Пушкинцы танцевали под пение а капелла

В конце июня во дворе Дома Теппера на Средней улице прошел второй летний фестиваль «Tepper acapella». Перед пушкинцами выступили хедлайнеры — хор «Петербургские серенады» и квинтет PlusFive, а также приглашенные исполнители. Все вместе они доказали — под камерную музыку можно зажигать не хуже, чем под хиты дискотеки девяностых.

«Петербургские серенады» под окнами Дома Теппера

Дом Теппера де Фергюсона, учителя пения Императорского Царскосельского лицея, в наше время стал колыбелью камерной музыки. Здесь молодые исполнители репетируют, проводят концерты и другие мероприятия. В стенах особняка занимаются музыкой несколько коллективов, два из которых — «акапельные» (так на сленге музыкантов называются коллективы, поющие а капелла, без инструментального сопровождения).

— Нашим флагманским коллективом, исходя из названия, является камерный хор «Петербургские серенады», — говорит Алексей Климентьев, директор концертного зала. — Помимо этого, у нас есть еще один акапельный коллектив — PlusFive. Ну, и раз у нас две таких группы, мы решили: почему бы нам не провести фестиваль музыки acapella? Тем более, что этот жанр сейчас набирает популярность.

Это уже второй фестиваль, организованный энтузиастами концертного зала «Петербургские серенады». С погодой, как и в прошлом году, снова не повезло, однако настоящих меломанов это не остановило.

— В том году мы позвали одни интересные коллективы, в этом — другие. Стараемся, чтобы было разнообразно, — рассказывает Алексей. — В прошлый раз был ужасный дождь, который начался полтретьего и закончился в семь, в аккурат под конец фестиваля. У нас тут, в Царском Селе, получился своеобразный фестиваль «Нашествие» — грязь, лужи. Однако зрители сидели, слушали, не уходили. Сегодня тоже достаточно холодно, но народ все-таки пришёл. Значит, наш фестиваль действительно востребован.

И профи, и начинающие

После «Петербургских серенад», открывших фестиваль, выступила команда вокалистов «Октавус». Коллектив исполнил сложные авторские кавер-версии известных композиций в акапельной интерпретации. Затем эстафету принял ансамбль «Лагара». Фольклорные песни брали за душу своим пронзительным лиризмом. От некоторых мелодий на глаза наворачивались слёзы.

Начинающие исполнители то-же приняли участие в фестивале. Молодой коллектив Replay собрался шесть месяцев назад под эгидой вокальной студии «Воскресенье».

— Мы впервые выступаем на таком интересном мероприятии, как этот фестиваль, — поделились с нами участники группы. — Очень благодарны группе PlusFive за то, что пригласили нас.

Многообразие жанров

Специальным гостем фестиваля стал московский музыкант Кирилл Милорадовский. Стиль, которым он занимается, называется «лайв лупинг». Суть заключается в том, что музыкант голосом изображает некий бит, а специальное устройство тут же это записывает и сразу воспроизводит. Вокал в режиме реального времени накладывается поверх бита — так получается человек-оркестр.

Когда Кирилл вышел на сцену, настроение публики изменилось — стало более свободным и раскрепощённым. «Болеро» Равеля и другие классические композиции внезапно зазвучали вперемешку с электронной музыкой и популярными песнями в стиле хип-хоп. Мы поговорили с Кириллом и выяснили, как ему удаётся работать в столь различных жанрах.

— Я не делю музыку строго на жанры — есть хорошая музыка, а есть так себе. В каждом жанре есть нечто такое, что интересно разрабатывать. Я достаточно долго занимался джазом — думаю, это слышно. Почти в каждой моей песне есть джазовая импровизация. Но ритмическую основу, так называемый «грув», конечно, интересно брать из разных стилей. Ведь то, что обычно называют стилем хип-хоп, свинг, танго и так далее, по сути, это грув, составляющие, которые заставляют нас чувствовать и двигаться соответствующим образом под эту музыку. А уже поверх этого грува я что-то придумываю, импровизирую. Назвать мой стиль как-то конкретно нельзя. Я бы и сам хотел внести ясность, но не получается. 

Значит, нет музыки, которая вам не нравится?

— Есть. Я плохо понимаю тяжелый рок, современную академическую музыку. Но жанров, которые мне нравятся, действительно очень много. И они на самом деле мне близки — например, я делаю песню в стиле свинг не потому, что мне сказали «надо», а потому, что я по-настоящему люблю этот жанр.

Как вы относитесь к русско-язычной музыке?

— Если бы меня не заставляли, возможно, я бы вообще не исполнял композиций со словами (смеется). Пою на английском просто потому, что это ближе по жанру к той музыке, которую я исполняю. Джаз — западный стиль. Мне нравится фольклор, люблю слушать Сергея Старостина. Но, к сожалению, если я начну петь на русском, это будет звучать комично. Меня сразу унесет в другую степь — этно-фьюжн и так далее.

Какие впечатления от нашего пушкинского фестиваля?

— Он очень милый, камерный, но он зависит от погоды, с этим ничего не сделаешь. Однако то, что в Пушкине есть такое количество зрителей — безусловно, очень хорошо. И это стоит развивать.

Что-то слышится родное…

Вообще, фольклорные композиции у исполнителей получались особенно душевно, искренне и естественно. Кроме того, выяснилось, что иногда за исполнением народных песен стоит нечто большее, чем прилежное освоение курса истории музыки. Как, например, в случае с ансамблем Horovod Project. Это не просто вокальный дуэт, а целый проект, направленный на изучение фольклора. Исполнительницы сами ездят в этнографические экспедиции, собирают песенный материал и ведут блог о русской культуре. Снимают фильмы, публикуют путевые заметки. Когда слушаешь настолько аутентичную народную музыку, возникает совершенно особое чувство узнавания чего-то давно забытого. Возврата к утраченным корням…

Фестиваль завершило зажигательное выступление PlusFive — второго коллектива организаторов фестиваля. Эта команда, состоящая из любителей русского и зарубежного рока, показала пример не только блестящего вокального исполнения партий электрогитары, барабанов, трубы, но и прекрасной работы с залом. Под конец ни один зритель не остался сидеть на своём месте. Все — дети и взрослые, молодые и пожилые — танцевали под любимые композиции. А когда зазвучала бессмертная классика — «We are the champions» — в воздух взлетели огоньки фонариков. 

Организаторы постарались

Несмотря на то, что в этот день была пасмурная холодная погода, почти все пришедшие на концерт остались до конца — никто не ушёл раньше времени.
И это заслуга не только музыкантов, сумевших покорить сердца публики, но в не меньшей степени — организаторов фестиваля. На входе зрителям выдавали тёплые пледы (как признался Владимир Мгерян, солист PlusFive, все пледы он сам купил для фестиваля). Но за несколько часов, проведенных на открытом воздухе, можно проголодаться. Поэтому в стритфуд-зоне продавались пирожки, разливали горячий чай и кофе. Все это обеспечил партнер и ближайший сосед Дома Теппера — ресторан «Соленья-Варенья».

Аудитория у музыкантов была разновозрастная — от двух до восьмидесяти двух лет. И всё-таки было видно, что организаторы — молодые ребята, которые старались сделать мероприятие модным и современным, начиная от оформления и заканчивая юмором, звучавшим со сцены. Ведущие сумели развеселить публику, предположив, что фестиваль называется «Теперь а капелла», а автомобиль «Лада Лагара» получил своё название в честь ансамбля «Лагара». Не обошлось и без конкурса репостов — его победительница ещё не научилась ходить, поэтому получила свой приз, сидя на руках у мамы.

К слову, детей на концерте было много. Для них организовали отдельную площадку, где артисты демонстрировали фокусы с огромными мыльными пузырями. Но некоторые маленькие меломаны смотрели всю концертную программу от начала до конца, а самые маленькие даже стремились прорваться к сцене и вскарабкаться по ступеням. 

«Изюминкой» фестиваля стала художница Татьяна Инюшина, которая работала над картиной прямо на концерте, пританцовывая под ритмы хип-хопа. Получившуюся картину — цветочный натюрморт — Татьяна подарила Дому Теппера.

— Для меня это первый такой опыт, — прокомментировала художница столь необычный формат. — Раньше я работала в мастерской в одиночестве. Эксперимент удался — музыка вдохновила меня, и картина от этого получилась еще круче. Даже несмотря на ветер, который сдувал цветы и мольберт.

— На наш взгляд и судя по реакции публики, концерт удался, — сказал Павел Товпич, художественный руководитель концертного зала «Петербургские серенады». — А значит, будет третий фестиваль. Мы активисты и организуем такие необычные мероприятия потому, что всё это нам в удовольствие. Надеюсь, в следующий раз нам наконец-то повезёт с погодой.

Екатерина Куликовская

Фото Анны Артемьевой и Юлии Курской

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0