«Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд…»

В этом летнем сезоне Детская железная дорога, которая официально называется Малая Октябрьская детская железная дорога, станет доступнее для многих детей — теперь от станции «Молодежная» (у метро «Купчино») до станции «Царскосельская» (у железнодорожной станции «Детскосельская») прокатиться туда и обратно с ветерком смогут дети с ограниченными возможностями.

 

Теперь для каждого

Начальник Малой Октябрьской железной дороги Владимир Чиликин говорит, что это стало возможным благодаря сотрудничеству с общественной организацией «Центр поддержки детей инвалидов и лиц, получивших увечье при исполнении служебных обязанностей, «Добротворец»» — организацией, которая помогла найти спонсора в лице ВТБ 24, и весной 2017 года на платформах было установлено современное оборудование для маломобильных групп населения. «Мы установили на платформах пандусы для людей с ограниченными возможностями, чтобы можно было им беспрепятственно попасть в вагон. Так как обычные коляски больше чем двери, фонд купил специальные коляски для детей с ДЦП. Также, в конце года мы должны получить семь вагонов, оборудованных для инвалидов. Там будут уже широкие проходы, специальные ремни. Но пока этого не произошло и один вагон будет переоборудован для детей инвалидов». 

Кстати,  «Добротворец», по словам Владимира Чиликина, планирует еще один проект. Ведь когда привезут специальные вагоны для инвалидов, возникнет необходимость в новых пандусах. А это — дополнительные затраты и лишние сооружения. Поэтому удобнее приподнять целиком всю платформу. «Если все-таки придут по инвестиции эти семь вагонов и весь состав будет оборудован ими, то удобнее будет построить две высокие платформы. Чтобы можно было войти в любой вагон, а не как сейчас — в один», —  прокомментировал будущий проект Владимир Чиликин.

 

Есть проблема — будет и решение

Об утренних и вечерних пробках на переезде у железнодорожной станции «Царское Село» не пишет только ленивый. Чиновники разных уровней не раз в комментариях повторяли, что денег на решение проблемы нет. До 2020 года — точно. А вот у руководства Детской железной дороги есть свой взгляд — как убрать стихийные парковки у станций и сделать автомобильное движение из Славянки свободным.  «Со стороны «Детскосельской» есть старая насыпь. Мы предлагаем проложить два километра узкой колеи от «Детскосельской» до Славянки», — рассказывает Владимир Чиликин, — И тогда могли бы вывозить людей, а они потом ехали бы в город».

И не станет пробок, сердитых водителей и проблем. Не нужно будет стоять часами в ожидании. Кстати, администрации Пушкинского района идея понравилась. Как сказали на слушаниях: «Гениальная по своей простоте идея. Но для ее воплощения нужно проектирование, спонсоры, деньги... Тут уже все сложно. Но ведь есть Детская железная дорога, есть подвижной состав. Работает дорога три месяца в году, в другие девять месяцев мы могли бы помогать городу».

По словам начальника Детской железной дороги, узкоколейку можно построить самую дешевую, но она виртуозно решила бы проблему целого района. Дело за малым — найти инвесторов…

Инвесторы также нужны и для решения проблемы стихийных парковок около станции «Детскосельская». Об этой проблеме уже писали на страницах нашего журнала (№ 2, 2016). Подъезд к станции все время заставлен частными автомобилями. При экстренной ситуации ни пожарная машина, ни скорая подъехать вообще не смогут. Владимир Чиликин признается, что уже устали бороться с проблемой: «Обращались с этим вопросом в администрацию Пушкинского района, а там говорят: раз земля железнодорожная, то сами решайте этот вопрос. Железнодорожники закрыть подъезд не могут, потому что мы не ГИБДД — знаки поставить, прав нет. Сейчас обратились с письмом в районное отделение полиции, будем ждать ответа. Правда, есть еще вариант перенести забор, чтобы он шел по всей нашей кадастровой территории. Тогда мы ее закрываем, земля переходит под охрану и парковка автоматически исчезает. Так что ищем спонсора».

В этом году «Добротворец» с помощью спонсоров приобрел для нуждающихся детей с ДЦП специализированные коляски и оказал социальную помощь нескольким семьям. В дальнейшие планы организации входит: обустройство в здании вокзала на станции «Царскосельская» летнего кинотеатра для любой категории населения с минимальной оплатой или вообще бесплатно; покупка и установка надувного детского батута с соответствующим оборудованием, адаптированным под детей-инвалидов; оборудование территории станции под площадку для наглядного изучения ПДД.

Все это малозатратные краткосрочные проекты.

Для юных — свет в начале туннеля

Но, несмотря на сложности и проблемы, Детская железная дорога готовится к новому сезону. Более тысячи ребят прямо со школьной скамьи смогут начать работать по более чем 14 специальностям. Возраст юных железнодорожников самый разный: от 10 и до 15 лет. Ради трех месяцев увлекательной практики они учатся целый год, в конце которого сдают экзамен.

Обучение проходит раз в неделю. Дети посещают все занятия, ведь, как правило, хотят быть машинистами. Но эту профессию проходят только на последнем году обучения. Вот такая хитрая администрация. Хочешь — не хочешь, а пройдешь все ступени.

«Так дети отучатся пять лет, а потом и на шестой, и на седьмой год сюда приходят на практику. Сложно их оторвать отсюда», — с улыбкой вспоминает Владимир Чиликин, начальник Малой Октябрьской железной дороги.

Меняются времена, а цена на детский билет на Малой Октябрьской железной дороге все та же — 50 рублей. Но взрослому человеку, чтобы прокатиться, нужно будет заплатить 150 рублей. Бесплатно ездят пенсионеры, дети-инвалиды и их сопровождающие, маломобильные группы населения, многодетные семьи. Нужно отметить, что это самые низкие цены чуть ли не по всей России. На многих детских железных дорогах и 500 рублей взять могут.

Малая Октябрьская железная дорога — это не только возможность доехать из Петербурга до Пушкина и обратно, это шанс для многих детей попробовать себя в железнодорожных профессиях; для детей-инвалидов — проехать в поезде, а для обычных детей — оценить труд ребят и их руководства.  

 

Серафима Михайлова