Храм Кирасирского полка

В Кирасирской церкви летом 2015 года крестили Иоанна — праправнука кирасира, вахмистра Иоанна Дьяченко. И этот факт имеет поистине символическое, сакральное значение. Он означает, что долгая реконструкция и реставрация храма идет к завершению. И это возрождение не только культового здания, но и возвращение одной из значимых страниц военной истории Царского Села. По храму меня провел староста церкви Михаил Митрофанов, показав, что сделано за последние годы.

Кирасиры в русской истории

В 1780 году императрица Екатерина II основала своим указом уездный город София — она хотела создать идеальный город своего времени. Недаром вскоре здесь появился Софийский собор, похожий на собор Святой Софии в Константинополе. Так сложилось, что город, прежде всего, стал заселяться военными. Но в 1808 году императором Александром I город был упразднен, став частью Царского Села. И здесь на улицах, отходящих от Московской дороги (тогда Волконской улицы, а сейчас Парковой, первыми обосновались гусары, а затем в 1832 году прибыл Лейб-гвардии Кирасирский Его Величества полк.

Кирасирский полк — один из старейших полков России. Он был основан еще Петром I в 1702 году и назывался сначала драгунским. А во времена Анны Иоанновны, оценив значение тяжелой кавалерии в сражениях с легкой турецкой конницей, он был переформирован в Кирасирский. 27 декабря 1761 года, при вступлении Петра III на престол, он получил название Лейб-гвардии Кирасирского Его Императорского Величества полка. До 1833 года полковой праздник приходился на 9 мая — день памяти перенесения мощей святого Николая Чудотворца, а в 1833-м полковой праздник перенесли на 21 июня — день памяти святого мученика Иулиана Тарсийского. За свою двухсотлетнюю историю существования полк доблестно участвовал в Северной войне и Семилетней войне с Пруссией. Особую доблесть желтые кирасиры проявили во время Отечественной войны 1812 года и в заграничных походах русских войск.

Строительство храма

В XVIIXVIII и первой половине XIX века полки не имели своих отдельных церквей. У них были походные церкви со складными иконостасами. А также они окормлялись в церквях тех епархий, где располагались. В Царском Селе кирасирам был отведен северный придел Софийского собора. На рубеже XIX и XX веков Главный штаб армии и военное духовенство разработали положение о полковых церквях. В соответствии с этим был сделан проект церкви, довольно вместительной и в то же время экономичной для Кирасирского полка. Церковь строилась по проекту архитектора Владимира Николаевича Курицына в стиле московско-ярославских церквей XVII века. Внутренняя отделка церкви осуществлялась под руководством архитектора Сильвио Данини. Освящение места будущей церкви прошло 21 июня 1894 года — в день полкового праздника. Тогда после литургии в Софийском соборе к месту ее установки прошли крестным ходом. В 1899 году она была торжественна открыта. На открытии присутствовал император Николай II с императрицей Александрой Федоровной, освящал церковь протопресвитер Военного и морского духовенства Александр Желобовский в сослужении отца Иоанна Кронштадтского.

Вообще, кроме архитектора Курицына, многое в том, какой должна быть церковь, решал император Николай II. Ведь он был записан в шефы Кирасирского полка с 6 мая 1868 года. Кроме того что церковь была построена в честь полкового небесного покровителя Иулиана Тарсийского, она также была сооружена в память бракосочетания 14 ноября 1894 года их императорских высочеств.

Так как церковь принадлежала одному из привилегированных полков гвардии, она получилась достаточно богатой внутри. И многое в ней было внове и необычно. Недаром она создавалась для военного сословия того времени. Чтобы это осознать, надо представить Царское Село на рубеже XIX и XX веков. На территории Софии располагались стрелковые, гусарский и кирасирский полки, сводный пехотный полк, а на севере Царского Села дислоцировались части «Государевой стражи». Трудно представить в то время еще такой город, где бы на небольшом пространстве было сосредоточено столько войск. Кирасирский полк занимал площадь, ограниченную Стессельской (ныне улицей Красной звезды), Артиллерийской,  Огородной улицами и Кадетским бульваром. В то время, когда строилась Кирасирская церковь, параллельно возводились каменные казармы для кирасир взамен деревянных. Новая церковь стала центром военного городка. В ней богатейшая утварь и ризы, стоимостью более 10 тысяч рублей, были приобретены на средства полка.

Но основные средства на строительство церкви выделил купец 1-й гильдии Илья Кириллович Савинков. Он был старостой церкви Пажеского корпуса, жил в Петербурге и в Царском Селе, на Церковной улице в доме № 6. Илья Кириллович отдал на сооружение Кирасирской церкви 275 тыс. рублей — по тем временам огромную сумму. Недаром на освящении церкви император Николай II удостоил его личным разговором. 

Какой была

Церковь была выстроена пятикупольной, над главным входом в храм возведена колокольня. К колокольне примыкали два отдельных входа в виде шатровых часовен. С правой стороны находилась часовня в честь святого Николая Чудотворца, а с левой — часовня в честь святого князя Александра Невского. Церковь выстроена из красного кирпича, с двумя престолами. В нижнем этаже располагался пещерный храм. Он был освящен во имя святого Пророка Илии — небесного покровителя Ильи Савинкова. А верхний храм — в честь Иулиана Тарсийского, одного из первых мучеников христиан. Церковь стояла параллельно Кадетскому бульвару, и ее алтарь был ориентирован на юго-восток, что было сделано не случайно — чтобы как можно больше света попадало на алтарь. Он был создан на фабрике В. К. Цетлера в Мюнхене по картонам профессора Кошелева и исполнен из стеклянной мозаики, в которой лучи преломлялись, усиливая игру света. Кроме витражного иконостаса, витражи были везде — в окнах и куполе верхнего храма. Витраж с изображением Спасителя в куполе сохранялся еще до 1995 года, но потом его разбили. Потеря, как внутреннего убранства церкви, так и внешнего великолепия, произошла менее чем за 100 лет. Но если учесть, что многие церкви за это время были стерты с лица земли до основания, то состояние церкви, дошедшее до времени ее реконструкции можно назвать более-менее сносным.

Передача штандарта полка на ступенях храма в период празднования 200-летия полка
Передача штандарта полка на ступенях храма в период празднования 200-летия полка

Можно представить, какое она производила впечатление в свои лучшие времена! Здесь проходили все полковые праздники. Здесь 21 июня 1902 года торжественно отметили юбилей Кирасирского полка — на ступеньках главного входа в церковь проходило прощание со старым штандартом, по случаю вручения Николаем II нового. Кирасиры постоянно принимали участие в парадах на плацу Екатерининского дворца, где собирались до шести гвардейских полков. Кирасиры выезжали в парадной форме, на их головах красовались серебряные каски, увенчанные двуглавыми орлами, боевые кони были покрыты вальтрапами. Блестящее войско производило большое впечатление как на дипломатический корпус, так и на жителей Царского Села. Полк с первых же дней принял участие в Первой Мировой войне, теряя своих лучших воинов. 

Во времена безбожия

После революции, еще до того, как стала терять свою красоту церковь, первым прекратил свое существование Кирасирский полк — 10 декабря 1917 года был распущен.

Первое время после Октябрьской революции церковному приходу удавалось отстаивать сокровища храма. Община собирала деньги для голодающих. И средства отдавались немалые. Но участь церкви была решена. В 1924 году решением Леноблисполкома ее закрыли. И настала пора для ее расхитителей. Сначала военный городок вместе с церковью отошел 22-му Воронежскому кавалерийском полку. Известны письменные требования командира полка отдать колокола для переплавки на втулки для пулеметных тачанок, мебель для полка и так далее. В то время первыми, чего лишилась красавица-церковь, были позолоченные кресты и орлы. Их безжалостно вручную спилили. Стержни, на которые они крепились, остались как вещественные доказательства преступления и сохранились до сих пор.

Иконы в церкви были сняты и сданы в Управление Детскосельскими дворцами-музеями. А все остальное расхищалось. Во время войны на территории полка стояли испанцы. И было увезено то, что еще оставалось. После войны военный городок заняла Гвардейская артиллерийская дивизия — и тогда здесь впервые появилась охрана. Одно время в церкви был склад, а затем — производственные мастерские. К тому времени здесь уже давно не было отопления, витражей, окна были заколочены досками. В церкви повсюду скопилось много мусора.

Храм в начале 1990-х годов
Храм в начале 1990-х годов

Новая история храма

В 1987 году здание впервые признали как объект, имеющий историческую ценность. В 1992 году церковь вернули верующим, и она была приписана к Софийскому собору. Силами курсантов военно-морского училища, жителей Пушкина производилась расчистка церкви от мусора. В 1995 году здесь был отслужен молебен. Самым первым неотложным делом стало осушение храма Пророка Илии. Там стояла вода, причем по первую ступеньку крыльца, где-то сантиметров на 70. Для этого заменили старые дренажные трубы из лиственницы на новые из современных материалов. И вода впервые за многие годы отступила из храма. Опять же вода, только уже сверху, разрушила стены храма, снаружи и изнутри, ведь крыша во многих местах была нарушена. Поэтому второе, что надо было сделать как можно быстрее, — отремонтировать крышу, шатровые башенки и купола.

 

Увы, сроки по окончательному восстановлению храма все время отодвигаются — но так идет финансирование объекта. Главное, что на сегодня сделано, — ликвидированы все причины, сопутствующие разрушению храма. Фасады церкви и крыша отремонтированы. Остались внутренние работы. Конечно, их объемы колоссальны, но обнадеживает понимание, что дальше церковь не будет разрушаться.

Что уже сделано

Михаил Митрофанов на объекте чуть ли не каждый день, в отличие от представителей КГИОП, которые приезжают раз в месяц. И как он говорит, если раньше реставрация шла вяло, то с 2006 года на объекте проводится комплексная реставрация. В 2012 году на купола были подняты кресты и геральдические орлы: трехглавые под одной короной, в одной лапе — меч, в другой — скипетр, в третьей — держава. Прежде чем их водрузить, сначала разобрали и сняли старые купола, в которых вся деревянная основа сгнила. А затем были сделаны новые и покрыли их жестью.

Выполнена одна из самых дорогих работ — восстановлена облицовочная кладка из кирпича на всех фасадах церкви. Ведь старую кладку уже невозможно было обновить, настолько много было потерь и разрушений. Хотя вся церковь была построена из добротного кирпича, где каждый имел клеймо производителя, но снаружи и этот кирпич не выстоял. Новый фасадный кирпич, как и старый, для облегчения был создан с пустотами, и каждый современный кирпич стоил в среднем 500 рублей. А представляете, сколько всего кирпичей ушло на церковь! 

В пещерном храме сделано отопление, благодаря которому начинает просыхать вся церковь. Пока мы со старостой ходили по церкви, в верхнем храме велись работы по установке отопления. По требованию КГИОПа отопление и другие коммуникации должны быть сделаны за счет церкви. Дальнейшие реставрационные работы в этом году начнутся в марте-апреле, когда будет подписан план работы на год и пройдет тендер.

В настоящее время во всей церкви, в том числе и в пещерном храме, сделаны решетки в окнах, по оригинальным рисункам С. Данини. Естественно, застеклены все окна. Известно, что ранее витражи были практически везде, даже в нижних окнах были сделаны витражи из цветных стекол. Не говоря уже о среднем ярусе окон в алтарной части, где были витражи с изображениями 12 апостолов — всего там шесть полукруглых окон, по два образа на каждое. Как напоминание о витражах, сейчас в церкви в алтарной части висит фонарь из цветных стекол, созданный одной из прихожанок. 

Пока о витражах, как в алтаре, так и в самой церкви, говорить еще рано. Сегодня в церкви на всю высоту стоят леса. И первоочередная работа сейчас — это ремонт внутренних стен. В свое время стены были оштукатурены гашеной известью, но из-за того, что годами протекала крыша, штукатурка осыпалась, поэтому внутри все надо делать заново. С основания церкви остались родные лестничные ограждения. Сами лестницы пока только укрепили, но и они требуют реставрации. Около главного купола на штукатурке сохранились остатки фрески. Когда-то настенная живопись церкви была создана по картонам профессора церковной живописи Кошелева. Удивительное дело: по мере высыхания церкви, начинают все больше проявляться фрески. Так, на втором ярусе между окон стали видны изображения крестов. Над аркой алтарной части также проявились красочные пятна — остатки фресок. От знаменитого витражного иконостаса с изображениями икон и орнаментов в настоящее время осталась только железная основа в алтарной арке.

Пока в колокольне нет колоколов, а их было 12. Существует легенда, чтобы подвесить самый большой колокол, пришлось разобрать проем для его установки. Михаил Митрофанов рассказывает, что специалисты удивляются, насколько качественно и продуманно была церковь построена. Так, современные краснодеревщики поражаются цельным перилам, которые были сделаны без единого шва. А в алтарной части на подоконниках были сделаны углубления специально для сбора влаги, которые до сих пор сохранились. Из этих углублений вода затем собиралась в свинцовые трубки и выводилась за пределы здания.

Восстановление церкви было бы невозможно, если б не заинтересованные люди, которые стремятся вернуть ее к жизни. В конце 90-х годов потомки кирасиров и военных, когда-то дислоцировавшихся в Царском Селе, требовали, чтобы церковь была восстановлена. Их поддержали в КГИОП, государственные чиновники. С самого начала возрождения церкви здесь появились добровольцы, расчищающие помещения от мусора, курсанты, члены Романовского общества. Затем была создана община. И каждый ее член вносил посильный вклад. Силами прихожан создан сайт церкви, группа «ВКонтакте». Михаил Митрофанов объясняет, что в нижнем помещении будет создан музей истории церкви и Кирасирского полка. В возрождающийся храм все больше приходит верующих, на хорах проходят собрания, чаепития. Приезжают реконструкторы из Москвы. Постепенно церковь обживается. И если сначала лишь один раз в году, 4 июля, проводился молебен, то сейчас здесь еженедельно служатся молебны и панихиды. Церковь возрождается всем миром, и ее благотворное влияние все больше распространяется на окрестное пространство.

 

Марина Орлова

Оставить комментарий

Комментарии: 0