В союзе звуков, чувств и дум…

12 лет во Дворце творчества Пушкинского района существовал небольшой, но известный
и за пределами нашего города творческий коллектив —
студия художественного слова «Крылья» под руководством
Ивана Андреевича Мирошниченко.

Чтецы

Чтецкое искусство открывается лишь тем, кто увлечен словом, действительно имеет знания, свои мысли и идеи, подчас весьма далекие от школьной программы по литературе. Всё это требует не только свободного времени, которого фактически нет у современных школьников, но и состояния включенности в процесс, постоянного творческого напряжения мысли. Занятия в «Крыльях» должны были стать для ребят образом жизни, а не пунктом в распорядке дня. Те воспитанники, что сделали этот образ жизни своим, стали основой коллектива, его «золотым составом»: Владислав Козлов, Валерия Якубовская, Григорий Харитонов, Полина Финченко, Дарья Осипова, Анастасия Житенёва, Милада Низовая, Анастасия Алдонина, Дмитрий Бродский, Максим Юхневич, Юрий Лебедев, Валерия Наумова, Софья Соколова, Максим Чупахин, Павел Соловьев, Лариса Якимович. К ним присоединялись новички. Кого-то приводили родители, слышавшие, что у воспитанников «Крыльев» не бывает проблем со школьной литературой. Были и те, кто пришел по просьбе своих учителей, чтобы подготовиться к выступлению или конкурсу. Но особо запоминались те, кто пришел в студию, услышав, как читают их друзья. Восхищение сверстниками, владеющими словом, желание самому прикоснуться к магии этого искусства сделало многих ребят учениками Ивана Андреевича.

А ребята, как это и бывает в любом творческом коллективе, были разными. Непоседливыми и неторопливыми, шумными и стеснительными, разговорчивыми и погруженными в себя. Объединяло их удивительная чуткость к художественному слову и желание дарить слушателям редкое нынче чувство сопереживания. Иван Андреевич находил в каждом его особую жилку и, умело подбирая репертуар, сводил в единое целое и органичность, и меткость слова, и раскрепощённость жеста… Так, Лера Якубовская стала голосом Блока, Владу Козлову и Диме Бродскому оказались близки триолеты Агнивцева, сказки и патриотическая лирика. Голосами Гриши Харитонова и Паши Соловьёва звенели рубцовские и есенинские строки. Страстные, нежные, горькие, мужественные цветаевские стихи были буквально прожиты Соней Соколовой, Лерой Наумовой, Настей Алдониной, Ларисой Якимович.

О Ларисе хочется сказать отдельно. Она выросла в студии, за 10 лет, которые длилось ее обучение, прошла «огонь» напряженного творческого поиска, «воду» многочасовых репетиций в поисках единственно верной интонации и «медные трубы» побед в творческих конкурсах и выступлениях «для общей пользы». Ее работу в студии ставили в пример тем, кто хотел быстрого успеха, частых выступлений, кто полагал, что главное в работе чтеца — выучить большой текст.

Литературная гостиная

Работала студия усердно и плодотворно, росло мастерство воспитанников, качество и сложность репертуара. Студия славилась литературными композициями: документальными и художественными чтецкими программами. Идея литературной гостиной Дворца творчества недолго витала в воздухе и быстро заменила ежегодные отчетные концерты для родителей. В уютном зеленом кабинете с высокими строгими окнами и портретом юного Пушкина так естественно оживали традиции мелодекламации и художественного слова. Студия «Крылья» на протяжении всего своего существования оставалась верна пушкинской строке «Отечество нам Царское Село!». Музыкально-поэтический цикл, посвященный Городу муз, появился в год 300-летия Царского Села и стал признанием в любви и верности малой родине. Четыре спектакля на стихи поэтов четырех веков (XVII—XXI) не оставили сомнений, что и в наши дни в городе бережно хранятся и утверждаются вновь традиции русской литературы, верность русскому языку и искусству поэтического слова.

Невозможно в полной мере представить творческое разнообразие работ студийцев без упоминания литературно-публицистической программы «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово», которая была показана в 2015 году, в Международный день родного языка, а также литературных композиций, посвященных жизни и творчеству великих поэтов России: Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Цветаевой, Рубцова… 

Зрители

Организаторский и педагогический талант создателя студии «Крылья» заключался и в том, что росли не только чтецы, росли и воспитывались слушатели. Умение слушать чтецов, как умение слушать музыку, смотреть картины и спектакли — эта обратная сторона художественного чтения не менее важна. Для чтеца слушатель — его непосредственный партнер. Взаимодействие, живой контакт между читающими и слушающими совершенно необходим. Неподготовленный слушатель разрушает веру чтеца в зримость звучащего слова, в его магическую власть над людьми — и тогда чтец уже не рассказывает, а разыгрывает: появляются лишние жесты, преувеличенная мимика.

К своим слушателям у студии «Крылья» всегда было особое отношение. Их встречали, как хороших знакомых в литературном салоне XIX века. Для каждого находились слова приветствия и дружеская улыбка. Атмосфера искренней заинтересованности настраивала на процесс сотворчества. Вступительное слово Ивана Андреевича перед каждым спектаклем погружало их в предстоящее действие. В конце каждой программы звучало предложение поделиться впечатлениями. Так год за годом возникало товарищество чтецов студии и их слушателей. 

Важно донести самое главное. Иван Андреевич занимается с Миладой Низовой
Важно донести самое главное. Иван Андреевич занимается с Миладой Низовой

Иван Андреевич убеждал воспитанников, что в искусстве звучащего слова не бывает мелочей. Важно всё: выход на сцену, сценический образ, поклон… Важно, какой зритель в зале. Он учил читать для разной публики — ветеранов, курсантов, чиновников, старушек, учителей, сверстников. Студийцы выходили к слушателям, как к близким друзьям, с которыми так хочется и так важно поделиться чем-то особенно взволновавшим. Высшей наградой юным чтецам становилось молчаливое, страстное участие зала, искренние аплодисменты и отзывы постоянных слушателей.

За 12 лет было более 50 программ, в студии занимались почти 200 воспитанников. Это цифры. А за ними кропотливый труд, исследовательская работа, творческий поиск, любимые воспитанники и близкие по духу люди. За ними юные лишь по возрасту чтецы, которые уже умеют волновать души благородством мыслей, идей, силой чувств, заключенных в великой русской литературе. За ними благодарные слушатели, умеющие ценить русскую речь и получать удовольствие от искусства звучащего слова.

Но время само подводит черту. Студия «Крылья» завершила свою работу. А искусство, по образному замечанию писательницы Дины Рубиной, «каплей точит многовековой камень зла, который тащит на своем горбу человечество».

 Анна Рейтер

 

После выступления в Литературном музее «Николай Рубцов: стихи и судьба». Санкт-Петербург. 2015 г.
После выступления в Литературном музее «Николай Рубцов: стихи и судьба». Санкт-Петербург. 2015 г.

Татьяна Погореловская

Ярким солнечным днём 6 июня 2006 года в Лицейском садике на традиционном праздновании Дня рождения  А. С. Пушкина моя 9-летняя внучка Аня прочитала стихотворение поэта. К нам подошёл по-военному подтянутый мужчина и спросил, не родственница ли Аня детскому поэту Сергею Васильевичу Погореловскому. Подошедший мужчина — Иван Андреевич Мирошниченко совсем недавно приехал в наш город из Львова, но уже успел познакомиться с только что вышедшей книгой о моём отце «Всем улыбка и привет».

По приглашению Ивана Андреевича Аня стала ходить во Дворец детского и юношеского творчества в организованную недавно литературно-художественную студию «Крылья». Через год туда же я привела и вторую внучку, 6-летнюю Миладу, а еще через 5 лет и 5-летнего внука Вячеслава.

Учёба в студии оказывала на моих внуков, как и на других ребят, многогранное влияние. Всегда удивлялась, как у наших детей фантастически быстро развивалась память. Внуки мои, поначалу с трудом запоминая короткие стихи, со временем стали запоминать большие произведения без особого труда.

Старшая внучка Аня на выпускном вечере по случаю окончания 606-й школы была охарактеризована директором как лучший знаток литературы в школе. А в дальнейшем она соединила красоту и значимость слова с музыкой, став певчей в Молодежном церковном хоре. Теперь Аня уже закончила 3-й курс института.

Милада достигла более значительных успехов в художественном слове, дважды став лауреатом конкурсов чтецов в Петербурге. Меня переполняла гордость за внучку и за наше общее дело, когда прошедшей зимой директор Пушкинского Дома вручал Миладе диплом за «самое проникновенное исполнение». Между прочим, участников конкурса было более 500 человек, а дипломы вручали только 15!

Уже в который раз воспитанники Ивана Андреевича получали такое признание, заслуженное одухотворённым трудом, мысленно деля его со своим наставником.

Стихов таинственные звуки

нас греют радостью тех дней,

в которых наши дети, внуки

взрослели, становясь сильней

невзгод судьбы, житейской скуки,

соблазнов низменных страстей.

 Да, верю, вижу, что деятельность студии оказывала положительное влияние на нравственность детей, на их духовное здоровье. И вырабатывала удивительную собранность, помогающую хорошо учиться. И не только. Дети студии умудряются успевать везде: кто играет на гитаре, кто — в шахматы, кто ходит в театральную студию, кто танцует и т. д. 

Постоянно знакомясь с произведениями выдающихся поэтов, им легче усваивать школьную программу. А вот погружение в творчество современных поэтов, живших и живущих в нашем городе, школьной программой не предусматривается. А ведь это живая связь поколений!

Я бесконечно благодарна Ивану Андреевичу за поддержку наследия моего отца — Сергея Погореловского, когда на презентациях его книг ребята входили в роль персонажей стихов так весело, индивидуально, что сразу становилось понятно: не зря мы трудились, издавая его новые книжки.

Выступления детей походили на маленькие спектакли. Конечно, без помощников было не обойтись. Все мы, взрослые, старались, но истинно правой рукой была Анна Георгиевна Рейтер — надёжный, бессменный соавтор Ивана Андреевича. В двух последних выступлениях детей младшей группы и старшей, посвящённых творчеству Новеллы Матвеевой, Анна Георгиевна была не только ведущей, но и автором сценария.

Отправляя на заслуженный отдых нашего дорогого Ивана Андреевича, мы ещё яснее поняли: чему только не научились повзрослевшие, преданные делу студийцы — умению свободно держаться на сцене, владению своим голосом, вхождению в образ и чувства поэтов через их стихи. Во многом этому помогли качества характера руководителя студии: его собственная увлечённость, ровное отношение ко всем, душевная требовательность, внимательность к каждому.

Под чутким оком Ивана Андреевича росли не только дети. Мы все росли — и дети, и взрослые — общаясь друг с другом через поэзию, через красоту. Нас всех объединило общее дело, оно нас подняло ввысь. И приобретённые здесь крылья, даст бог, будут поднимать всё выше, к пониманию человеческого единства через слово, музыку, сострадание и любовь.

Спасибо всем за радость общения!

Елена Зеленская

В студии у Ивана Андреевича несколько лет занимался мой сын — мальчик непростой: зажатый, с заиканием и непроизвольными движениями. Для таких детей пение в хоре или чтение вслух, что называется — доктор прописал. Каждый концерт — испытание на преодоление себя. Сын преображался, когда читал, становился интересным человеком с уверенным взглядом, несуетной эмоциональностью, артистизмом. И другие дети-чтецы запомнились мне одухотворёнными лицами и прекрасной внятной русской речью. Исполнение взрослых стихов звучало и по-детски  трогательно, и профессионально.

За этими успехами стоит мастерство и терпение педагога. Занятия проходили в светло-зелёном зале. Его правильнее назвать гостиной или даже литературным салоном, потому что зеркала, высокие потолки старинного здания и царскосельские виды из больших окон настраивают на лирический тон. Ученик на каждое занятие приносил с собой тетрадь. В неё аккуратно переписывались тексты, а потом Иван Андреевич садился рядом с ребёнком и красным цветом делал пометки в произведении: какие здесь мысли и чувства, где ударные слова, где какие паузы и т. д. Ребёнок работал. А по окончании занятия появлялась коробочка, и ученик брал из неё сладкую награду, чаще всего конфету. От занятия к занятию вырисовывался образ будущего выступления: мизансцены, уместные жесты и мимика. Всем нам Иван Андреевич помогал находить лучших себя, становиться ближе к совершенству.

Оставить комментарий

Комментарии: 0