Искусство приближается. В Павловске открыт виртуальный филиал Русского музея

Чтобы приобщиться к классике изобразительного искусства, теперь необязательно выкраивать время для поездки в Петербург. В Павловске открылся виртуальный филиал Русского музея, и павловчане могут любоваться мировыми шедеврами неподалёку от дома.

Павловский виртуальный филиал Русского музея открылся 16 марта в выставочных залах Центра культуры, кино и досуга «Павловск», где он соседствует с Музеем истории города Павловска и выставочным залом современных художников. Здесь на стыке старины и современности происходит прорыв в новые возможности, когда компьютерные технологии делают культуру более доступной.

Чтобы узнать, как технический прогресс повлиял на приобщение к музейному миру, мы пообщались с Вячеславом ВАСИЛЬЕВЫМ, руководителем виртуального филиала Русского музея в Павловске.

Как организована работа филиала?

По договору Русский музей предоставил нам медиатеку. Это около шестисот файлов о русском изобразительном искусстве — завершённый продукт, который постоянно развивается и дополняется. Кроме того, мы активно пользуемся интернет-порталом музея. Туда сотрудники музея загружают актуальные материалы специально для нас, как для своих партнёров. Когда какая-либо выставка появляется на портале в режиме онлайн или в записи, мы можем показать её посетителям филиала. А также в Русском музее проходит масса мероприятий, на которые мы приезжаем, и уже там знакомимся с материалами. Всё это невероятно интересно, и, что немаловажно, мы получаем из первоисточника.

Какие материалы содержит медиатека?

В первую очередь, это интерактивные программы. Есть и мультимедийные фильмы, и даже компьютерные игры на тему искусства. Большая часть программ посвящена комплексу Русского музея — Летний сад, Михайловский дворец, Михайловский замок, Строгановский дворец — и музеям-партнёрам, российским и зарубежным. 19 мая, во время акции «Ночь музеев», мы как раз показывали программу, посвящённую всему комплексу Русского музея. Из каталога мы выбираем программу и демонстрируем её с помощью компьютера и видеопроектора.

На основании чего выбирается программа?

Мы исходим из возрастной категории, подготовленности и интересов аудитории. Например, когда к нам приходила группа дошкольников, мы выбрали материал об Айвазовском, потому что такова была рекомендация педагога. Программы ведь очень разные: о конкретных художниках, коллекционерах, стилях, направлениях, произведениях. Целый раздел посвящён религии. Есть потрясающая программа про реставраторов — «Восхождение на Амвон». Отдельным блоком идут лекции директора Русского музея Владимира Александровича Гусева. При выборе учитывается и хронометраж — есть сюжеты по восемь, десять, пятьдесят минут…

На сайте Русского музея есть возможность совершить виртуальную прогулку по галереям. Чем посещение филиала лучше просмотра картины или выставки в Интернете?

 

Здесь с произведениями можно ознакомиться намного более подробно. Например, все знают в Русском музее великолепную экспозицию картин Айвазовского, а в нашей медиатеке — есть интерактивная экскурсия по этой экспозиции. С помощью 3D-технологий мы, словно в компьютерной игре, входим в зал, двигаемся по нему, видим картину, нажимаем на кнопку, картина открывается. На огромном экране, во всю стену, произведение предстает в высочайшем разрешении, и мы можем разглядеть его во всех деталях. Порой, даже детальнее, чем в реальности. Или взять большое полотно Григория Чернецова «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». На ней изображено более двухсот персонажей. Причём в своё время каждый персонаж был лично утверждён императором — кого можно изобразить, кого нельзя. С помощью программы мы можем выделить каждого, посмотреть наброски, узнать о нём всё — почему он изображён именно в таком ракурсе, а не в другом, почему у него довольное или недовольное лицо. Точно так же мы узнаём, почему сын Павла I на картине художника М. Ф. Квадаль «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны», смотрит в сторону. Ведь всё это сопровождается профессиональными пояснениями.

Какие ещё возможности предоставляет компьютерная техника?

Мы никогда не увидим Летний сад таким, каким его видел Пётр I, но компьютерная техника позволяет это сделать, воссоздаёт уже утраченный вид сада, интерьеры дворцов и всё остальное. Также мы пользуемся «конструктором», позволяющим представлять материал публике так, как хотим. Например, сравнить какие-то картины между собой, использовать самостоятельно написанный текст и так далее. На картине Чернецова вдалеке виден Летний сад. Одно нажатие мышки — и мы переходим к программе, посвящённой Летнему саду. Когда смотришь на это, понимаешь: перед нами уже не просто филиал музея, а настоящее виртуальное пространство искусства. Удивительный мир, попадая в который, посетитель знакомится с шедеврами живописи, памятниками скульптуры и архитектуры, и на это больше не влияет ни национальность, ни география.

Как вы распространяете информацию о музее?

К сожалению, пока не все жители знают о филиале, потому что у нас есть проблемы с рекламой. Естественно, мы не имеем права вывешивать рекламу на столбах. В городе есть четыре муниципальных стенда, на которых мы размещаем информацию, а также вывешиваем объявления у здания администрации, на своих окнах. Конечно, мы распространяем информацию через Интернет, особенно активно «ВКонтакте». Но большая часть нашей публики — это люди в возрасте, которые практически не пользуются Интернетом. Поэтому о других видах информирования мы тоже думаем. Оповещаем Совет ветеранов, который насчитывает тысячу человек, а также школы и детские сады. Кроме того, недавно у нас состоялась большая презентация для руководителей учреждений культуры всего района. Мы очень заинтересованы в сотрудничестве.

Сколько человек занимается этим проектом в Павловске? Есть ли в нем коммерческая составляющая?

 

У нас всего четыре человека: руководитель, менеджер и два оператора, отвечающих за компьютерную технику. И у нас всё бесплатное — на все мероприятия вход свободный.

Кто был инициатором открытия виртуального филиала, и что побудило вас к этому?

Думаю, что причиной стала любовь к живописи и желание пропагандировать русское изобразительное искусство. Мы были инициаторами, связались с Русским музеем, предложили сотрудничество. Между Русским музеем и ЦККД «Павловск» был заключён договор. Потом мы проходили обучение — сотрудники Русского музея приезжали к нам, мы ездили в Русский музей, нам объясняли, как работать с медиатекой. 

В чём специфика павловского филиала по сравнению с другими?

Мне кажется, в посетителях. Жители Павловска, Пушкина воспитаны нашими дворцами и парками и естественным образом тянутся к культуре. К нам приходят очень компетентные люди — я заметил это, когда организовывал в ЦККД концерты студентов консерватории. Публика понимает, что она слушает, даже технические тонкости. Думаю, что с изобразительным искусством будет то же самое.

Есть ли в медиатеке программы по современному искусству?

Да, есть. Правда, больше по живописи советского периода. Например, серия «Спорт в изобразительном искусстве». Но в нашем зале выставляются современные художники. Так что нам есть чем привлечь молодёжь. Другое дело, что в Павловске нет вузов, поэтому мы не можем привлечь её централизованно.

Но с детскими садами и школами вы сотрудничаете постоянно?

Да, для детей у нас много обучающих программ. В основном к нам, конечно, приходят дети, занимающиеся живописью, ученики художественных школ. Для них мы выбрали специальные программы, посоветовавшись с педагогами. Например, 15 мая у нас прошло занятие ИЗО-студии. Мы показали ребятам серию фильмов «В страну музеев вместе с Фафалей». Детские сады обращаются к нам очень часто. Группу малышей очень трудно вывезти в Петербург на экскурсию, поэтому для них это хороший вариант. Зачастую для детей мы совмещаем виртуальные экскурсии и по Музею истории города Павловска.

Сколько человек в среднем приходит на виртуальные прогулки по Русскому музею?

Обычно, порядка десяти человек. Если это организованная экскурсию школьников, то, конечно, больше. На церемонии открытия было очень много народа, на презентации для руководителей учреждений культуры — человек двадцать. Конечно, благодаря рекламе мы планируем увеличить количество посетителей.

Что посетителям вашего виртуального музея нравится больше всего?

Им интересен как раз цифровой, современный подход к подаче материала. Ты в буквальном смысле входишь в картину. Это очень интересный эффект, такого больше нигде нет. Мы планируем привлечь как можно больше публики, в основном, молодое поколение. Поэтому мы особенно хотим сотрудничать со школами, детскими садами — чтобы ребята, подрастая, приобщались к искусству.

Слоган организаторов просветительского проекта: «Мы не можем привезти Русский музей в каждый город, но мы можем оставить вам его частичку – виртуальный филиал Русского музея» — полностью себя оправдывает. По всей России уже существует сеть виртуальных филиалов. И не только в России — Русский музей давно и уверенно продвигается за рубеж. Филиалы есть в Европе, Азии, Латинской Америке и даже в Антарктиде. Конечно, пока только для русскоязычной публики — но всё впереди.

Беседовала Екатерина Куликовская

 

Фото автора

Write a comment

Comments: 0