейчас молодежи прививают дурной вкус. Мы видим, что представленные на выставке модели прекрасны и красивы и представляют собой высочайший уровень культуры.
А поставьте сегодняшних девочек на подиум в чем они ходят — и все становится ясно. Хочется, чтобы молодежь видела то прекрасное, что было в прошлом, и повышала свой культурный уровень. На выставке я видела много молодежи. Я не случайно все время говорю про наш колледж. Ведь мы пытаемся обратить внимание студентов на культуру прошлого. А у нас,
к сожалению, сейчас господствует мода улицы. Кто создает моду —
улица и больше никто. Причем приобретается все это чаще в дешевых  магазинах. Дамы, которые одеваются в элитных бутиках по улицам не ходят. У нас не те ориентиры расставлены. И все меняется очень быстро.

И очень большие смыслы, что эта одежда показывается в столь необычном месте и главное — бесплатно. Ведь не все могут поехать в Эрмитаж и отстоять там сумасшедшую очередь. Важно, что эти костюмы носили живые, реальные люди, что это характеризует эпоху, время. Мы должны знать свою историю, особенно это важно для молодежи. Я в восторге от выставки и думаю сходить на нее еще не один раз. Такое чудо в наше время — большая редкость! Хочется пересматривать сделанные фотографии. И мне кажется, что для девочек из колледжа надо сделать обзорную лекцию на этой выставке в Картинном зале Витебского вокзала, тем более, что вокзал-то это наш — Царскосельский.

 Харис Шахмаметьев,

фото автора

Оставить комментарий

Комментарии: 0