Дворцовая церковь возрождается

В сентябре петербургские журналисты смогли увидеть ход реставрационных работ в Дворцовой церкви Воскресения Христова — музей-заповедник «Царское Село» впервые организовал пресс-показ реставрируемой церкви, архитектурного шедевра XVIII века.

Несмотря на проведенную в середине 1950-х годов консервацию, уникальный интерьер требовал незамедлительной реставрации. Ведь последняя реставрация производилась здесь в 1863 году. Нынешние работы начались здесь в 2015 году и сейчас идут полным ходом — на строительных лесах и временных стеллажах ежедневно трудятся более 80 человек. В течение 2015–2016 годов была произведена часть реставрационных и консервационных работ, а также выполнено исследование структуры и состава красочных слоев на стенах церкви. В ходе выполнения работ музею пришлось сменить подрядчика, и по этой причине процесс на какое-то время был приостановлен. С марта нынешнего года реставрационные работы были поручены Царскосельской янтарной мастерской, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты. Средства на комплексную реставрацию храма, с воссозданием икон и реставрацией живописных плафонов — порядка 1 млрд рублей — выделила компания «Газпром». Окончание работ запланировано на декабрь 2018 года.

Дворцовая церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года. Она была оформлена по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующими изменениями проекта по чертежам великого Растрелли.

За годы своего существования церковь дважды горела и реставрировалась: после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым, и в 1863 году после второго пожара – архитектором Александром Видовым.

Еще в 1749 году Елизавета Петровна утвердила темно-синий «берлинской лазури» цвет окраски стен церкви, на фоне которого сияла золоченая резьба.

В 1756 году церковь была освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.  Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. По воскресным и праздничным дням во время литургии на хорах церкви бывали лицеисты, которые проходили сюда по переходу над лицейской аркой. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством.

Потолок в главном зале церкви закрывал большой живописный плафон «Вознесение Христово». В XVIII веке плафон был написан художником Джузеппе Валериани, а после пожара 1820 года его писал профессор живописи Василий Шебуев. Во время войны живописный плафон был фактически уничтожен бомбой, попавшей в перекрытие. Сохранилась лишь его боковая кайма. После войны она была снята и после выполнения профилактических заклеек свернута на валы. По уже названной причине плафон воссоздаваться не будет, но сохранившаяся боковая часть займет свое прежнее место в интерьере церкви.

 

Главное место в церкви занимает алтарь, его центральная часть выделена шестью золочеными колоннами, обвитыми цветочными гирляндами и шестью пилястрами. Треугольный фронтон с двумя фигурами крылатых ангелов на скатах и большим сиянием в центре завершает центральные врата.

Алтарная сень (навес) была в неудовлетворительном состоянии, имелись утраты декора и отделки, разрушения основы конструкции. Сохранившийся живописный плафон в алтарной части «Слава Святого Духа», на котором в облаках изображены головки ангелов работы академика Андрея Беллоли, был в аварийном состоянии.

Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала от разрушений и разграблений — были похищены почти все иконы, утрачен плафон. Несмотря на это, сохранившаяся отделка храма — это прекрасный образец творчества архитектора Растрелли.

 

Общая степень сохранности интерьера церкви — примерно 60 процентов. Сохранились всего две иконы ХVIII века на дьяконских дверях иконостаса. При возрождении церкви, как и в случае с Агатовыми комнатами, музей отказался от общепринятой в России практики воссоздания утраченных фрагментов и использует методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача сотрудников музея и мастеров-реставраторов — максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Ключевые вопросы решаются на Научно-реставрационном совете с участием ведущих петербургских специалистов в области реставрации.

Какие работы в настоящее время выполняют специалисты Царскосельской янтарной мастерской?

Идет реставрация деревянных стеновых панелей с восполнением утрат в исторических материалах. Произведена консервация льняного холста плафона алтарной части с восполнением  фрагментов холста в местах его полной утраты.

Выполняется детальная реставрация сохранившегося архитектурного декора, то есть  расчистка сохранившихся деталей с позолотой и левкасом от загрязнений, бронзовых покрасок, окислов серебра; укрепление старой позолоты и левкаса (грунта) — при этом утраченная  позолота восстанавливаться не будет. С обратной стороны сохранившихся деталей из папье-маше удаляется поздняя гипсовая заливка, производится расчистка, антисептирование, деревянный и металлический внутренние каркасы укрепляются, а в случае необходимости — заменяются на новые. Утраченные элементы декора воссоздают по сохранившимся образцам, только теперь они будут без позолоты. Будут воссозданы утраченные бра. 

Ведется реставрация Царских врат с воссозданием утраченных деталей декора в резьбе, реставрация сени (навеса) над престолом в алтаре, воссоздание утраченных постаментов под сдвоенными колоннами сени. И еще много других работ выполняется на лесах, заполнивших все внутренне пространство дворцовой церкви.

Объем работ огромный! А до открытия церкви после реставрации остается немногим более года, ведь окончание всех работ намечено на декабрь 2018-го. 

По материалам PR-отдела ГМЗ «Царское Село»

Фотографии Руслана Шамукова