Царское Село Валентина Скачкова

Лицейский дворик
Лицейский дворик

В историко-литературном музее города Пушкина в марте прошла выставка царскосельского живописца Валентина Скачкова — «Царское Село сегодня».

Валентин Скачков родился в Самаре, на Волге, что во-многом определило основной жанр его искусства — пейзаж. Способности к рисованию проявились рано — он развивал их сначала в Пензенском художественном училище, а затем в Академии художеств в мастерской народного художника СССР Бориса Угарова. Учеба в культурной столице сформировала в художнике огромное уважение к русскому художественному наследию. Дипломная работа на историческую тему «Андрей Рублев и Сергий Радонежский» (1993) скорее была данью настроениям своего времени, возрождению интереса в обществе к православию. В дальнейшем главным в творчестве Валентина Скачкова станет лирический пейзаж. Русский пейзаж, начиная с передвижников, занимает особое место в отечественном искусстве. Постигая мастерство великих русских пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова, а также К. Коровина, С. Жуковского, В. Серова, И. Грабаря, Валентин Скачков старается через красоту природы, подобно великим предшественникам, передать состояние, которое увидел в натуре и эмоционально пережил.

Семья Скачковых уже 40 лет живет в городе Пушкине. Попасть в дворцово-парковое Царское Село для человека искусства — это счастье, но и ответственность. «Здесь столько лир повешено на ветках», что легче затеряться, чем найти свой голос. Особым знаком судьбы Валентина Скачкова стало обстоятельство, что уже не одно десятилетие он работает в крошечной мастерской, в полуподвальном помещении, но зато в двух шагах от Екатерининского дворца и пушкинского Лицея. Таким образом, художник каждый день ощущает близость всего значительного и великого, что отличает наш город. Эти чувства выразил художник в одной из лучших своих работ «Царскосельский дворик». В центре композиции невзрачный дворовый флигель дома директоров Лицея, где и находится мастерская художника. Справа фрагмент стены царских конюшен, а над всеми фрагментами дворовых корпусов нависают купола Воскресенской церкви Екатерининского дворца и верхний этаж Лицея. Художник не только увидел особую прелесть в стихийно сложившейся компоновке дворовых строений, в будничности дорожек с талым снегом и одинокой женской фигурой, но смог ненавязчиво передать переживания о своей личной причастности к этому историческому месту. Картина стала программной в цикле работ «Пейзажи Царского Села». Это, если хотите, скачковские «Грачи прилетели» или «Московский дворик»! Эта работа определяла весь эмоциональный настрой выставки, которая выглядела очень цельно как по форме, так и по содержанию, образуя своеобразную «Царскосельскую коллекцию» Валентина Скачкова.

Работы последних лет заметно выделяются по цвету и тону. Композиция становится свободнее, менее картинной. Краски ярче, светлее, форма создается цветом, свободным смелым мазком. Заметно, что работы пишутся прямо с натуры на пленере. Художник любуется уютным городком с его узкими улочками и изящными особняками, составляющими главную прелесть архитектурного облика Царского Села. Город не складывался стихийно, его архитектурная выразительность всегда тщательно продумывалась, новые здания зодчими привязывались к уже существующему ансамблю. Понимая особенность царскосельского пейзажа, художник не стремится что-то придумать, он просто находит уголки и виды, покоряющие своей прелестью и неповторимостью и быстрыми мазками запечатлевает на холсте пережитое настроение и состояние, которое передавалось посетителям выставки, на таких картинах, как «Дом Толстого», «Особняк Гудовича», «Дом Комстадиуса», «Коттедж Бориса Владимировича» и других.

Любимый сюжет Валентина Скачкова — вид на Садовую улицу, с набережной, парковой аллеей, каскадом, Дворцовой церковью и Лицейской аркой вдали. В своих живописных поисках художник возвращается к этому сюжету снова и снова в разные времена года и разных состояниях природы. Все царскосельские пейзажи Валентина Скачкова, конечно, пробуждают воспоминания о жизни людей минувших времен, уносят в эпоху дворянской культуры, но без чувства тоски и ностальгирующей меланхолии. Царскосельская серия пейзажей художника пронизана жизнерадостным чувством любования красотой архитектуры города и дворцово-паркового ансамбля.

Прошедшая выставка стала большой творческой удачей мастера, и хочется поздравить Валентина Скачкова с этим успехом!

                                                                            Наталья Давыдова, искусствовед