
Ученица школы № 606 Ксения Гоян, под руководством своего отца, учителя истории и обществознания Валерия Сильвьевича Гояна, стала лауреатом сразу двух Всероссийских краеведческих конкурсов с исследовательской работой о воинских захоронениях солдат и офицеров, погибших в годы войны на территории Пушкинского района. А 22 июня в Кондакопшино состоялось захоронение останков красноармейцев, найденных в результате поисковых работ в районе «Аппендицита». Именно этим находкам и посвящена была целая глава работы Ксении.
Пока мы ехали в автобусе, слушали рассказ учителя школы, смотрели фотографии, я задавала вопросы Валерию Сильвьевичу.
Что такое «Аппендицит»? Почему это место так странно называется?
— «Аппендицитом» на линии обороны Ленинграда в годы войны назывался участок земли между Пулковскими высотами и Кузьминским водохранилищем у нынешнего Петербургского шоссе. Именно здесь немецкие войска вклинились в нашу оборону, за что этот участок земли и получил такое название. Здесь с сентября 1941-го по декабрь 1943-го развернулись ожесточенные позиционные бои. Окончательно «Аппендицит» был освобожден нашими войсками только в январе 1944 года. Это очень значимое место.
А давно вы начали заниматься поисковой деятельностью?
— С 2013 года я работаю в поисковой группе «Юнит» на территории Пушкинского района вместе с Александром Абрамовым, заместителем командира группы, и Павлом Винелем. Руководит всей поисковой работой «Юнита» Вячеслав Юкин. Сейчас у нас 13 человек, но большая часть наших ребят работает в Кировском районе.
Первым волонтером «Юнита» стала моя дочь Ксюша, которая в течение трех лет составляла фотоотчеты о поисковых работах на территории Пушкинского района. В ходе нашей деятельности школьный музей стал пополняться новыми экспонатами. К нам стали подключаться и другие ученики, работая над «Книгой памяти» командиров и бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Пушкинского района. Ребята по книгам ищут первичные места захоронений. Работа эта тяжелая и кропотливая, поэтому мы вместе исследовали пока только Казанское кладбище.

Расскажите, пожалуйста, как проходили поиски останков красноармейцев.
— Самые плотные работы на территории «Аппендицита», примыкающей к Варшавской железной дороге, начались в 2016 году, так как в следующем году на этом месте уже было запланировано строительство железнодорожной платформы. Как только о строительстве стало известно, в Пушкинский военкомат и правоохранительные органы стали поступать жалобы от местных жителей, в том числе и блокадников. В них утверждалось, что строительная компания, ведущая жилищное строительство в районе Пулковских высот, строит дома прямо на месте воинских захоронений. Некоторые даже сообщали фамилии своих родственников, погибших в годы войны и захороненных на месте нынешних жилых домов. Мы выяснили, что по договору компания-застройщик должна сама проводить обследование территории с «привлечением ветеранских, поисковых и иных общественных организаций». Но ни одна общественная организация не привлекалась строителями к обследованию территории на предмет наличия воинских захоронений. На все запросы Пушкинского райвоенкомата и Муниципального совета следовал один и тот же ответ: «следов воинских или иных захоронений не обнаружено». Начались долгие переговоры и согласования. В конце концов, было достигнуто соглашение, по которому разрешение на обследование южной подошвы Пулковской высоты получили поисковая группа «Юнит» и поисковый отряд «Высота». Для проведения этих работ компания-застройщик обязалась выделить экскаватор и бульдозер. Контроль за выполнением данного соглашения взяли на себя Пушкинский Райвоенкомат и Пушкинский Совет ветеранов. Первым подлежал обследованию противотанковый ров. Он был вырыт жителями Ленинграда, для предотвращения прорыва немцев к городу со стороны Пулковских высот. Методика работ была следующая: экскаватор снимал слой земли, затем участок обследовался, и так далее до тех пор, пока ковш экскаватора не доходил до самого дна рва. Глубина рва достигала трех с половиной метров и ширина не менее двух метров.
Что удалось найти на этой территории?
— Люк танка Т-34, стрелковые щитки, осколки, гильзы самого различного формата, противогазы (как советские, так и немецкие), каски, предметы военного обмундирования, фляги, консервные банки, в основном, из-под американской тушенки, поставляемой по ленд-лизу, но встречались консервные банки и немецкого производства. Попадались и достаточно редкие предметы, например, немецкий фонарик с батарейкой, немецкая каска с эмблемой, так называемой испанской Голубой дивизии (250-я пехотная дивизия Вермахта). Многие предметы были в очень хорошем состоянии, например, были найдены четыре советские и три немецкие саперные лопатки в идеальном состоянии. Все эти находки пополнили коллекцию нашего школьного музея.
Также мы предположили, что боевые действия проходили непосредственно у самого рва, хотя ранее считалось, что так далеко немцы не доходили. Вероятно, отдельные группы противника прорывались в этом районе, но либо ликвидировались, либо отбрасывались назад к железнодорожной насыпи. Но главные находки были впереди. 4 июня 2016 года в западной части рва были обнаружены останки пяти военнослужащих и одного гражданского. У троих бойцов были сержантские знаки различия (так называемые «треугольники»). Гражданский, судя по останкам, был подростком, возможно, это был боец 76-го или 77-го истребительных батальонов, сформированных в Пушкине из студентов и учащихся. Но самое главное, у одного из воинов был обнаружен похоронный медальон. Записка была нестандартной, написана на обычном листе бумаги, на котором было написано:
Адрес КФССР, Петровский район, Клюсинагорский с/совет, деревня Вичавара
Получит Гаврилова Ольга Степановна
Гаврилов Николай
На обратной стороне: Гаврилов Николай Семенович
А потом в связи с мероприятиями в «Экспофоруме» работы на Пулковских высотах были перенесены в район «Аппендицита», к железнодорожной насыпи. Здесь находились траншеи переднего края обороны, а также большое количество стрелковых ячеек. Работы осложнялись дождливой погодой, что замедляло их темпы. В одной из траншей мы обнаружили останки бойца, погибшего на боевом посту. Он лежал на ящике из-под патронов. При нем была обнаружена звездочка от головного убора (скорее всего это была пилотка), хорошо сохранился поясной ремень, но главное — был найден медальон. К сожалению, его повредила пуля, и похоронная записка оказалась разорванной. Поэтому узнать имя героя не удалось. Точно можно назвать только дату его рождения — 1903 год. Огромное количество гильз и осколков говорило об ожесточенных боях в этом месте. Обследуя нейтральную полосу, были найдены останки еще пяти воинов Красной Армии, вероятно, погибших во время атаки и оставшихся на поле боя. По этому месту впоследствии била и наша, и немецкая артиллерия, поэтому останки были разбросаны на большой территории.
В середине сентября мы вновь вернулись на Пулковские высоты для обследования позиций, примыкающих к противотанковому рву. Был найден разрушенный блиндаж, который, судя по находкам (котелки, ложки и другая кухонная утварь), выполнял роль пункта питания. Последней нашей находкой стали останки бойца, которые мы нашли 21 сентября. Примечательно, что прекрасно сохранились ботинки, поясной ремень, те же звездочка и сержантские знаки различия (полевой вариант защитного цвета). На этом поисковые работы в прошлом году были закончены. В результате нам удалось найти останки 13 героев, защищавших Ленинград. Важно, что поисковые отряды «Юнит» и «Высота» решили продолжить сотрудничество. Дело в том, что отряд «Высота» является юридическим лицом. А это значит, что работать станет и легче, и быстрее, ведь у них, по сравнению с нашими лопатами, есть все необходимое оборудования. Кроме этого, в «Высоте» много волонтеров из Политехнического института, которые, я надеюсь, помогут нам копать.
Доехав до воинского братского захоронения в Кондакопшино, нам пришлось прерваться, и всю церемонию я с нетерпением ждала момента, когда снова можно будет задать волнующие меня вопросы. На обратном пути разговор продолжился.

Сегодня на этом воинском мемориале хоронили останки Николая Степановича Гаврилова. Его имя было написано на мраморной плите. А на фотографии похоронной записки Гаврилова, которую вы мне показывали, стоит отчество Семенович. Где ошибка?
— Вообще-то вы задали непростой вопрос. Плиту сделали как надо. Здесь все в порядке. А вот история с отчеством достаточно запутанная, и я лишь могу предположить, на каком этапе была совершена ошибка. Когда мы поднимали документы, то обнаружили, что в донесении о потерях 891-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии Николай Гаврилов записан под отчеством Степанович. Можно было предположить, что это не тот Гаврилов, но название деревни, имя жены и год рождения совпадают. Всё, как написано в похоронной записке. Скорее всего, писарь в донесении о потерях просто сделал ошибку. Но этот документ считается официальным, потому что оформляется в воинской части и передается в Центральный архив Минобороны, который в данный момент находится в Подольске Московской области. Похоронная же записка была написана от руки, а не на официальном бланке, как положено. Поэтому этот документ признается неофициальным, хотя здесь отчество Семенович, скорее всего, указано правильно. Но при захоронении пришлось опираться на данные, указанные в донесении. Что делать, таковы правила. Несмотря на то, что у моего папы имя Сильвий, в паспорте мне умудрились переврать отчество — написали Сильвьевич. И с Гавриловым теперь та же история.
А почему хоронили сегодня именно в Кондакопшино?
— Потому, что у нас поблизости больше нет воинских мемориалов, где это можно сделать. На Казанском кладбище места совсем не осталось. В Павловске (мемориал «Непокоренные») захоронено 165 человек. В принципе, можно было бы и туда, но его так ужали уплотнительной застройкой, что в данный момент это сделать уже невозможно. Есть еще Московская Славянка, где находится кладбище 56-й стрелковой дивизии, но там, как правило, хоронят колпинские поисковики.
В самом начале той самой исследовательской работы Ксении Гоян написаны такие слова «…Поисковая деятельность – это очень интересное и увлекательное занятие. Оно одновременно совмещает в себе работу с документами в архивах и музеях, земельные работы, изучение местности и многое другое. …Мы видим, как стойко стояли советские люди под огнем противника, защищая свою Родину; видим, какие ужасы пришлось им пережить, как за одно мгновение может прерваться жизнь сотен тысяч людей, как умирают люди, еще столько не увидевшие в этом мире. И я считаю, что главная задача нашего поколения — предотвратить войну. А для этого необходимо ПОМНИТЬ, ведь память — это наша история. И только история заставляет нас двигаться вперед».
22 июня, глядя на то, как ученики 606-й школы в камуфляжной форме с эмблемой Дома молодежи, который доверил им миссию возложения гирлянды памяти, гордо стояли среди военных на воинском братском захоронении «Кондакопшино», понимаешь, что это не просто слова, а понимание того, что наша страна и ее история — это люди, которым она не безразлична.
Виктория Марченко