Через культуру — к звездам

О сегодняшней жизни учреждений культуры Пушкинского района, о проблемах в этой сфере рассказывает начальник отдела культуры администрации Пушкинского района Сергей Юрьевич НИКИТИН, который руководит отделом уже без малого 10 лет.

— Пушкинский район уникален тем, что у нас сосредоточено значительное количество учреждений культуры, больше, чем в любом другом районе Петербурга — 13 учреждений, подведомственных администрации района. А есть еще множество других, причем разного уровня и подчинения: федерального, городского, муниципального. Они очень разноплановые — музыкальные школы, художественная школа, Дома культуры, очень сильная библиотечная система, в которую входят 12 библиотек, музеи. А еще детский кинотеатр «Авангард» — таких детских кинотеатров в Петербурге всего два, Царскосельская гимназия искусств — одно из ведущих учреждений культуры Петербурга. Предмет особой гордости — наш камерный хор «Петербургские серенады», который обрел свою базу, концертный зал в историческом доме Теппера де Фергюссона, учителя музыки Царскосельского Лицея. Коллектив хора сложился из выпускников консерватории. Мы гордимся, что он востребован не только у нас в районе, но и в Петербурге. Музей-заповедник «Павловск» заключил с ними контракт на год для проведения концертной деятельности в зале дворца.

Этот хор был создан у нас в Пушкине?

— Он был создан в 1993 году. Но более 20 лет у этого коллектива не было ни своего помещения, ни репетиционной базы, ни фактического адреса. И вот в декабре 2013 года, когда было принято решение о том, что ЗАГС меняет своё месторасположение, мы это помещение смогли забрать себе. Оно нам досталось с голыми стенами, без бюджета, без штатных единиц, которые необходимы для обслуживания здания, без коммунального обслуживания. Но в марте 2014-го мы въехали в этот дом.

А это была федеральная собственность?

— Тогда мы этого еще не знали. Дело в том, что в этом здании все время был Комитет ЗАГСа, который подчиняется Правительству Санкт-Петербурга. А существует такое рамочное постановление, что многие помещения могут находиться либо в федеральной собственности, либо в собственности субъекта, то есть Санкт-Петербурга. И когда мы уже начали концертную деятельность  в этом здании, Агентство при Министерстве культуры сообщило нам, что здание принадлежит федеральной собственности. Спасибо руководству района, КУГИ (теперь это Комитет имущественных отношений), которые вступились за учреждение, помогли нам сделать взаимозачет, благодаря тому, что город передавал тогда некоторые помещения Русской православной церкви. Таким образом, этот дом перешел из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга. В общем-то, это был уникальный случай. Я был откомандирован в Москву, в Министерство культуры и на совещании сумел убедить работников Министерства, что это необходимо сделать. И мы были не только услышаны, но и поддержаны. Теперь мы стали полноправными хозяевами этого дома, недавно получили право безвозмездного пользования на земельный участок. Сейчас нами подготовлена проектно-сметная документация на ремонтные работы внутри здания. Оно историческое, охраняется КГИОПом, поэтому проектная стоимость работ очень большая — 45,5 млн рублей. В прошлом году мы отремонтировали кровлю. Сейчас учреждение полноценно функционирует, два-три раза в неделю в Доме Теппера проходят концерты, причем самых разных направлений, в том числе и для родителей с детьми. Хор «Петербургские серенады» активно участвует и в районных мероприятиях.

Сергей Юрьевич, концертный зал в Доме Теппера существует чуть больше трех лет, а там уже сменилось несколько руководителей. Это почему? Что там происходит?

— Я считаю, что директор такого учреждения должен обладать сверхчеловеческими качествами, одновременно решая массу междисциплинарных задач и реагируя на запросы разного уровня. Некоторые люди не справляются со своими обязанностями, потому что это ответственность не только творческая, но и финансово-хозяйственная. И если человек никогда этим не занимался, бывает, что сам понимает и признает это. Что касается хора, да, у нас менялись руководители, мы долго были в поисках хорошего, креативного директора, который бы соответствовал всем этим качествам. Но сейчас мы довольны, что учреждение возглавил Алексей Климентьев — человек молодой, энергичный, который долго работал в этом коллективе художественным руководителем. Он профессиональный музыкант, виртуоз игры на аккордеоне, в Концертный зал «Октябрьский» его часто приглашают  на сольные выступления. Коллектив сплотился, сотрудники фонтанируют идеями, и я надеюсь, что теперь это надолго.

Безусловно, в творческих коллективах бывают разные ситуации. Случается, что кто-то чем-то недоволен, кто-то считает, что его недооценивают. Поэтому я всегда готов провести одно-два-три собрания в учреждении, приезжаю и пытаюсь решить все вопросы. Стараюсь  говорить откровенно и прямо. Я всегда пытаюсь переключать людей на позитив. Потому что если ты в нашу профессию пришел с негативом, можешь сразу уходить — ничего не получится. Кстати, у меня в здании администрации на двери в кабинете, не указаны часы приема. Люди всегда могут прийти ко мне для разговора, выяснить наболевшие вопросы, прояснить ситуацию. Конечно, есть работники, с которыми приходится расставаться. В жизни очень важно попасть в свою профессию. Я видел много людей, которым неинтересно то, чем они занимаются.  Но я рад, что в моей жизни были люди, являющиеся примером для подражания.  Вот Николая Ивановича Метелева, бывшего начальника отдела культуры, мы попросили вернуться на работу, теперь в Историко-литературный музей. Продолжают у нас трудиться и многие бывшие руководители учреждений, правда, уже в ином качестве. Своими кадрами мы дорожим, внимательно отслеживаем тех, кто проявляет себя в работе. Зачастую, именно такие люди вливаются в наши коллективы, а некоторые даже занимают руководящие должности. Хороший пример — Александровский Дом культуры, где с приходом директора Анатолия Трухина был создан молодой коллектив, работающий в различных направлениях — и теперь там совсем другая жизнь.

А вообще, сильных творческих коллективов у нас в районе много: 11 из них носят звание народных. Только в Пушкинском Доме культуры таких коллективов 9. Год назад театр «Закулисье» в Александровском ДК получил звание народного, а немного раньше этого звания был удостоен ансамбль русской песни «Родные напевы» в Доме культуры «Сувенир». У каждого учреждения есть перспективный план развития на три года. С каждым из коллективов мы проводим индивидуальную работу, и каждый старается открывать какие-то свои новые грани.

 Давайте поговорим о материальных проблемах наших учреждений культуры. Они ведь, наверняка, есть.

— Давайте. Учреждения культуры занимают 31 здание, 9 из них находятся под охраной КГИОПа. Поэтому, ежегодно мы сталкиваемся с тем, что необходимы работы по поддержанию их в надлежащем состоянии. На данный момент мы можем сказать, что в этом году капитально отремонтируем фасад 45-й музыкальной школы в Пушкине, ремонтируем 25-ю музыкальную школу в Павловске, к ноябрю этого года закончим ремонтные работы в бывшей арт-галерее «Тиволи». Теперь эти помещения отданы для работы Центра культуры, кино и досуга. Здесь будет выставочный зал, интерактивный филиал «Русского музея», концертная и репетиционные площадки, музей истории Павловска. Как я уже говорил, нам предстоит ремонт Дома Теппера. В 2017 году в шести  наших учреждениях проводятся капитальные ремонты.

Мы очень серьезно относимся к вопросу зарабатывания денег, потому что бюджет у нас сейчас, в основном, ограничен только выплатой заработной платы и оплатой коммунальных услуг. А чтобы что-то приобрести на нужды учреждения, мы должны это заработать. Раз в три месяца анализируем текущие результаты, смотрим, какие финансовые  поступления имеем, где не дорабатываем, что у нас внедряется новое… К примеру, Дом культуры «Сувенир» имеет небольшое здание, но учреждение много зарабатывает, они берут новые направления. У них был тренажерный зал, который уже не пользуется прежней популярностью. Сделали там ремонт, теперь зал будет использоваться для занятий хореографией, театральным кружком. Это даст новые возможности для развития жителей нашего района. И каждое учреждение ищет такие новые возможности. В районном Доме культуры занимается больше тысячи человек, более 80 кружков и коллективов, а помещений катастрофически не хватает. Поэтому сейчас мы рассматриваем возможность реконструкции чердака этого здания и оборудования там классов для занятий.

Каждому учреждению не хватает площадей. У музеев не хватает помещений для фондов, хотя коллекции постоянно пополняются. В связи с вводом жилья в Славянке, Ленсоветовском, Шушарах, проблем стало еще больше. Ведь там нет объектов культуры, все приезжают заниматься в Пушкин и Павловск.  Дома культуры работают практически в две смены. Художественная школа рассчитана на 300 человек, а обучается там уже более 500. Мы пытаемся хоть как-то снять напряжение. В Славянке нам выделили помещения  площадью 203 метра. После ввода здания в эксплуатацию, организуем там четыре класса для художественной школы. Хотя по большому счету, у нас в Славянке должно было быть пять учреждений культуры.

Они запланированы генпланом?

— Мы даже знали, в каком жилом квартале, какое помещение должно было быть — все по 750 квадратных метров. Здания были построены, но они были проданы под квартиры. А должны были быть две библиотеки, Дом культуры, школа искусств и музыкальная школа. Если бы все это было, мы бы закрыли в Славянке все проблемы. В итоге виноватыми оказались мы. Но мы всячески пытаемся бороться с этими проблемами — выезжаем в эти жилые массивы, даем концерты, спектакли в школах, в детских садах, на уличных площадках. Вы знаете, там очень благодарная публика, люди готовы принимать участие в мероприятиях, в школах ребята занимаются до девяти вечера. Учитывая, что все наши учреждения и творческие коллективы проводят более 4,5 тысяч мероприятий в год, сегодня для нас это основная проблема.

В кинотеатре «Авангард» сейчас идет ремонт большого зала. А другие помещения там будут ремонтироваться?

— В кинотеатре, конечно, все очень сложно. Зданию более 100 лет, над большим залом протекает крыша. Идея капитального ремонта зрела давно, но средств на это не было. Наконец-то удалось выделить больше 3 млн руб. Мы еженедельно встречаемся с подрядчиком, контролируем ход работ, совместно ищем пути их совершенствования. Первый этап завершен, приступаем к отделочному процессу. В этом году все будет завершено, пушкинцы получат еще один концертный зал на 250 мест, в котором будут проходить концертно-зрелищные мероприятия, появится репетиционная база для многих коллективов, потому что, как уже говорилось, помещений для всех не хватает. А потом мы займемся ремонтом кинозала на втором этаже — проект уже есть. Ведь это у нас единственное в районе автономное учреждение. У нас есть планы, как развивать детский кинотеатр, совершенствовать работу, а главное, сохранить его социальные функции.

Вы упомянули Дом культуры и театр в поселке Александровская. Расскажите, пожалуйста, чем он стал так известен.

— Этот Дом культуры должен быть гордостью жителей Александровской, потому что он —  единственный, который был сохранен в наших поселках в 90-е годы прошлого века. За два года мы сделали там капитальный ремонт — теперь это современное, оснащенное здание, в котором занимается более 20 коллективов. Но самым известным в Доме культуры стал театр «Закулисье». Ребята поставили уже десять спектаклей. Там занимаются люди разных возрастов, многие приезжают из Питера, у них есть своя публика, свой зритель. И хотя ни у кого из руководителей нет театрального образования, они достигли такого высокого уровня, выступают на международных фестивалях молодежных театров и уже взяли гран-при на фестивалях в Германии и в Белорусии. Театр сотрудничает со многими самодеятельными коллективами из разных стран и имеет уже такие связи, что в октябре этого года мы будем проводить у нас в районе свой международный театральный фестиваль «ТОП» (Театр. Осень. Пушкин.). В ознаменование 240-летия Павловска, открытие фестиваля собираемся провести в Розовым павильоне музея-заповедника, еще несколько мероприятий пройдет в концертном зале Павловского дворца. Мы уже отобрали 12 спектаклей из пяти стран, получается — по три-четыре спектакля в день на разных площадках. Мы учли и такой момент, чтобы фестивальные спектакли были для всех возрастных категорий. Кроме театральной программы, придуман ночной исторический квест по городу Пушкину, мастер-классы, творческая лаборатория, будет работать общественное жюри. Я сам загорелся этим фестивалем. Сложность будет заключаться в том, что жюри должно отсмотреть вживую все спектакли. Но уже многие театральные деятели Санкт-Петербурга выразили желание стать членами жюри, а Анастасия Мельникова, заслуженная артистка страны, депутат Законодательного собрания Петербурга проведет свой творческий вечер. В наших планах сделать этот фестиваль ежегодным, и уверен, что он станет еще одной визитной карточкой Пушкинского района.

Да этим анонсом вы, конечно, заинтриговали наших читателей. Но давайте вернемся к прозаической стороне культурной жизни. Многих интересует, какова сейчас ситуация с Домом Алексея Толстого на Церковной улице?

— Могу сказать, что серьезная работа уже проделана по Дому Толстого, благодаря чему, Губернатор Санкт-Петербурга дал указание включить этот объект в адресную инвестиционную программу Комитета по строительству по подготовке проектно-сметной документации. Ведь до настоящего времени финансирование никто не выделял, а самому району такой капитальный ремонт не потянуть. Надеемся, что подготовка и составление проектно-сметной документации закончится в 2019 году. А в этом году мы обязательно должны выполнить противоаварийные работы: убрать там мусор, застеклить окна, сделать водостоки, отмостки, укрепить одну стену, которая начинает уже рушиться. 

А внешний вид дома будет восстановлен в том виде, в каком он был в довоенное время, когда здесь жил Алексей Толстой?

— Да. Речь идет о реконструкции деревянного дома — а это очень дорого. Хотя капремонт в десять раз дешевле, чем реконструкция. Ведь реконструкция подразумевает разборку всего дома, при воссоздании должны применяться только те материалы, которые соответствуют историческим, необходимо следовать всем методикам восстановления. 

И все-таки, когда люди смогут прийти в Дом-музей Алексея Толстого?

— Думаю, что при самом хорошем раскладе, должно пройти четыре года. Только подготовка проектной документации займет два года. Опять же, вопрос упирается в финансирование. Я хочу сказать, если бы не 300-летие Царского Села в 2010 году, у нас ситуация была бы еще хуже. Все-таки, сколько мы тогда смогли сделать работ на всех объектах, в том числе и в Павловске! Кстати, в Павловске в ноябре мы откроем после ремонта выставочный зал «Тиволи». Теперь эти помещения площадью более 400 квадратных метров принадлежат Центру культуры, кино и досуга. Мы перевели туда Музей истории Павловска и планируем развить там большую кружковую сеть. А еще откроем там интерактивный «Русский музей». Для этого закупим аппаратуру, подготовим специалистов, в отдельном помещении будет сделано затемнение, и зрители смогут ходить по залам «Русского музея»… только в Павловске. То же самое мы собираемся делать и в Историко-литературном музее города Пушкина, куда закупили на все этажи музея телевизионные экраны. Сейчас там создаётся новая экспозиция поэтов Серебряного века. Кроме того, если мы выиграем грант, то сделаем в формате 3D показ всех утраченных усадеб, которые находились на территории Пушкинского района. Это будет совместный проект с Эстонией.

У вас проблемы с помещениями, с финансированием, зато, насколько я понимаю, нет проблемы с руководством этой сферой в нашем районе. Ведь руководит отделом культуры человек с большим опытом. Сергей Юрьевич, расскажите, как вы стали нашим министром культуры.

— Как раз здесь все очень просто. Вся жизнь связана с культурой. Еще в школе выступал в гатчинском народном цирке. В военном училище играл в КВН, и мы стали первыми чемпионами Ленинграда, будучи армейской командой среди гражданских вузов. Был секретарем комитета комсомола, заканчивал службу начальником клуба нашего Пушкинского училища радиоэлектроники. Потом работа в должности заместителя директора районного Дома культуры, которым тогда руководила Татьяна Павловна Сизова. Главный опыт, конечно, приобрёл когда пять лет руководил кинотеатром «Руслан», откуда уже и перешел на службу в администрацию.

Поначалу, когда мне предлагали это место, я отказывался. Все мысли были только о кинотеатре. Ведь я осуществлял подготовку технического задания на его реконструкцию. Хотя в результате не все было сделано так, как я предполагал, но в это время я этими вопросами уже не занимался. Мне очень жаль, что не удалось сохранить палехские росписи на стенах. Хотелось также, чтобы в Доме молодежи круглые сутки  работал малый кинозал. Потому что мы, конечно, испытываем неудобства, что в Пушкине нет нормального кинотеатра для взрослых. Хотя и в Славянке должен был быть кинозал, и здесь — киноцентр.

За последнее время мы реально ощутили, что теперь у нас есть свой депутат в Законодательном собрании. На следующий год мы с его помощью закупаем экран и кресла в районный Дом культуры, проведем реконструкцию нескольких залов в Историко-литературном музее, закупим оборудование в ЦККД Павловска.  И для нас это большое подспорье в том плане, когда что-то надо закупить, отремонтировать… Не имея своего депутата, район терял в год примерно сто миллионов. А у нас депутата в ЗакСобрании не было пять лет. Депутат Юрий Бочков еще только первый срок в ЗакСе, а уже везде за нас бьется. Потому что он здесь вырос, здесь живет, знает все проблемы и любит наш город. Хотя он как-то сказал мне: «Это ты научил меня так любить свой город — через призму нашей культуры».

Я благодарен судьбе, что в моей профессиональной жизни столько замечательных людей. Для меня всегда было важно общение, простое человеческое общение, а в нашей сфере человеческая коммуникация важна особенно. Если ты научился общаться, находить общий язык с людьми — тебе открыты многие дороги, ждет успех и на работе, и дома.  Чаще мне удаётся находить общий язык, а если не получается, то я всегда это отношу на свой счет — значит, что-то не договорил, не убедил, не сделал.

                                                                                                      Беседовал Сергей Щавинский