Музей участия в Школе им. Горчакова

Школа имени А. М. Горчакова — частная школа-пансион для мальчиков с серьезной заявкой на преемственность традиций знаменитого Царскосельского Лицея. Несмотря на многочисленные успехи и достижения в сфере образования, она до сих пор остается малоизвестной жителям Павловска. Во многом это связано с  отдаленностью от центра: здание школы находится в Павловске, бывшем Еленинском квартале, на территории бывшей дачи Александра Брюллова. Жилой корпус занимает помещения, где когда-то архитектор жил со своей семьей.

Безусловно, особенность такого местоположения не могла оставить равнодушными ни педагогов, ни учеников школы. «Когда понимаешь, что находишься в историческом здании, но не знаешь про него ровным счётом ничего, становится интересно» (Платон, ученик 7 класса).

16 декабря прошлого года в Школе им. А. М. Горчакова состоялось открытие гостиной А. П. Брюллова — одного из залов музея «Еленинского квартала».

О целях и перспективах развития музейного центра рассказал директор школы  Александр Владимирович Кузьмин. 

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, когда появился ваш музей и кто инициатор или автор этой идеи.

— Идея создания музея жила со мной очень долго. Изначально мы с коллегами не представляли, что в здании можно выделить отдельное помещение для музейного пространства. Во-первых, беспокоились из-за поведения учеников: будут бегать, что-нибудь уронят, разобьют, поцарапают. Во-вторых, сама цель музея — нужен ли он школе? На мой взгляд, нужен. Мы живем в мемориальном месте, памятнике культуры и архитектуры. Мы отвечаем за сохранение  памяти об истории этих мест.

Музей появился не так давно, летом 2017 года. У нас есть традиция: каждый выпуск учеников должен «оставить свой след», сделать памятный подарок школе. Я предложил 11-классникам оформить третий этаж нашей башни как музейное пространство. Главный вопрос — чему оно может быть посвящено? История школы пока очень короткая — всего 20 лет, поэтому музей школы открывать пока рано. В обсуждении с учениками возникла тема истории Еленинского квартала. Мы начали собирать материалы, на основании которых создали путеводитель по музею, затем оформили экспозицию. Для этого мы использовали репродукции, позволяющие рассказать об истории квартала, поведать слушателям, что здесь было в XIX веке, с чего все начиналось. 

В мае собрались с выпускниками и очень оперативно выполнили основные работы. Кто-то собирал материал, кто-то малярил, кто-то рамочки развешивал, кто-то экскурсию готовил. В День России торжественно открыли наш музей Еленинского квартала. Летом подали заявку на конкурс и выиграли грант от Рыбаков Фонда. Это, конечно, стимулировало нас на доработку и завершения музейного проекта.

С кем вы сотрудничали во время создания экспозиции? 

— Мы обратились за советом к Анне Борисовне Никифоровой, маме одного из выпускников, сотруднице Музея-заповедника «Павловск». Она очень четко озвучила основные направления деятельности музея — собирание, сохранение, изучение и, собственно, экспонирование коллекции музея. С этим посылом мы пошли вперед. Также она подсказала кое-что по дизайну помещения: в какой цвет лучше покрасить стены, какие банкетки заказать, как оформить и развесить этикетки. Неоценимую помощь нам оказывает наша учительница по изобразительному искусству, талантливый дизайнер Анна Юрьевна Лашкова. При открытии Брюлловской гостиной — а это был уже следующий шаг в создании нашего музейного пространства — в качестве консультанта мы специально пригласили сотрудницу Третьяковской галереи Наталью Александровну Калугину, пожалуй, единственного специалиста по графике Александра Брюллова в нашей стране, связались с Михаилом Николаевичем Микишатьевым, специалистом по архитектурному наследию А. П. Брюллова.

Какой экспонат является наиболее ценным для вас? 

— Архив семьи Брюлловых. Это действительно ценный музейный экспонат. С точки зрения образовательной ценности, стоит отметить интеллектуальные продукты, которые создаются учащимися: буклеты по экспозиции, сайт, посвященный нашему музею. Получаем в подарок книги, картины. На церемонии открытия музея Еленинского квартала наша бывшая преподаватель изобразительного искусства Марина Владимировна Волкова преподнесла в дар  рисунок ученика третьего набора школы Сергея Дагаева с видом башни. Это и был первый символический подарок музею.

 

Ваш музей похож на привычный, традиционный школьный музей?

 — Мне как-то неловко использовать слово «музей» для описания того, что мы делаем. Мы создаем эксплориум — музейное пространство, в котором практически нет исторических артефактов, но в основе которого — событие. Здесь должны происходить какие-то мероприятия, организаторами и участниками которых становятся сами посетители. Я не знаю аналога в нашей стране, на Западе это называется «музей участия»: объявляется о каком-нибудь событии, в котором участвуют все, например, дискуссия, квест, оформление экспозиции или создание какой-то инсталляции. В этом и заключается главная ценность музея участия — объединение местного населения, всех заинтересованных лиц. 

Подобным общим событием недавно стало открытие второго музейного пространства — гостиной Александра Брюллова. Для подготовки этого мероприятия мы решили провести музейный десант, чтобы расширить круг контактов и получить новые идеи. В течение недели наши ребята посетили архив ГМЗ «Павловск», музей истории города Павловска и музей школы № 638, познакомились с краеведческим объединением Дома детского творчества «Павловский». Затем каждая группа рассказала о своем опыте, об идеях, которые можем воплотить в нашем музее. 

Почему идея взаимодействия с местными учреждениями появилась именно сейчас?

— Здесь речь идет об открытости школы. У нас есть несколько публичных проектов: всероссийский Горчаковский форум школьных проектов (кстати, в следующем году он будет посвящен музейным проектам), городской фестиваль «Нескучная наука», межшкольный Интеллектуальный марафон. Мы очень избирательно участвуем в конференциях, конкурсах, так как это связано со значительными временными затратами. Музейный десант нам был нужен, чтобы вовлечь ребят в создание музейного пространства, познакомить их с культурной жизнью Павловска, с интересными людьми. Это событие было своевременным и полезным. 

Как вы планируете дополнять Гостиную? Может быть, появятся какие-то новые экспонаты? 

— Экспозиция, разумеется, будет меняться. Но гостиная будет жить событиями. Можно устраивать камерные музыкальные вечера. Я преподаю литературу и уже провожу здесь уроки. Здесь любят собираться участники физического кружка, куда приходят ребята и из других школ, проходят заседания Книгоклуба. Мы поставили в гостиную стеллаж с книгами, и они нашли своих читателей. В общем, получилось уютное образовательное пространство. 

В чем заключается основная цель вашего музейного проекта?

— Мы позиционируем пространство бывшей дачи А. П. Брюллова как культурно-образовательный центр «Еленинский квартал». Наша стратегическая цель — стать социокультурным центром Пушкинского района. Сейчас наблюдается важная проблема: район расширяется, в него вливаются новые жители, которые ничего не знают об истории Павловска и Пушкина. Существует опасность размывания локальной культуры, утраты исторической памяти. Поэтому наш культурно-образовательный центр станет просветительским местом, мы будем приглашать школьников и знакомить их с историей Павловска и  Еленинского квартала. 

Школьников только из Пушкинского района? 

 — Также школьников Петербурга и других городов. Идея уже обрела жизнь. Нас начали приглашать на конференции в Москве, это дает нам импульс к дальнейшему развитию. Что будет через двадцать лет, сложно сказать, но развитие образовательного пространства школы в логике музея участия — перспективное направление. Наш социокультурный центр будет не инфраструктурной, а гуманитарной направленности. XXI век — век гуманитарного знания, гуманитарных отношений.

Когда вы планируете открытие вашего просветительского центра? 

— Он уже открыт. Мы разработали программу для сотрудничества со школами. Планируем проводить квесты, небольшие интерактивные встречи в этих пространствах, подкрепляемые общением учащихся. Весной должны начаться музыкальные субботы с приглашением ансамблей, солистов Мариинского театра.  

Насколько открытым и доступным для местного населения вы хотите быть в плане режима работы?

— Мы всегда открыты, но у нас камерное пространство — с большим потоком посетителей мы не справимся. Поэтому наш центр будет открываться под определенные события. Например, вечер военной песни ко Дню снятия блокады. В марте состоится открытие кабинета, посвященного Александру Михайловичу Горчакову. В апреле будем отмечать 220-летие крепости Бип.

Можно ли назвать ваш музейный проект уникальным? 

— Мне кажется, мы не столько создаем необычный музей, сколько делаем нашу школу все более и более уникальной. Школы с таким создаваемым пространством точно нет. Мы живем, работаем и учимся в особенном культурном пространстве, и наша задача — изучать его, сохранять о нем память и делиться этим знанием с окружающими.

 

Ариадна Каблукова, Валентина Близнюк,

воспитанницы краеведческого объединения «Славянка» ДДТ «Павловский»

(педагог Н. А. Лазаренкова)

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0