Выдающийся реставратор

В мае нынешнего года исполнилось 100 лет Александру Александровичу Кедринскому — выдающемуся архитектору-реставратору, основоположнику ленинградской школы реставрации, с именем которого связана вся послевоенная история восстановления дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда – Петербурга. 

 Александр Кедринский родился 8 мая 1917 г. в Петрограде. Его детство проходило в тяжелые годы революционных перемен и Гражданской войны. Его мать, Александра Ивановна Кедринская, была артисткой Мариинского театра, отец, Александр Николаевич Кедринский (1890–1919), — студентом Института путей сообщения. В 1919 г., когда отец был в составе Красной Армии, его без суда и следствия расстреляли. Воспитанием Александра занялась Мария Николаевна Кедринская — сестра отца, преподаватель французского языка в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. Мальчик часто болел и вынужден был оставаться один дома, занимаясь рисованием, чтением, рассматривая альбомы из домашней библиотеки — в нем рано проявился талант рисовальщика. 

Годы учебы и ученичество

Еще в 1929 г., будучи учеником 5-го класса, Александр Кедринский начал работать художником-оформителем в клубе на ткацкой фабрике им. Самойловой. Пока учился в школе, он работал на заводе «Электроприбор» и в клубе им. Дзержинского, был редактором и оформителем школьной газеты, писал декорации для школьных спектаклей. В 1933 г. вместе с молодым художником Владимиром Гальба Александр выполнял рисунки и карикатуры для газеты «Ленинские искры». В 1931–1935 гг. за отличную успеваемость он был премирован туристскими поездками в Хибины и по Волге, организованными обществом Пролетарского туризма и газетой «Ленинские искры». В 1935 г. Кедринский окончил Первую опытную школу-десятилетку на Петроградской набережной. В свидетельстве об окончании школы отмечалось, что он склонен к рисованию. Но продолжить обучение в институте он не мог, так как его дед был священником.

Впервые свои творческие способности Кедринский проявил, создав макет декорации к одному из спектаклей, который ставили в Ленинградском балетном училище, где более 40 лет преподавала его вторая, приемная мать. Спустя годы Кедринский найдет этот макет панорамы Ленинграда с видом на Исаакиевский собор на лестнице разрушенного училища и сохранит навсегда как первый опыт. В довоенные годы Александр занимался спортом и имел первый разряд по дзю-до, лыжам и фехтованию, играл в волейбол в команде мастеров общества «Спартак».

В 1935–1936 годах Кедринский посещал платные вечерние курсы повышения квалификации Ленгорисполкома, по окончании которых получил диплом техника-архитектора и с 1936 г. работал художником на Стадионе Печатников.

Кедринский учился в художественных студиях-мастерских у известных профессоров живописи А. Р. Эберлинга и С. М. Зейденберга — последний часто болел, и талантливый ученик иногда замещал на занятиях своего учителя.

 В 1937 г. Кедринский поступил в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства на инженерно-строительный факультет и одновременно продолжал занятия в студиях. В институте он близко сошелся и много работал вместе с преподавателями: художниками Н. А. Тырсой, Н. Ф. Лапшиным, А. С. Ведерниковым. В 1939–1941 гг. в период прохождения производственных практик он работал на штатных должностях мастера, а затем прораба на стройках Запорожья и в «Южуралтяжстрое». Но окончить институт Кедринскому не удалось — началась Великая Отечественная война.  

В годы войны

В самом начале войны, вернувшись с преддипломной практике, он еще посещал занятия в институте, где студентов готовили как военных инженеров. А в сентябре 1941 г. был зачислен в истребительный батальон, где помимо ликвидации последствий пожаров и бомбардировок, патрулирования и ловли ракетчиков, участвовал в строительстве баррикад, выборе и оборудовании огневых точек на Московском проспекте.

В ноябре 1941 г. Александр Александрович ушел добровольцем в армию. Будучи рядовым солдатом (стрелком), он воевал сначала на Ленинградском, а с февраля 1942 г. — на Волховском фронтах. Кедринский продолжал рисовать, хотя бумаги для рисования часто не было. Как-то раз армейские разведчики, захватившие штаб противника, принесли специально для него целый рулон. Он увлеченно писал портреты героев Волховского фронта. В 1943 г. Александр Александрович был откомандирован в распоряжение политотдела 8-й армии, где был организован Армейский дом Красной Армии, при котором Кедринский работал в качестве фронтового художника, а в апреле 1945 г. он был направлен в Ленинград для организации выставки военных художников в Академии художеств, на которой была представлена и его работа «Переправа через Нарву».

После войны

После демобилизации, с октября 1945 по 1948 г., А. А. Кедринский работал архитектором-реставратором в мастерской при Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда (ГИОП); занимался составлением проектов восстановления и руководил реставрацией памятников Ленинграда и его пригородов. В 1951 г. А. А. Кедринский начал работать архитектором-реставратором в Ленинградских реставрационных мастерских (впоследствии объединение «Реставратор» и институт «Ленпроектреставрация»), где Александр Александрович трудился до 1995 г. В период с 1948 по 1951 г. Кедринский преподавал в Ленинградском архитектурном техникуме и в Архитектурно-художественном училище № 9, готовил специалистов для реставрации разрушенных в годы войны памятников архитектуры. В 1955 г. он окончил Ленинградский инженерно-строительный институт по специальности промышленное и гражданское строительство, получив квалификацию «инженер-строитель», а в 1957 г. стал научным руководителем проекта реставрации Екатерининского дворца.

Александру Кедринскому принадлежит исключительная заслуга в разработке методики воссоздания и реставрации разрушенных и повреждённых памятников архитектуры Санкт-Петербурга и пригородов, в практическом обосновании возможности комплексного воссоздания дворцово-парковых ансамблей, почти полностью уничтоженных в годы войны.

Наиболее полно талант выдающегося архитектора раскрылся при воссоздании дворцово-паркового ансамбля Царского Села, главным архитектором проекта, восстановления которого Кедринский оставался до конца своих дней на протяжении 45 лет.

Главное дело жизни

В 1957 г. Екатерининский дворец по распоряжению правительства был передан Управлению культуры Ленгорисполкома. В этом же году под руководством Кедринского группа сотрудников Специальных научно-производственных реставрационных мастерских приступила к работе над проектом реставрации дворца.

В пояснительной записке, составленной архитектором, с научными обоснованиями излагалась произведенная и предполагаемая реставрация дворца и определена ее очередность. К записке прилагался подробный список имеющихся литературных, архивных и графических материалов, необходимых для реставрации, которые были составлены главным хранителем дворцов-музеев и парков города Пушкина Е. С. Гладковой.

Проектом предусматривалось полное восстановление фасадов дворца, Церковного и Зубовского флигелей и полуциркулей, приведением в порядок кровли.

Руководство всеми работами в Екатерининском дворце было возложено на автора проекта реставрации А. А. Кедринского. Кроме того, учитывая исключительное значение данного памятника архитектуры, ученый совет ГИОП выделил постоянную комиссию в составе членов совета: доктора искусствоведческих наук Г. Г. Гримма, доктора архитектуры В. И. Пилявского, архитектора К. Д. Халтурина и архитектора С. Н. Давыдова.

Одновременно с восстановлением внешнего облика дворца начались ответственные и трудоемкие работы по воссозданию его интерьеров. В первую очередь были реставрированы залы «половины Павла Петровича», наименее пострадавшие в годы войны и частично сохранившие свою отделку. Уже в 1959 г. они были открыты для обозрения.

В июле 1979 г. Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании панно Янтарной комнаты, работы над которыми начались в 1983 г. по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус декора стен, расписанный «под янтарь», и наборный паркет.

О возрождение Янтарной комнаты Кедринский написал в книге «Янтарная комната. Три века истории». Его перу принадлежит более ста публикаций в отечественных и зарубежных журналах, сборниках научных трудов. Он — один из авторов трехтомника «История русского декоративного искусства» (1962–1965). Книга Кедринского «Летопись возрождения» (1965) была приурочена к 20-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Среди других крупных работ Кедринского — книга «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» (1984) и учебное пособие для художественных и строительных вузов и техникумов «Основы реставрации памятников архитектуры» (2000).

Своими знаниями в области реставрации Кедринский всегда щедро делился с учениками, совмещая практическую работу архитектора-реставратора с преподавательской деятельностью. Начиная с 1956 г. он читал лекции и вел практические занятия в Ленинградском инженерно-строительном институте, а с 1968 г. — в Академии живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, воспитав целую плеяду молодых архитекторов-реставраторов, многие из которых достойно продолжают дело своего учителя.

Директор музея-заповедника Иван Петрович Саутов писал: «Для реставраторов, сплоченных дружескими отношениями, большую роль сыграл их руководитель, человек чрезвычайно скромный и бескорыстный, у которого знакомство с историей памятника и содержанием проекта происходит в виде бесед со всем коллективом и углубляется в процессе индивидуальной работы с каждым мастером».

Особую ценность представляли предложения Кедринского по восстановлению Екатерининского собора и завершению ансамбля центральной (бывшей Соборной) площади Царского Села.

Будучи прекрасным знатоком отечественной истории, Кедринский не мог обойти вниманием еще одно памятное место в Царском Селе и выполнил проект восстановления разрушенной часовни моряков на Казанском кладбище, которая в 1999 г. была освящена во имя Святителя Николая. У входа в нее установлены два якоря — символы Военно-Морского флота России, которому покровительствует Николай Чудотворец. Недалеко от часовни когда-то был мемориал (пока не восстановленный) — Братское кладбище героев Первой мировой войны. Проект воссоздания этого мемориала стал одним из последних в жизни архитектора-реставратора.

Возрождению духовных традиций созвучна одна из последних работ Кедринского — проект восстановления Нижнего, или Пещерного храма Серафима Саровского, расположенного в цокольной части Феодоровского собора.

Вспоминая Александра Кедринского, нельзя не сказать о его естественности и простоте в общении, необычайном чувстве юмора, снимающим напряжение в любом споре — причем шутил он всегда с самым серьезным видом.

Признание

Наиболее полно талант архитектора раскрылся при восстановлении художественно-архитектурного ансамбля Царского Села, автором проекта которого А. А. Кедринский был на протяжении 45 лет: был поднят из руин Екатерининский дворец, восстановлена Золотая анфилада, парковые павильоны и мосты. Творчество архитектора-реставратора было отмечено многими званиями, наградами и премиями: за восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда А. А. Кедринский в 1981 г. был награждён Орденом «Знак Почёта», в 1986 г. он стал Лауреатом Ленинской премии, в 1990 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный архитектор РСФСР», в 1994 г. А. А. Кедринский стал почётным членом Российской Академии архитектуры и строительных наук, а затем избран академиком Академии архитектурного наследия. Ярким свидетельством признания заслуг петербургского архитектора стало вручение А. А. Кедринскому Диплома Лауреата премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за 2001 г. В 1994 г. архитектор-реставратор А. А. Кедринский стал первым Почетным гражданином города Пушкина (Царского Села). Последняя награда — Диплом Лауреата премии Правительства Российской Федерации в области культуры за воссоздание Янтарной комнаты была присуждена уже посмертно в 2005 г.

  В мае 2003 г. к 300-летию Санкт-Петербурга, была открыта Янтарная комната, а в сентябре Александр Кедринский скончался, завершив воссоздание интерьеров любимого им Ф.-Б. Растрелли.

Александр Александрович Кедринский похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе — с этим городом была связана вся жизнь архитектора-реставратора.

                                                                                                     Екатерина Епаринова,

                                                                                                     ст. научный сотрудник

                                                                                                     ГМЗ «Царское Село»