Школа, которая закаляет и не дает сломаться

«Мы рады приветствовать вас на мототрассе автомотоцентра «Царскосельский Техно-Парк», — гремят в колонках и раздаются эхом вокруг слова ведущего.

Яркие экипированные спортсмены и сосредоточенные тренеры, согретые солнцем и окутанные пылью во время гонок зрители, гудки проносящихся недалеко от трассы электричек, добродушно реагирующих на происходящее... Такова обстановка соревнований по детскому мотокроссу в Тярлево на призы компании «Ладога», которые проходили в одно из воскресений июня.

На территории «Техно-Парка» встречаюсь с Максимом Красницким, который 12 лет назад организовал в Тярлево мотошколу для мальчишек и девчонок. Под руководством умелого тренера эта школа дала в свое время старт чемпиону России по супермото и чемпиону Кубка России по минимотарду Макару Юрченко — первому за всю историю развития технических видов спорта российскому мотогонщику, принимающему участие в престижных юниорских чемпионатах Red Bull MotoGP Rookies Cup и FIM Junior Moto3. Да и в нынешних учениках — Евгении Рудакове, Ване Клюшкине, своем сыне Илье Красницком и других ребятах — Максим  Васильевич видит большие перспективы. И не только в своих, ведь сегодня к нему, организатору соревнований, приехали спортсмены из Валдая, Крестцов, Боровичей, Москвы, Пскова, Видное и других городов России. Летние соревнования в Тярлево — это очередной этап Открытого молодежного чемпионата Санкт-Петербурга по техническим видам спорта, родиной которых считается именно Царское Село. 

Руководитель Царскосельской детской мотошколы Максим Красницкий
Руководитель Царскосельской детской мотошколы Максим Красницкий

«Николай II открыл на базе нынешнего сельскохозяйственного института свой первый гараж и позвал иностранных гонщиков, которые стали его личными водителями. Первые российские автомобильные и мотоциклетные гонки прошли именно здесь, и здесь же нашими гонщиками на Волхонском шоссе был поставлен первый скоростной рекорд — 211 км/ч», — рассказывает Максим.

Обвожу взглядом трассу «Царскосельского Техно-Парка». Она рассчитана на детей от 4 до 18 лет. Когда-то давно здесь была свалка, а сейчас это целая школа с раздевалками и душевой. «Наша трасса лицензирована и постоянно модернизируется для наибольшей безопасности ребят», — объясняет мне руководитель Царскосельской мотошколы. 

Максим, вы считаете мотоспорт безопасным?

— Мотоспорт позволяет молодым людям закалять свой внутренний стержень и не даёт сломаться в сложных ситуациях. Здесь задействованы все группы мышц, поэтому он способствует физическому развитию всего тела. Каждый спортсмен, садящийся на железного коня, заранее натренирован и знает, как повести себя при осечке на соревнованиях. Хороший спортсмен должен видеть и чувствовать свои ошибки ещё за несколько секунд до падения. Кроме этого, все участники соревнований оснащены спортивной экипировкой. Но в мотоспорте не столь важно, как человек падает. Важно, как он поднимается.

После торжественного открытия соревнований наблюдаю, как спортсмены выстраиваются на старте. Заявлено порядка 80 участников в классах 65 см³, 85 см³, питбайк 14/12 и питбайк 17/14. Все напряжены. Начинается гонка. Кто-то падает на очередном круге, но быстро поднимается и продолжает соревнование.

 

Перед глазами клубится пыль, а в голове возникает неожиданный вопрос, с которым обращаюсь к Алексею Лозинскому, тренеру детско-юношеской секции по мотоспорту «Free Riders Group» города Видное.

Продолжите фразу: театр начинается с вешалки, а мотокросс…

— С родителей вот этих мальчишек и девчонок.

А девчонки в мотоспорте не лишние?

— Девочки усидчивее, чем мальчики. Они умеют слушать и вовремя задавать вопросы. Их медлительность компенсируется правильностью, поэтому в спорте они вполне конкурентоспособны. Мальчишки же считают, что все тонкости езды они быстрее постигнут на практике, а теория — дело второстепенное. Мальчишки больше суетятся, поэтому допускают ошибки, хотя скорость езды у них выше. Вот эта разность потенциалов позволяет девочкам выступать на соревнованиях наравне с мальчишками. В этом году у нас проводится женский трехэтапный кубок Росси. Участников, как вы понимаете, немного, потому что девчонки не видят в этом спорте перспектив. Женский мотокросс у нас практически не развит, хотя чемпионки России есть.

Как вам эта трасса в Тярлево и что дают соревнования такого уровня?

— Трасса очень интересная. Особенно для детей. На ней хорошо отрабатывать прыжки, ускорения, повороты. Любые выезды ребят — это, в первую очередь, школа для тренера. Гонщики — это результат. То есть я привез на соревнование результат и хочу посмотреть, как он работает. Есть титульные гонки, на которых надо участвовать. Все остальное — это тренировки, во время которых набираешься опыта.

Заканчивается первый заезд. Трассу поливают водой, чтобы прибить пыль. В кратковременной тишине продолжаю тему опыта с Вячеславом Дементьевым. Для главного тренера сборной России, приехавшего со своими ребятами на сборы в Тярлево из Москвы, этот опыт необходим для разработки нового методического пособия русской мотоциклетной школы. Дело в том, что первое в мире руководство по подготовке мотогонщиков было написано еще в 1972 году. Его автором был советский спортсмен и тренер Юрий Трофимец — и лучше этой книги пока никто не придумал. 

Какова ваша первостепенная задача?

— Пропагандировать отечественный мотоспорт. Санкт-Петербург — сакральный город. Он открыл в свое время легендарного трёхкратного чемпиона мира по мотокроссу Геннадия Моисеева. Мы должны продолжать традицию громких русских имен, поэтому в прошлом году на детском чемпионате мира в Эстонии в классах 65 см³, 85 см³, 125 см³ Россию представили 15 спортсменов. Из них 13 попали в финал. И это благодаря тренерам и президенту Федерации мотоциклетного спорта России, директору ВДЦ «Орленок» Александру Джеусу, который организует для ребят всероссийские сборы.

Снова ревут на старте мотоциклы. Анализирую разговоры с тренерами, которые сходятся в одном: сейчас мощному по своему накалу, динамике и зрелищности мотоспорту в нашей стране уделяется не так много внимания. Одна из причин — не олимпийский вид спорта. А ведь когда-то, начиная с 1928 года, мотокросс являлся самой популярной дисциплиной мотоспорта. Гонки начинались с городских и областных этапов и заканчивались всесоюзными соревнованиями. Часто они посвящались выдающимся людям и историческим датам. Например, памяти Юрия Гагарина в Саратове или памяти Циолковского в Калуге. А в 1968 году состоялся «Мотокросс Наций» — командная гонка на мотоциклах 500 см³, в которой первое место завоевал Советский Союз, оставив позади ГДР и Францию. И это несмотря на то, что нашим спортсменам по идеологическим причинам разрешалось садиться только на «дружественные» мотоциклы CZ и Jawa, а об австрийском байке KTM в те времена приходилось только мечтать. Со слов Владимира Маришина, тренера с 50-летним стажем из Псковской области, в 70-е годы в ДОСААФ для мотогонщиков регулярно поставлялись мотоциклы и запчасти, талоны на питание. Со временем отечественный мотоспорт растерял могучее наследие тех лет. А возрождать его нужно и, самое главное, возможно. И не где-то, а в Санкт-Петербурге. Приятно, что инициативу этого возрождения взял на себя именно руководитель нашей Царскосельской мотошколы. Максим Красницкий мечтает построить первую в России крытую арену на 4000 посадочных мест. Выбрано и согласовано с муниципальным советом место постройки,  готов проект, найдены партнеры, за два года сделаны спецтехусловия (сооружения такого масштаба проходят контроль специального московского комитета), собраны документы. Дело за малым — найти инвесторов. 

Заканчиваются соревнования. Объявляются победители. На пьедестал поднимаются юные райдеры: Макар Гирш, Аарон Дмитриев, Кирилл Антонов, Григорий Лозинский, Егор Юдин, Виктория Тарасова, Евгений Рудаков, Рамиль Беляев, Дмитрий Комисаренко, Сергей Богданов, Александр Чернов, Максим Кузнецов, Евгений Садеков, Рустам Садеков и Андрей Белоконь. Звучат поздравления. Трехчасовая адреналиновая гонка пролетела как одна минута. Мототрасса пустеет, оставляя в одиночестве огромный баннер Царскосельской детской мотошколы с надписью «Займись спортом — будь на высоте! Мы вместе — в этом наша сила!». Прощаясь с Максимом Красницким, указываю рукой на баннер и говорю: «Вы действительно сильны, потому что мечтаете и смотрите в будущее». «Это точно. Мы никогда не опускаем голову. Ведь как сказал Чарли Чаплин: «Никогда не увидит радугу тот,  кто все время смотрит вниз».

Виктория МАРЧЕНКО

Фото Тимура Ермакова и Дианы Самченко 

Оставить комментарий

Комментарии: 0