Кузница инженерных кадров Военно-­морского флота

В апреле нынешнего года Военно-морское инженерное училище в Пушкине отметило 70 лет со дня своего основания. А 31 августа будет отмечаться 220 лет со дня образования Училища корабельной архитектуры — родоначальника нашей высшей школы корабельных инженеров.

Накануне Дня Военно-Морского флота мы беседуем с начальником ВМПИ, капитаном 1-го ранга, академиком РАН, доктором технических наук, профессором Евгением Ивановичем ЯКУШЕНКО.

Евгений Иванович, ваш институт не раз менял свое название, у него были разные времена. Расскажите, пожалуйста, о становлении института. Как все начиналось?

— В этом году мы отмечаем несколько юбилеев военно-морских училищ России и Советского Союза, которые входят сегодня в состав института: 220 лет Училищу корабельной архитектуры, 85 лет со дня основания Высшего Военно-морского училища радиоэлектроники имени А. С. Попова и 70 лет со дня основания Высшего военно-морского инженерного училища имени Ленина (в привычной ветеранам аббревиатуре ЛВВМИУ).

Командир на флоте всегда был ещё и отличным инженером. А корабельные инженеры-механики — в первую очередь! Наши выпускники всегда отличались высоким уровнем профессиональной подготовленности и преданностью своему делу. Институт интенсивно развивается, являясь ведущим вузом Военно-Морского флота.

Коллектив института, его ветераны бережно относятся к истории своего училища. Я хотел бы напомнить, что наш военный городок № 264 в Пушкине, в котором сейчас размещается институт, имеет давнюю и славную историю. 

Первое здание было построено ещё в 1782 году, а в 1813 году рядом с ним появилось здание Благородного пансиона Царскосельского Лицея (ныне корпус № 5). Пансион считался одним из лучших учебных заведений России своего времени. С 1825 года на территории городка в деревянных казармах (на месте нынешних корпусов № 17 и 19) размещался Лейб-гвардии гусарский полк, в котором служили герои Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, Николай Раевский, генерал-майор князь Роман Багратион, Михаил Лермонтов, Пётр Чаадаев, князь Аркадий Кочубей.

С 1830 года в зданиях бывшего лицейского пансиона размещался Александровский кадетский корпус для малолетних воспитанников. Одна из четырех рот корпуса была морской. Ее воспитанниками стали адмирал Фёдор Авелан, художник-маринист Алексей Боголюбов и его брат, писатель-маринист Николай Боголюбов, вице-адмиралы Андрей Попов, Воин Римский-Корсаков (брат композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова), вице-адмирал, командующий Черноморским флотом Григорий Чухнин, начальник Главного штаба армии России, генерал-адъютант Николай Обручев и многие другие.

С 1864 года вплоть до революции в зданиях городка дислоцировался пехотный батальон Императорской фамилии, затем переименованный в Лейб-гвардии 4-й стрелковый Императорской фамилии батальон. В 1930-х годах в городке находился парашютно-десантный отряд, ставший потом 201-й Ленинградской гвардейской воздушно-десантной бригадой имени Кирова.

Вся богатейшая история военного городка, в котором находится институт, описана в литературе, а мемориальные доски и стенды, которые размещены в институте, напоминают о ней.

До Великой Отечественной войны и сразу после нее подготовка инженер-механиков производилась в Высшем военно-морском инженерном училище имени
Ф. Э. Дзержинского. Но возможностей училища производить выпуск до 350 инженер-механиков для флота было недостаточно. Было принято решение о расширении сети военно-морских учебных заведений

В апреле 1948 года приказом Министра Вооруженных сил СССР для подготовки специалистов по паросиловым и дизель-электрическим корабельным энергетическим установкам было образовано 2-е Высшее военно-морское инженерное училище, которое возглавил участник Великой Отечественной войны, командир Главной базы 4-го Балтийского флота контр-адмирал Дмитрий Григорьевич Жмакин. Так началась славная история 2-го училища.

Главный корпус военного городка № 264 — Военно-морского политехнического института в Пушкине
Главный корпус военного городка № 264 — Военно-морского политехнического института в Пушкине

То есть с этой даты началась история непосредственно
вашего института в Пушкине?

— Да, поэтому в этом году мы отметили свое 70-летие. В июле 1948 года был произведён прием курсантов первого набора, который во время восстановления нашего городка после войны базировался на учебном судне «Крузенштерн», а учеба велась в стенах училища имени Дзержинского. Только к сентябрю 1949 года курсантов перевели в Пушкин. К этому времени здесь были созданы первые учебные лаборатории и мастерские, установлено учебное оборудование, а на Большом пруду Екатерининского парка развернута шлюпочная база.

В течение 1950 года были восстановлены основные корпуса института. Училище стало существовать как отдельная воинская часть. В 1954 году состоялся первый выпуск офицеров нашего училища — на флот было выпущено 112 паросиловиков и 114 дизелистов.

Тогда же обучение в училище было переведено на пятилетний срок. Под руководством начальника училища, инженер-капитана 1-го ранга Михаила Петровича Степанова был открыт топливный факультет для подготовки инженеров-топливников и сформирована кафедра топливоиспользования.

С 1957 года была начата подготовка инженеров-механиков по эксплуатации корабельных газотурбинных установок, и на следующий год создана кафедра газотурбинных установок.

В 1960 году начальником училища был назначен инженер-капитан 1-го ранга, в дальнейшем вице-адмирал, начальник паросилового факультета Николай Иванович Румянцев. Начало его руководства пришлось на трудные годы сокращения численности состава училища, которое было вызвано изменением военно-морской доктрины Вооружённых Сил, значительным изменением кораблестроительной программы, сменой руководства ВМФ и Министерства обороны. Но, несмотря на трудности, в сентябре 1962 года в училище была введена в строй комплексная лаборатория дизельных энергетических установок, в июне 1966 года организована научно-исследовательская лаборатория теоретической теплофизики, в 1970 году создан вычислительный центр.

Вскоре стало очевидно, что потребности флота в кадрах инженеров-механиков для кораблей с неядерными энергоустановками училище обеспечить не может, и его вновь стали расширять.

В ноябре 1975 года начальником училища был назначен контр-адмирал-инженер, в дальнейшем вице-адмирал, Борис Александрович Лапшин. В этот период в педагогический коллектив влилась большая группа флотских офицеров, в подавляющем большинстве из выпускников училища, с практическим опытом корабельной службы.

В 1983 году начальником училища впервые был назначен его выпускник 1957 года контр-адмирал Василий Александрович Коковин. В 1988 году ему первому из выпускников училища было присвоено звание вице-адмирала, и он первый из начальников училища стал кандидатом технических наук и профессором.

Начало 1990-х было сложным временем для нашей армии и флота, связанным с распадом Советского Союза. 1 сентября 1991 года на флагштоке училища был поднят Государственный флаг России, а 26 июля 1992 года — Андреевский флаг. С 1992 года курсанты нового набора стали принимать присягу Российской Федерации.

25 ноября 1992 года начальником училища назначен контр-адмирал Юрий Михайлович Халиуллин, выпускник училища 1968 года, заместитель командующего Черноморским флотом по эксплуатации и судоремонту.

Это был время, наполненное бурными событиями. В 1992–1993 учебном году из севастопольского ВВМИУ прибыли курсанты химического факультета, выразившие желание продолжать службу в Российской Федерации.

В декабре 1992 года в училище был создан электротехнический факультет (закрытый во ВМИОЛУ имени Дзержинского, куда из Севастополя была переведена подготовка специалистов ядерного флота) и химический факультет, образованы новые кафедры.

В 1994 году впервые вручение дипломов об окончании училища было проведено в Тронном зале Екатерининского дворца.

В этот период значительно обновилась учебно-материальная база кафедр, были установлены новые тренажёры, созданы учебные кабинеты и лаборатории.

В 1998 году Постановлением Правительства РФ путем слияния Высшего военно-морского инженерного училища и Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского был создан Военно-морской инженерный институт.

Сегодня инженерное училище продолжает функционировать в составе Военно-морского политехнического института. В 2009
году институт вошёл в качестве филиала в состав Военно-учебного научного центра (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия»  вместе с не менее прославленным — Военно-морским институтом радио-
электроники имени А. С. Попова.

История института бережно хранится в нашем музее, отражена в мемориале корабельным инженерам, на доске памяти, посвящённой экипажам гвардейских подводных лодок, в книгах и статьях. А самое главное — история сохраняется в людях.

Память об истории училища и военного городка увековечена в мемориальных досках, посвящённых великому русскому поэту Михаилу Лермонтову, выдающемуся русскому художнику Василию Верещагину, историографу русского флота Алексею Боголюбову, Александровскому кадетскому корпусу для малолетних и первым парашютно-десантным формированиям Красной Армии. 

Да, у вашего института богатая история. Но нашим читателям будет интересна и современная жизнь института, часть которого находится в Пушкине.

— Это, можно сказать, «главный офис» нашего института. В военном городке № 264 расположено всё управление, размещаются руководители отделов и служб. Кроме четырех основных факультетов: турбинных энергетических установок, применения и эксплуатации вооружения и средств РХБ защиты сил флота и факультета электроэнергетических установок и кораблестроительного факультета, в городке сейчас дислоцируется факультет среднего профессионального образования. Хочу уточнить, что при реформировании системы подготовки кадров не была потеряна ни одна из военных специальностей.

Две кафедры, размещённые в городке: военного кораблестроения и РХБ защиты, обеспечивают подготовку на всех уровнях образования и имеют свои представительства как в институте дополнительного образования, так и в Военно-морской академии.

На момент объединения институтов в июле 2012 года состояние городка было не идеальным. За несколько последних лет всем коллективом проделана огромная работа. Она была направлена как на обеспечение быта курсантов, жилых и классных помещений, благоустройство клуба, лазарета, столовой, трапов и прилегающих территорий, так и на усовершенствование кафедр, создание новых современных аудиторий и лабораторий.

В настоящее время все факультеты имеют отдельные классные помещения, количество которых увеличивается каждый год в соответствии с увеличением очередного набора в институт. Активно развивается учебно-материальная база фундаментальных, общенаучных и военно-профессиональных кафедр, обеспечивающих подготовку по специальностям института.

С 2014 года Министерством обороны регулярно выделяются средства на восстановление и обновление вооружения и военной техники по линии Государственного оборонного заказа, а также на закупку учебно-лабораторного оборудования. За время существования Военно-морского политехнического института были обновлены практически все кафедры, в том числе находящиеся в Пушкине.

Тренажёр «Баксан» по управлению электроэнергетической системой корабля на кафедре электроэнергетических систем кораблей
Тренажёр «Баксан» по управлению электроэнергетической системой корабля на кафедре электроэнергетических систем кораблей

Почему ваш институт стал называться политехническим?

— Деятельность ВМПИ, как высшего военно-морского учебного заведения, многогранна. Напомню, что создание ВМПИ произошло в 2012 году путём объединения двух существовавших на то время институтов: ВМИРЭ и ВМИИ. И теперь подготовка курсантов по фундаментальным дисциплинам осуществляется по единым для высших учебных заведений требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а выпускники получают единый для России диплом о высшем образовании.

Принцип политехничности, положенный в основу интеграции институтов, позволил вывести процесс подготовки инженеров ВМФ на новый уровень. Суть политехнической модели заключается, во-первых, в единой фундаментальной подготовке на младших курсах вуза, во-вторых, в профильной дифференциации подготовки (по военным специальностям) на старших курсах, тесно связанной с практической профессиональной деятельностью, то есть службой на флоте и, только в-третьих, в широком спектре этих специальностей, построенных на едином фундаменте.

При реформировании организационных структур существовало множество больших и малых трудностей, но, оглядываясь на пройденный путь, все они преодолены благодаря самоотверженным усилиям нашего, нацеленного на успех, коллектива.

Евгений Иванович, подготовка корабельных специалистов — сложная система взаимосвязанных направлений в интересах постоянно меняющихся потребностей ВМФ. Каково место института в иерархии всего военно-морского образования?

— Если быть кратким, то наш институт — самое крупное учебное заведение в Военно-морском флоте, которое готовит корабельных инженеров всех специальностей. На них возлагается огромный объём обязанностей, обеспечивающих боевую эффективность корабля. В структуре сегодняшнего ВМПИ шесть факультетов высшего образования, два факультета среднего профессионального образования и два факультета переподготовки и повышения квалификации, двадцать шесть кафедр, тринадцать учебно-методических секторов (от кафедр Военно-морской академии и института Дополнительного профессионального образования, от Военно-морского института и Центра подготовки иностранных военнослужащих), две научно-исследовательские лаборатории и научная рота, все необходимые для жизнедеятельности института обеспечивающие отделы и службы. 

Академик И. Д. Спасский вручает кортики и погоны молодым лейтенантам ВМПИ, Павловск, 2011 г.
Академик И. Д. Спасский вручает кортики и погоны молодым лейтенантам ВМПИ, Павловск, 2011 г.

Несмотря на то, что ваш институт готовит специалистов для Военно-Морского Флота, ваших выпускников можно найти в самых разных сферах деятельности. Расскажите, где служат ваши выпускники? Чем подкрепляется престиж курсанта и офицера-инженера, призванного служить на кораблях?

— Во-первых, профессия военного моряка, флотского инженера — весьма интересная и почётная. В настоящее время флот претерпевает значительные изменения: переоснащается новейшими видами вооружения и военной техники. В состав флота поступают высокотехнологичные мощнейшие боевые корабли — корветы, фрегаты, эсминцы, подводные лодки. Всё это требует на флот высококлассных специалистов, которыми могут стать современные юноши и девушки. Наши выпускники с квалификацией инженер или техник по всем специальностям служат на соединениях и объединениях, в учебных заведениях ВМФ.

Во-вторых, престиж курсанта, офицера растёт и подкрепляется социальными гарантиями. Государство на время обучения берет на себя все расходы по обучению и полному обеспечению курсантов, включая денежное довольствие около 20 тыс. рублей, проживание, питание, медицинское обеспечение, гарантированное тру-
доустройство. Выпускники института ежемесячно получают денежное довольствие в размере 60–70 тыс. рублей и выше в зависимости от занимаемой должности и воинского звания.

Вы можете подробнее остановиться на аспектах воспитания офицера в вашем институте?

— Помимо основных направлений учебной, научной, методической работы большое значение в институте уделяется воспитанию  корабельного офицера, интеллигента, всесторонне развитой личности, патриота своего отечества. Воспитанием курсантов должен заниматься каждый офицер института на занятиях, во время дежурства, на практике: прививать дисциплину, опрятность, чёткость докладов, внешнюю подтянутость, ответственность за порученное дело, а также культуру поведения, речи, общения со старшими и товарищами. Воспитательная работа начинается задолго до начала учёбы. Ещё на этапе анализа личных дел абитуриентов выявляются как слабые, так и сильные, волевые молодые люди, которые впоследствии становятся младшими командирами.

В институте происходит регулярное открытие именных тематических учебных аудиторий, посвящённых выдающимся академикам, адмиралам и преподавателям. Каждая из них оказывает воспитательное значение на примере жизненного пути той выдающейся личности, которой посвящена аудитория. Первая именная аудитория имени Героя Социалистического труда, академика РАН, выдающегося выпускника института Игоря Дмитриевича Спасского была открыта 6 сентября 2001 года в Главном Адмиралтействе.

С 2004 года были открыты 20 именных аудиторий — академика РАН вице-адмирала А. А. Саркисова, профессоров Ф. С. Шлемова, Н. П. Муру, И. А. Рябинина, А. Н. Патрашева, В. Г. Власова, героя России, академика РАН В. М. Пашина.

В 2008 году на территории института был открыт мемориальный знак, посвященный корабельным инженерам-офицерам ВМФ.

Как руководитель института, я хорошо понимаю необходимость сохранения исторических традиций и памяти поколений для воспитания молодёжи, которая выходит из стен института боевыми офицерами. Именно с этой целью 22 мая 2014 года было проведено заседание Учёного совета института, решением которого стало увековечение памяти училищ, входящих в состав Военно-морского политехнического института. Первой такой аудиторией стала аудитория, посвящённая истории ВВМИУ имени Ленина. Она  была создана в июне 2014 года и названа именем контр-адмирала Юрия Михайловича Халиуллина, её называют ещё «Инженерная».

Парадный расчет офицеров Военно-морского политехнического института во дворе Адмиралтейства перед началом Главного морского парада в Петербурге. 2017 г.
Парадный расчет офицеров Военно-морского политехнического института во дворе Адмиралтейства перед началом Главного морского парада в Петербурге. 2017 г.

Кто может стать курсантом вашего института? Насколько трудно попасть в ваше учебное заведение?

— В институте широко развернута работа по профессиональному отбору кандидатов почти во всех регионах страны, куда регулярно выезжают офицеры наших кафедр. Налажены контакты с военными комиссариатами городов, областей и районов России. В последние два года мы обеспечили конкурс более трех человек на место. Конкурс девушек составляет более 10 человек на место. Кандидаты проходят строгий профессиональный тест, который жёстко определяет профпригодность кандидата к обучению в институте. Большое значение придаётся физической подготовке, которая порой является камнем преткновения даже для отлично подготовленных юношей по специальным предметам. При отборе кандидатов выявляются девушки и юноши с яркими способностями в спорте, музыке, литературе, математике, физике, информатике, истории, иностранном языке. Именно они в дальнейшем несут славу института на спортивных соревнованиях, конференциях различного уровня, проявляя волю, накопленные знания и профессиональное мастерство.

Престиж института определяет прежде всего высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, формирование и подготовка которого эффективно проводится из числа наиболее достойных, прошедших флотский опыт выпускников.

Обучение курсантов осуществляется на самой современной учебно-материальной базе, а проживание — в комфортных казарменных помещениях. Курсантам гарантирован интересный досуг с посещением культурных мест Санкт-Петербурга, занятиями спортом, художественной самодеятельностью.

Мы поддерживаем тесную связь с выпускниками, всегда рассматриваем и оцениваем их отзывы с флотов.

Вся деятельность командования, профессорско-преподавательского состава института нацелена на повышение качества подготовки корабельных инженеров. По итогам последних пяти лет Военно-морской политехнический институт признается лучшим среди вузов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», а по итогам комплексной контрольной проверки Главного штаба ВМФ в 2017 году институт признан лучшим среди пяти вузов своей категории.

Редакция журнала поздравляет руководство института, курсантов и преподавателей с юбилеем академии и Днем Военно-Морского флота и желает дальнейших успехов в подготовке кадров для нашего флота!

Редакция выражает благодарность профессору Борису Васильевичу Григорьеву за содействие и помощь в подготовке интервью.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Юрий Смольянов (Понедельник, 19 Ноябрь 2018 15:44)

    Приятно читать исторический материал о родном училище, которое закончил в 1975 году. Многих наших наставников сегодня нет уже среди нас, но мы благодарны им за все. что они вложили в нас. Спасибо!

    С уважением, Юрий Смольянов,
    старший офицер ВМФ в отставке,
    член Российского Союза писателей и Союза журналистов России