Банные удовольствия императорского двора

Холодные бани
Холодные бани

Каждая эпоха рождает свои стандарты комфорта. В императорских дворцах с XVIII века сложились свои традиции, которые с большим трудом приспосабливались к новым требованиям удобства жилья. И, тем не менее, дворцовая инфраструктура, обеспечивавшая соответствующий уровень комфорта, менялась из десятилетия в десятилетие.

Холодные бани

Вплотную к Екатерининскому дворцу примыкает корпус, который получил название Холодные бани. Разрабатывал проект бань Чарльз Камерон, и понятие «холодные бани» заменили термин «термы», которым в античном Риме обозначались особые культурные и архитектурные комплексы.

В Царском Селе подобные термы создавались в виде комплекса для купания, отдыха и прогулок не только для императрицы Екатерины II, но и, возможно, ее ближайшего окружения.

В первом этаже были расположены сами бани, во втором, получившим название Агатовых комнат, — помещения для отдыха. Комнаты в нижнем этаже, характерные для бань в римских термах, повторяли их в миниатюре. Здесь были помещения для всех видов омовений и другие, требуемые банным ритуалом.

Система подвода и стока воды была тщательно продумана: чистая вода сначала накапливалась в специальном колодце и насосами по свинцовым трубам (или вручную ведрами) подавалась наверх, где она в трех сосудах нагревалась до определенной температуры и подавалась в бассейн. Сток воды производился самотеком по склону холма под Цветочным садиком по трубе в канал. Все было сделано удивительно просто, экономично и удобно.

По первоначальному замыслу помещения бани должны были иметь роскошную отделку. Но распоряжение императрицы о сокращении расходов на отделку Холодных бань вынудило Камерона внести изменения в проект, исключив всю художественную отделку, оставив лишь два мраморных камина. Отпала дорогая облицовка стен — только в некоторых комнатах их облицевали искусственным мрамором. Наборные цветные паркеты, из ценных пород дерева, заменили просто дубовыми. Двери выкрасили белой масляной краской. Ванну изготовили оловянную.

Самым просторным и светлым помещением первого этажа был Купальный зал с  круглым бассейном в центре для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.

На остальной половине Холодных бань находились комнаты вспомогательного характера: для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды. Здесь же располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России парная, сплошь обшитая деревом, с печью в южном углу комнаты, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер — их поливали водой для образования горячего пара. Два угловых кабинета назывались «отдыхательной комнатой» и комнатой для массажа

Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения Холодных бань используются для временных выставок.

Верхняя ванна

На берегу Зеркального пруда расположен павильон «Верхняя ванна» или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств», построенный в 1777–1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми. Внутри находилось несколько небольших помещений: сени, раздевальня, ванна, парильня, помещение истопника (водогрейная) и центральный восьмигранный зала для отдыха.

Полуразрушенная в годы войны Верхняя ванна была восстановлена в 1952–1953 годах. Теперь павильон используется для размещения временных выставок.

Нижняя ванна

Другой парковый павильон — «Нижняя ванна или Кавалерская мыльня» находится в стороне от парковых аллей и предназначался для придворных. Здание было построено по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778–1779 годах. Нижняя ванна состоит из десяти помещений, расположенных вокруг центрального зала, где находилась большой медная ванна. Помещения для раздевания и отдыха обогревались мраморными каминами. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещение с ванной.

Незначительно пострадавшие во время войны фасады павильона были восстановлены в 1944–1945 годах, а в 2011 году, после кропотливой реставрации, павильон Нижняя ванна был открыт для публики. 

Мраморный бассейн в центральном зале Турецкой бани. Фото 1930-х годов
Мраморный бассейн в центральном зале Турецкой бани. Фото 1930-х годов

Турецкая баня

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда был построен новый павильон — «Турецкая баня». Внутренние помещения Турецкой бани были решены в «мавританском» стиле. В оформлении интерьеров использовались вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии детали внутренней отделки бани турецкой султанши и султана из дворца в Адрианополе.

Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывает богато орнаментированный портал. Нижняя часть стен раздевальни облицована цветной мозаикой, верхняя — украшена лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан. Помещение мыльни отделано с особой роскошью, в центре зала бассейн из белого мрамора, в котором стоял расписной и позолоченный фонтан.

Во время войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006–2009 годах в Турецкой бане были проведены исследовательские и реставрационные работы. В воссозданном павильоне экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».

Дворцовые ванные и бани

Важной частью дворцовых комплексов были ванные и бани. Еще в 1795 г. в Александровском дворце для будущего императора Александра I была сооружена баня. По традиции ее разместили в подвале. Для этого было приказано «позади опочивальни свод разобрать и сделать деревянную, спокойную лестницу к бане».  

Наряду с банями в императорских резиденциях оборудовались и ванные. Это были роскошные комнаты, включенные в парадные дворцовые интерьеры, с тщательно продуманной отделкой. Как ни покажется странным сейчас, в парадных ванных комнатах устраивались приемы для избранного общества. По европейской традиции в XVIII в. «взятие ванны» могло сопровождаться приемом посетителей, поскольку было принято мыться в простыне. В 1834 г. автор гимна «Боже, царя храни» А. Ф. Львов был приглашен на вечер к императрице Александре Федоровне, которая приняла его в своей купальне. Судя по воспоминаниям, это была небольшая комната, изящно отделанная, «где бьет ключ в большую, необыкновенной красоты, раковину и оттуда вода льется уже в белого мрамора ванну».

Сохранились данные по оплате буквально каждой ванны и бани императора Николая I. Когда великий князь Николай Павлович был ребенком, его еженедельно мыли в дворцовой бане — Мыльне. Причем двум истопникам из средств мальчика каждые четыре месяца платили по 20 руб. жалованья. Когда мальчик превратился в молодого человека, баню стала чаще заменять ванна. Приготовление ванны и бани оплачивалось: каждая ванна «обходилось» императору в 25 руб., а баня в 100 руб. ассигнациями.

В 1830-х гг. император Николай Павлович в зимние месяцы мылся в ванне 1–2 раза в месяц. Например, за весь 1833 г. император 11 раз (раз в феврале, два раза в марте, три раза в мае, два раза в июне, по разу в октябре, ноябре и декабре) мылся в ванной и 4 раза в бане (по разу в феврале, мае, июле и августе). Если попытаться как-то объяснить эту периодичность, то можно предположить, что ванна и баня в феврале потребовались для 37-летнего императора, поскольку он принимал самое активное участие в дворцовых балах и маскарадах. Летом император мылся чаще, поскольку этому способствовали жара и пыль на традиционных маневрах в Красном Селе. С наступлением осени Николай Павлович ограничивался одной ванной в месяц. По записям получается, что царь вообще не мылся в январе, апреле и сентябре.

Очень любил баню император Александр III. Во дворцах, где он жил, всегда была баня. Царь по-русски любил париться в компании лично приятных ему людей. Он хорошо понимал, что можно «угостить баней» и любил о ней говорить, прекрасно разбираясь во всех тонкостях этого «угощения».

Во второй четверти XIX в. начался активный процесс разграничения парадных и личных покоев во дворцах. Для ванны выделяли специальные помещения или ее тщательно прятали и декорировали. Ванная из элемента парадного интерьера превращается уже в сугубо личное помещение, ежедневно востребованное. Во многом это связано с изменившимися представлениями о гигиенических нормах.

Во времена последнего русского царя

Надо отметить, что о ванных комнатах и бассейнах, сугубо утилитарных помещениях, сохранилось очень мало сведений, фотографий и описаний. Тем ценнее описание бассейна Александровского дворца, сделанное в конце 1920-х гг.

 

В Александровском дворце в 1896 году велись ремонтные работы для оборудования жилых комнат молодой четы — Николая II и Александры Федоровны, одновременно с сооружением бассейна. Это было желание Николая II, видимо, навеянное его европейскими поездками. Впервые царь купался в бассейне Александровского дворца 19 октября 1896 г. В этот день Николай II и императрица Александра Федоровна приехали рано утром в Царское Село из Германии и «…радовался своей великолепной новой ванне, еще обширнее, чем в Зимнем». В своем дневнике Николай II оставил запись: «С великим удовольствием купаюсь, полощусь и плаваю в своей новой громадной ванне».

Александровский дворец. Зал с бассейном. Фото 1916 г.
Александровский дворец. Зал с бассейном. Фото 1916 г.

Бассейн в Александровском дворце располагался в помещении, которое называлось «Уборной». Она располагалась на первом этаже в левом корпусе дворца. Ее интерьер разработал архитектор Мельцер в мавританском стиле. Он предусмотрел в интерьере много интересных деталей, включая стеклянные электрические фонари, стилизованные под старинные мавританские масляные лампы. Поскольку они находились в помещении с повышенной влажностью, то предусматривалась их усиленная электроизоляция. Помещение делилось на две части деревянной решеткой, украшенной сложным орнаментом в арабском стиле. Кроме этого имелась плотная занавеска, отделявшая бассейн от остальной части Уборной. Сам бассейн представлял собой огромную емкость, вмещавшую в себя до 7000 ведер, расположенную на возвышении. Толстый шнур ограждения предотвращал от случайного падения в бассейн. Для наполнения бассейна водой в подвале дворца установили мощный гидравлический насос, он быстро заполнял бассейн водой из котла, расположенного в подвале дворца. Обслуживали бассейн два человека. Один в подвале нагревал и подавал горячую воду, а второй обеспечивал безупречное санитарное состояние бассейна. Николай II очень любил этот бассейн. Дети тоже очень радовались, когда отец позволял им поплескаться в бассейне. Рядом с бассейном располагался мягкий диван, обитый лосиной замшей. Поблизости от него был умывальник. Поскольку император большое значение придавал своей физической форме, то в этой же комнате находился турник.

С левой стороны от двери располагался киот. Рядом с ним были развешаны пасхальные яйца. У тех же дверей, справа, размещались стойка для двух тульских винтовок. На специальной витрине перед окном в ванной комнате Николай II хранил свою коллекцию портсигаров работы мастеров фирмы К. Фаберже. На столике в Уборной находилась бытовая новинка того времени — электрический фонарь цилиндрической формы. Рядом электрический звонок для вызова слуг. Найденные царем подковы были прикреплены одна над дверью, другая над стойкой для тросточек. На стенах Уборной находились работы дочерей: рисунок Анастасии «Цветы» с надписью «Моему золотому папе от Анастасии», подаренный отцу на Пасху 1917 г., и зимний пейзаж Марии «Ели в снегу», также датированный 1917 г. В этой комнате царь совершал туалет, занимался гимнастикой и пил чай. У императрицы Александры Федоровны была своя ванна, не серебряная и не мраморная, а самая обыкновенная, старинная ванна, помещенная в нишу. В дневное время ванна драпировалась занавеской.

На втором этаже Александровского дворца, где находились комнаты детей Николая II, было несколько ванн. Для четырех великих княжон была устроена одна ванная, которая отделялась от комнаты занавеской из ситца. Когда девочки принимали ванную, то их поливали из обыкновенной лейки. Няня-англичанка в воспоминаниях упоминает, что кроме этой ванны из «чеканного серебра» была и другая, маленькая серебряная ванная. Ее использовали для купания грудных детей. На этой ванной гравировались имена всех детей императорской фамилии, которых купали в ней. Няня пишет, что, вероятно, эта ванна появилась при Николае I, и она видела на ней имена Александра II и его сестры Марии Александровны. Последнего в этой ванночке купали цесаревича Алексея.

Совершенствование возможностей поддержания бытовой гигиены в императорских дворцах способствовало изменению представлений в обществе об уровне повседневной санитарии и делало жизнь обитателей более комфортной.

Из книги Игоря Зимина «Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение»

С сайта http://www.tzar.ru

Оставить комментарий

Комментарии: 0