«Царскосельские узоры» — воплощение мечты

Когда во Дворце творчества готовятся к какому-то празднику и репетиционных помещений не хватает, в фойе на четвертом этаже собираются группы девочек и там раздается громкий, уверенный голос педагога Карины Александровны Петросян. Это значит, что в любой ситуации, в любых условиях проходит репетиция ансамбля народного танца «Царскосельские узоры».

Руководитель ансамбля Карина Петросян в 1992 году окончила в Ашхабаде Туркменское государственное музыкальное училище по специальности «хореограф» и осталась там работать преподавателем по народно-сценическому танцу. Параллельно с педагогической деятельностью семь лет танцевала на сцене Театра оперы и балета им. Махтумкули. А в 2002 году переехала с семьей в Петербург. Сейчас Карина Александровна работает в пушкинской школе № 530 педагогом-организатором, ведет там театральную студию. А во Дворце творчества Пушкинского района три с половиной года назад она создала детский танцевальный коллектив «Царскосельские узоры», в котором сейчас занимается 42 человека.

Карина Александровна, расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.

— Ансамбль народного танца «Царскосельские узоры» — это моя давняя мечта. Я сама по образованию народница, народный танец — это моя страсть. У меня были раньше танцевальные коллективы, но там я не могла реализовать себя как педагог по народному танцу. И только три с половиной года назад, наконец, рискнула. Основой созданного ансамбля стали ребята из 530-й школы, которых я учила хореографии. К ним присоединилось несколько человек из других школ с опытом танцевания или с большим желанием. А желание — это самое главное в танце! С каждым днем мы все больше набираемся опыта и умения. Говорю «мы», потому что мы с ребятами действительно учимся друг у друга. И не только танцам! Но и человеческим отношениям, дружбе, взаимовыручке. Я люблю своих учеников, как родных детей, стараюсь быть для них другом, старшим наставником, помощником не только в занятиях, но и по жизни. Мы стараемся проводить много времени вместе. Наши поездки на конкурсы и выступления сближают и сплачивают коллектив. Старшие заботятся о младших. Обе группы всегда поддерживают друг друга во время выступления. Все ребята занимаются по программе четвертого года обучения. Но в этом учебном году к нам пришло семь первоклассниц, и мне пришлось выделить их в отдельную группу. Малыши потихоньку познают азы хореографии, народного танца и, думаю, к концу года, смогут показать всё, чему научились, на отчетном концерте ансамбля.

Мы умеем не только работать, но и отдыхать! У нас уже есть традиция отмечать день рождения ансамбля, окончание года, победу в очередном конкурсе. А Новый год — это вообще отдельная тема. Старшая группа с увлечением и азартом готовит представления для малышей и родителей с играми, танцами, песнями, конкурсами. Мы обязательно устраиваем сладкий стол, и по завершению всего — дискотека!

Какие танцы вы ставите и где выступаете со своим коллективом?

— У нас в репертуаре есть разнохарактерные русские танцы, армянский танец, татарский, узбекский, мексиканский, китайский, молдавский, два финских, два испанских танца. Готовятся к постановке башкирский, белорусский и гуцульский танцы. Я стараюсь расширять географию репертуара ансамбля, приобщая детей к многообразию культур и традиций разных народов.

В декабре прошлого года на юбилее Дворца творчества на сцене Дома молодежи «Царскосельский» мы выступили с яркой композицией «Народные гуляния», где были использованы элементы хореографии разных народов. Кстати, получилось так, что у меня заболела девочка, а номер был готов, и заменить ее было некем. Пришлось мне самой надеть костюм скомороха и первый раз за пятнадцать лет выйти на сцену. И надо же — именно эта фотография попала в ваш журнал!

Также наш ансамбль участвовал в фестивале «Молодежь! Мир! Дружба!», после которого нас пригласили принять участие в нынешнем празднике «Навруз», который ежегодно в марте проходит в Доме молодежи.

Каждый год в сентябре в Пушкине проходит праздник «Царское село — центр здоровья, творчества детей и молодежи». Часто после наших выступлений ко мне подходят зрители и спрашивают: «Откуда вы? Мы про вас ничего не знаем». К сожалению, в Царском Селе мы выступаем очень мало, нас почти не приглашают. Хочется, чтобы в Пушкине о нас узнали. А вот в Петербурге нас уже знают и регулярно приглашают на разные конкурсы и фестивали.

Вы только в Петербурге выступаете? Никуда не выезжаете?

— Пока не удается. Из-за загруженности в 530-й школе уехать куда-то — для меня большая проблема. Потому что из-за совмещения не хватает времени для работы с ансамблем — что такое два занятия по два часа в неделю? Это очень мало, чтобы по-настоящему работать с танцевальным коллективом. По большому счету, необходимо пять занятий, ну, хотя бы три. Ведь для полноценных занятий надо делать разминку, более серьезную растяжку. Если мы готовимся к какому-то мероприятию, я уже не могу с ними у станка позаниматься. Мы выходим на сцену — у нас корявые ноги, сутулые спины…

В каких конкурсах вы принимали участие?

— Ансамбль был создан в сентябре 2014 года, а в феврале 2015-го мы уже участвовали в первом для нас конкурсе «Родина моя» в Концертном зале «Карнавал», завоевав звание лауреатов. Потом мы участвовали в конкурсах «Фейерверк национальных культур», «Открытие», «Премьера», «Золотой каблучок». В прошлом году на конкурсе «Северная столица» мы стали лауреатами I степени. Четвертый раз мы принимаем участие в конкурсе по народному творчеству «Малахитовая шкатулка», и в этом году обе группы — и младшая, и старшая — стали лауреатами III степени.

Как рождаются сюжеты танцев? Откуда вы их берете?

— Из головы. Идея танца может возникнуть неожиданно, как, например, танец «Валенки». Песня старая, петая-перепетая, а в исполнении Пелагеи стала новой и необычной! Благодаря ее аранжировке возникло совсем другое впечатление, и у меня сразу родилась идея. Танец получился маленький, игровой, живой! Мне необходимо было задействовать четырехлетнюю девочку, которая вместе со своей сестрой уже целый год ходила к нам на занятия. И в конце года нужно было обязательно выпустить ее на сцену, ведь ребенок ходит на занятия, рвется выступать. Другие танцы ей пока были не под силу, и я специально для нее поставила этот номер. В результате ребенок остался доволен, а репертуар ансамбля пополнился новым хорошим танцем, с которым нас неоднократно приглашали на выступления. 

У вас, наверное, больше занимается девочек?

— С мальчиками беда, у меня в ансамбле всегда один мальчик. Когда ансамбль организовался, их было трое. Сначала ушел один, потом еще один, третий мальчик продержался три года. В этом году он ушел, а вместо него пришел другой. Ни для кого не секрет, что мальчишек не хватает во всех танцевальных коллективах. Поэтому наших мальчиков мы очень бережем и ценим на вес золота!

Совсем недавно к нам пришел новый мальчик, который танцует мексиканский танец, он где-то до этого занимался. И когда я спросила: «Почему ты пришел к нам?», он сказал, что очень любит народные танцы. Сейчас он в шестом классе и так пластичен, что из него можно лепить все — что ему скажешь, то он и делает. Не хватает времени на работу с ним отдельно, потому что с мужским классом необходимо заниматься по-другому. Вообще-то мальчики — моя головная боль. Когда они появляются, им надо отдельно уделять время для занятий. Когда они занимаются вместе с девочками, это накладывает свой отпечаток, у них появляется женская пластика. Например, у того мальчика, который прозанимался у меня три года, была довольно заметна женская пластика. Женщины могут преподавать мужской класс, но это должны быть отдельные занятия. Такова специфика танца. Современный танец — это совершенно другая история, он весь мужской, даже когда танцуют девочки, у них и движения, и пластика почти одинаковые.

У вас яркие красочные костюмы. Кто их шьет?

— Созданием дизайна занимаюсь я сама, так как костюм — это неотъемлемая часть задуманной мной картинки танца. Изучаю историю возникновения различных элементов народного костюма, стараюсь сохранять их самобытность. У меня есть замечательная портниха, и мы вдвоем с ней воплощаем в жизнь задуманные мной идеи.

Помогают ли вам родители?

— Да только родители и помогают! Во-первых, практически все костюмы делаем только благодаря родителям. Они интересуются всеми нашими делами и помогают во всем. Если что-то нужно смастерить, пришить или переделать, они всегда готовы помочь. Кто-то может предоставить автобус для поездки на конкурс, кто-то привезет костюмы на своей машине и подхватит деток, чьи родители не смогли поехать. А те, кто выезжает с нами на конкурсы, научились плести шесть косичек, делать любой грим. Никто не окажется без внимания: все одеты, обуты, нагримированы для выступления, сыты, в том числе и руководитель коллектива! Родители вообще-то — великая сила! Когда я работала в профессиональном хореографическом училище, многих родителей до выпускного вечера вообще не знала. Зато теперь со всеми родителями моих учеников нахожусь в постоянном контакте, смело могу рассчитывать на поддержку, понимание и своевременную помощь. И я очень благодарна им за детей и за возможность воплощать в жизнь мою мечту!

                                                                                Беседовал Харис Шахмаметьев