Комплекс зданий станции Александровской не взяли под охрану

КГИОП отказался брать под охрану комплекс зданий станции Александровской в одноименном поселке. В частности, потому, что вокзал утратил значительную часть оригинальных элементов.

Железная дорога между Петербургом и Гатчиной была открыта в 1853 году. Расположившаяся в Александровской станция изначально называлась Царским Селом (в Александровскую ее переименовали в 1860-м). Вначале на ней построили временный деревянный павильон, а в 1860-х — каменный вокзал по типовому проекту инженера-архитектора Петра Сальмоновича (по тому же проекту построили Балтийский вокзал в Гатчине).

Одновременно в Александровской поставили два служебных здания — двухэтажное и небольшое одноэтажное. В 1868 году по проекту архитектора Александра Видова возвели Вознесенскую часовню — в память о неудавшемся покушении на Александра II. Это была кирпичная постройка с шатровым завершением и главкой. В конце 1940-х часовню разобрали, оставив известняковый цоколь со ступенями.

На рубеже XIX–XX веков северо-восточнее вокзала появилось еще одно служебное одноэтажное здание, в советское время использовавшееся как багажное отделение. Его примерную датировку определили по аттиковому ограждению с растительным орнаментом и волютообразными завитками.

На протяжении последующего времени вокзал перестраивался. В конце XIX века со стороны путей устроили навес на металлических фигурных столбах. Он просуществовал полвека и был утрачен, вероятно, во время войны, когда здание пострадало. В 1950–1960-х годах станцию реконструировали. В частности, тогда проделали три сквозных проема для прохода от перрона к привокзальной площади — в Гатчине такого нет, там это пространство используется под зал ожидания.

«Канонер» предложил КГИОПу включить весь станционный комплекс вместе с фундаментами часовни в список выявленных памятников. По итогам рассмотрения заявки сотрудники ведомства и привлеченные специалисты сочли, что объемно-пространственное и декоративное решение фасадов сохранившихся объектов «достаточно заурядно».

«Здание вокзала, построенное по типовому проекту, утратило значительную часть оригинальных элементов (навес, кирпичные дымовые трубы и кровля). Существенно упрощена декоративная отделка фасадов и интерьеров», — говорится в заключении. Там же утверждается, что первоначальная градостроительная ситуация, в которой возникли объекты, «была полностью утрачена во время войны».

По мнению комиссии, вокзальный комплекс Александровской не заслуживает статуса памятника. Но при этом специалисты сделали отсылку к закону о зонах охраны, где говорится, что «здание вокзала и привокзальная площадь являются ценными элементами планировочной и ландшафтно-композиционной структуры».

http://kanoner.com

Оставить комментарий

Комментарии: 0