Кино-ГАРАЖЪ

Слева от главного входа в Ленфильм — огромные ворота с изображением двух старинных автомобилей и надпись — «ГАРАЖЪ». В фойе при входе воссоздан фрагмент блокадного интерьера из фильма «Три дня до весны». Старинный стол с ретортами, драповое пальто на вешалке, буржуйка, резное кресло, стопки истлевших книг и журналов... Все это напоминало кабинет ученого. Ко мне подошел седовласый мужчина в очках и представился: Сергей Григорьев. Сергей Никифорович живет в Пушкине, а на Ленфильме «командует» одной из самых ценных коллекций — более 50 раритетных автомобилей, готовых в любой момент въехать в кадр будущего фильма.

  Мы проходим длинным коридором, на стенах большие фотографии — кадры из старых лент киностудии. Выходим во двор и через неприметную маленькую дверь попадаем в гараж. Здесь в ряд — не на картинке, а живые — стоят настоящие старинные автомобили, в идеальном состоянии, готовые принять участие в любом историческом фильме. Стоят на резиновой брусчатке, которую не отличить от настоящей.

  Первый у входа стоит Ford A, выпуска 1928 года. Салон в прекрасном состоянии, реставрация была не большой. На вопрос, в каких фильмах снималась машина, Сергей Никифорович называет «Мата-Хари», «Власик» и объясняет, что фильмов, в которых принимают участие эти автомобили, огромное количество — в год примерно около 5–7. А если умножить на годы, что он проработал на студии, получится более 200, а ведь еще брали в аренду другие киностудии. В настоящий момент Ford принимает участие в фильме о Троцком. Скоро заканчиваются съемки, потом — монтаж, Картина должна выйти к 100-летию революции. Фильм снимался в Петербурге, Кронштадте и Мексике.

Делаю несколько кадров, и мы переходим к следующему экспонату. Перед нами автомобиль темно-зеленого цвета времен Великой Отечественной войны. Я думал, что это Willes, оказалось не совсем так, это был: Ford GPW, выпускался еще Bantam. Машины шли по ленд-лизу. У Bantam оказался слабенький мотор, и Сталин его сразу же задробил, и в основном были Ford и Willes. Внешне они совершенно одинаковые, и разница только в моторах и поперечных балках. Машина поступила в среднем состоянии, но еще может посниматься. Пришлось повозиться с окраской, в оригинале оказалась только фара, поэтому очень долго подбирали матовую зеленую краску. Но зато сейчас не отличить от подлинного фрагмента. Еще были поиски оригинальных, родных топора и лопаты, которые должны быть в комплекте автомобиля — и весь набор состоялся. С запчастями проблем нет, до сих пор выпускается весь комплект и к Ford А, и к Ford Т — каталог содержит около полутора тысяч наименований. А кроме киносъемок этот Ford играет еще в Мариинском театре.

  Сергей Никифорович рассказывает об опере «Сицилийская вечерня», действие которого по сюжету происходит в XIII веке, во время нашествия Французов на Италию.  

А машина-то при чем?

— Постановщик, француз Арно Бернар перенес действие в 1920 годы, в Нью-Йорк, показывает борьбу полиции с Сицилийской мафией. Полиция олицетворяет захватчиков французов, итальянцы — сицилийские эмигранты. Там у Верди и тема любви, и виселицы, и прощения — долго рассказывать. На автомобиле я привожу примадонну. Машину заводить нельзя — ее выталкивают по инерции, и там есть, где разогнаться. Разгоняют за сценой несколько человек, и я выезжаю до определенной точки. Главное, никого не повредить, потому что на сцене столпотворение, и все должны разбежаться при появлении автомобиля. Как-то одного артиста едва не зацепил, и тогда стали разбегаться более активно. По сцене машина проезжает около двадцати метров. Вывожу примадонну, у какого-то беру велосипед, торчу на сцене с этим велосипедом. Я все-таки не актер, голова идет кругом, запомнить, сколько раз они споют: «Карачо, карачо!», «Позор, позор, позор!», а потом еще что-то, после чего я должен обойти машину, где-то замереть, где-то встать. Театр — не кино, гораздо хуже. Потому что там все с одного захода — дублей нет. Там еще определенная метка, на которую я должен попасть иначе вся мизансцена рушится.  

А почему именно с автомобилей все началось?

— С детства отец был автолюбитель, и, видно, мне передалась тяга к механизмам. До армии были мотоциклы. В армию попал поздно, после вечернего института, закончив ЛИИЖТ по специальности: Промышленное и гражданское строительство. Работал в институте ЛенЗНИЭП, занимался пространственными конструкциями. А еще перед армией я года два подыскивал себе автомобиль — старинный ВМW 321, модель 1937 года. Продал мотоцикл, отдал родителям деньги, пошел в армию. Через два года вернулся, и из всех автомобилей взял самый плохой, дедок мне продал. Покататься на нем не удалось — через неделю с него стала сходить шпаклевка, как с барышни румяна с палец толщиной. Появились дыры. Потом стал заниматься реставрацией, вступил в клуб «Самоход». И примерно через год «без меня меня женили» — сделали председателем. Через некоторое время пригласили консультировать картину «Встретимся в метро». Я по глупости отнесся к этому серьезно, засел в публичке, изучал, как переделать трактор в старинную технику, картинки рисовал, благо рисовать умею. Меня пригласили и сказали, у нас есть склад игрового транспорта, не хочешь поработать? Сначала я был мастером участка реквизита. Пришел, там два старичка сидят, говорят: «Сережа, ты не волнуйся, все будет в порядке. Пришла заявка на съемку, сейчас колесо снимем, скажем — ремонт».

 После «Шерлока Холмса» я стал начальником участка. После «Снов о России» купили кое-какую технику, сварочный аппарат. Автомобилей было штук двадцать и еще кареты. Но кареты потом у меня забрали, их передали на временное хранение.

  Но одну пришлось воссоздавать заново. Для фильма «Русский бунт» потребовались парадные сани. Ради одного кадра, где Машенька подбегает к Екатерине, была построена эта «повозка» длиной восемь метров, под восьмерку цугом. В музее Царского Села стоят такие сани, и мы сделали копию. Все тщательнейшим образом проверили, главное, ходовую и развал схождения. И кстати, эти громадные, тяжеленные сани на стальном, металлическом каркасе, обшитые деревом, может тащить один человек, если только их столкнуть с места. Это благодаря тому, что ничего не выдумывали, а воссоздали так, как делали деды. Вот что значит правильный развал схождения — это очень важно. Сани снялись только в одном эпизоде, в одной картине — а после этого все приходят, смотрят и восхищаются. Хорошая вещь, очень большая, в кадр не влезет. В сани усаживаются в три ряда по четыре человека. Оригинальные бархатные спинки. Наши художники расписали под золото, не отличишь — красиво смотрятся. Еще у нас есть телеги, полевые кухни Первой Мировой войны, «тачка-еврейка» — такая тачка с большими колесами, площадка полтора метра на полтора, и две длинные ручки с поперечной перекладиной.

А я раньше не знал, что она так называется. Мой дедушка служил истопником, в Академии наук на Университетской набережной, и у него была такая тачка, он возил на ней дрова и по вечерам прицеплял железной цепью к металлической ограде. До революции бедные евреи (правда, сейчас это звучит странновато) перевозили на таких тачках свой скарб.

А вам самому где-нибудь удалось посниматься?

Да, конечно, в разных эпизодах. Но это все несерьезно.

А если машина на ходу, кто ее ведет?

— Либо я, либо два моих подчиненных. Иногда мой сын приходит. Редкий случай, когда за руль сажают актера. Потому что, как правило, печально заканчивается. Например Ford Т — целая наука. (Сергей Никифорович минут пять рассказывает, какую ручку, а затем педаль газа и зажигания надо нажимать, но при этом не забывать докрутить иголку карбюратора) На одной из съемок актер спалил все фрикционные ленты. За три съемочных дня на «Распутине» машина вообще перестала ехать. Смотрю, как он хорошо едет, а он наполовину выжимает педаль, чувствую что-то попахивает. А это горит фрикционная лента. Одних ролей Распутиных в разных фильмах на моем счету штук двадцать. Фильмы игровые, документальные, с игровыми вставками. Снимались Ford, Studabeker , а Депардье выбрасывали из Delaunay-Belleville. Не самого его, а каскадера. Причем в каждом фильме выбрасывали по-разному и в разных местах. Кому что больше нравится. Чаще всего с деревянного моста Петропавловской крепости.

 А началось все, если говорить о Delaunay-Belleville с Жюльена-Бельвиля. В 1850 году он основал фирму по производству котлов и прочей паровой техники в городе Сен-Дени-сюр-Мер. В 1957 году женился на мадам Делоне, и ее 23-летний сын вошел в состав фирмы, впоследствии продолжил дело отчима автомобиль и получил новую марку Delaunay-Belleville. А в 1903 году он регистрирует фирму S. A. des Automobiles Delaunay-Belleville и уже в 1904 году демонстрирует первую модель на автомобильной выставке в Париже. Надо сказать, что Николай II был большим поклонником этой фирмы, и у него в гараже было четырнадцать автомобилей с разными кузовами и моторами. Кстати, в 1911 году на автомобиле марки Delaunay-Belleville было совершено первое ограбление банка «Сосьете Женераль». Только в 1913 году на машины стали устанавливать быстросъемные колеса типа Рудж-Витворт — до этого времени были колеса с деревянными спицами и менялись они как на телегах.   

Какой автомобиль у вас самый молодой?

— ЗИС 110 выпуска 1952 года. Раньше они ходили в такси, потом использовались как маршрутки в Крыму. По паре штук было передано во все киностудии. Я помню, меня отец возил еще в 1960 году в такой открытой машине по Невскому проспекту. Стояла очередь, и можно было прокатиться, как на маршрутке. Парадные машины — это фаэтоны, а на киностудиях они использовались как операторская машина. У нее просторный и очень мягкий, плавный ход. Позже стали использовать «Чайки», потому что там уже была коробка-автомат. Машину отреставрировали в 1989 году для выставки в Швеции. С тех пор ничего не делалось, но она на ходу. И где только не снималась.

 А сейчас что снимают на студии?

— «Троцкий», «Окрыленные» — в нем снимаются Buik, Delaunay-Belleville., Ford Т и грузовики. 

Какие грузовики снимаются чаще?

Два ЗИСа пятых, полуторки довоенные и послевоенные.

Если в кадре взрывается машина, как это делается?

 — Мы делаем макет. И в запасе то, что уже списано, всевозможные остовы. А дальше дело техники и монтажа. Взрывотехники делают взрыв или рядом, или перекрывают машину. У нас есть еще два Путиловских броневика. Нашли на каком-то складе и отреставрировали.

А был какой-то фильм, где автомобиль играл главную роль?

— Да нет, не припомню, разве что «Берегись автомобиля». Кстати, на этом ЗИСе тигров везли в «Полосатом рейсе». Ну разве что Ford А в «Троцком» появляется почти в каждом кадре. Из немецких — Opel Admiral и Packard, ГАЗ М1 «Эмка» часто снимались. 

И вы реставрируете старые машины?

— Не только Delaunay-Belleville, например, был воссоздан из журнала «Моделист-конструктор все в размер, на «коленке». Можно сказать, воссоздано заново, ну естественно агрегаты не те двигатель тоже, но она на ходу. В одном фильме взорвали «Жигули», мотор нам подарили, раму по чертежам сварили. Подвеску сами, все по линеечке, создали заново.

Создавали даже немецкие грузовики для «Последнего поезда». «Запорожец» с ракетной установкой для фильма «Спецназ по-русски», привод взяли от стеклоподъемника Мерседеса, который нашли на помойке. Кнопочку нажимаешь, ракеты выезжают, а дальше дело пиротехников — и ракеты вылетают… Фильм сняли, а «Запорожец» валяется где-то в гараже. Это на один раз, много чего было на один раз. (Сергей достает мобильный телефон и показывает вновь воссозданный Delaunay-Belleville. Я вижу нечто необыкновенное, машина словно с иголочки) В фильме «Сонька Золотая Ручка», который снимался в Питере, автомобиль нужно было сбросить с обрыва. В Александро-Невской Лавре есть обрывчик. Мы сделали по-быстрому, месяца за полтора, копию из фанеры. Ее тросиком дернули — она упала. Был лишь один дубль. Но мы так крепко сделали, что она почти цела осталась. Сделано было настолько точно, что когда они стояли рядом, их можно было перепутать.  

 Да умельцы у вас тут!

— Как теперь говорят, за ваши деньги — любой каприз. Плавно переходим к военным автомобилям из фильма «Кукушка». Снимали в Кандалакше. В этой машине ГАЗ 67 двигатель от полуторки и колея у нее пошире. Машина довольно веселая, и проходимость у нее значительно лучше. Машина оказалась удивительно удачной за счет бешенного крутящего момента и мало оборотистого двигателя. Я на ней по таким болотам ползал, по колено в воде, вода доходила до сиденья. За мной два джипа пошли, и оба застряли, пришлось мне их вытаскивать. Эту модель начали выпускать с 1943 года, а эта машина годов пятидесятых. Их выпустили очень мало, на фронт они не шли, потому что у нее очень частое обслуживание. Через каждые полторы тысячи километров лезешь, проверяешь, вкладыши меняешь.  Тем не менее, она таскала сорокопятки. 

Несколько раз Сергея Никифоровича отрывали телефонные звонки — надвигалась «Ночь музеев», нужно было в самом большом павильоне поставить Studabeker и сделать декорации. Мы прошли туда. Когда-то здесь прошел первый киносеанс, и некоторые знатоки предрекали смерть кино примерно через год. Однако этого не произошло, и кинематограф перевернул мир. Огромный павильон был затянут черной тканью и по размерам напоминал бассейн, только без воды. В этом пространстве теряешься и забываешь обо всем на свете, потому что здесь уже ощущается магия кино.

 

Харис Шахмаметьев