Такое важное дополнение

В моих руках распоряжение комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10 июля 2007 года с мудреным названием — «Об организации структурных подразделений в целях укрепления и развития воспитательного потенциала на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, создания творческой среды для выявления и поддержки молодых талантов». Именно с этого документа начинается история Отделения дополнительного образования детей (ОДОД) в школах Пушкинского района. Чтобы понаблюдать за развитием этой истории длиною в десятилетние, я начинаю свой маршрут с Дворца творчества Пушкинского района. Передо мною за столом — Эмма Николаевна ЮШИНА, заслуженный работник культуры, отличник народного образования, человек, стоявший у самых истоков допобразования.

Эмма Николаевна, скажите, почему все пути дополнительного образования детей ведут к вам?

— В 2013 году в результате распоряжения администрации Пушкинского района, подписанного Д. В. Берестовым, дворцу с богатым опытом работы, со своими многолетними традициями и наработками официально было поручено координировать всю работу ОДОД.  

Расскажите, что изменилось в системе дополнительного образования за 10 лет?

— Во-первых, отмечу, что первые ОДОД, как структурные подразделения именно школ, появились еще в 2005 году. Первооткрывателями стали отдаленные образовательные учреждения в поселках Лесное, Ленсоветовский и Детскосельский — школы № 297, 460 и 607. Это было оправдано и поддержано родителями. А когда в 2007 году вышло официальное распоряжение комитета по образованию, ОДОД стали открываться почти во всех школах. В настоящее время в Пушкинском районе их 27. Только две из них по тем или иным причинам не имеют отделения дополнительного образования. В настоящее время в трёх возрастных группах ОДОД занимается 9547 ребят: 3684 — дети младшего возраста (1–4 класс), 3890 — среднего (5–8 класс) и 1973 — старшего (9–11 класс). В 676 творческих объединениях работают 502 специалиста, которые занимаются с детьми по шести основным направлениям: физкультурно-спортивному, техническому, естественно-научному, художественному, социально-педагогическому, туристско-краеведческому. Важно отметить, что обучение в объединениях проводится бесплатно.

На базе Дворца за эти годы созданы методические объединения по всем этим направлениям. Отделение прикладников сейчас возглавляет М. П. Карпова, руководитель хоровых коллективов — О. Ю. Мартынова, руководитель «Зарницы» — Т. В. Костоусова, объединением театральных коллективов руководит В. И. Агафонова. Дворец творчества определяет основные направления работы методических объединений, проводит согласование производственных планов и общеобразовательных программ, консультирует педагогов по вопросам текущей деятельности, планирует общие мероприятия, конкурсы педагогического мастерства. Ежегодно в творческих коллективах проходят Дни открытых дверей, на которых каждый желающий может посетить занятия, пообщаться с руководством и педагогами, высказать свои пожелания и предложения, познакомиться с детским творчеством, получить квалифицированную информацию. Так что работы за эти 10 лет стало значительно больше. Стоит отметить, что социальными партнерами Отделения дополнительного образования в Пушкинском районе выступают Аграрный университет, ДК «Сувенир», Дом молодежи «Царскосельский», шахматный клуб им. А. А. Алехина.

Продолжая разговор с Эммой Николаевной, я поняла главное: невозможно выделить какое-то одно Отделение дополнительного образования района и лидирующее направление. Каждое из них имеет свою уникальность и индивидуальность. Каждое объединение считает себя самым важным. Взять, к примеру, театральную студию «Маска» пушкинского Дворца творчества. «Мир театра, дает возможность раскрыть талантливых детей, воздействовать на их духовный и культурный рост. Театр дает ребенку радость, возможность раскрепоститься и чувствовать себя увереннее в любой обстановке. Многие политики, звезды эстрады и шоу-бизнеса, да и просто успешные люди прошли в свое время через занятия в театральных студиях и кружках. Приобретая теоретические и практические навыки театрального мастерства, сценической речи, пластики, участвуя при этом в проведении массовых праздников и мероприятий, ребята получают большой жизненный опыт», — говорит о своем объединении Вера Ивановна Агафонова, руководитель театральной студии.

За прошедшее десятилетие во всех коллективах сформировались сплоченные команды мастеров своего дела, по-настоящему болеющих своей работой. Не зря же их воспитанники постоянно участвуют в творческих конкурсах и престижных фестивалях разного уровня. Ребята показывают результаты в спортивных состязаниях и соревнованиях по спортивно-юношескому многоборью. Работы воспитанников творческих объединений художественной направленности постоянно становятся призерами городских и районных выставок. Но не только сами дети могут показать свои способности и достижения. 

Эмма Николаевна, в прошлом году вы провели районный смотр-конкурс на лучшее отделение дополнительного образования. Много ли школ подали заявки?

— Около двадцати — пять из них стали победителями. Самые лучшие приняли участие в городском этапе в Аничковом дворце (городской Дворец творчества юных является куратором ОДОД всех районов) в двух номинациях: «Деятельность ОДОД» и «Деятельность руководителей ОДОД». Согласно распоряжению комитета по образованию Санкт-Петербурга для участия в городском (заочном) этапе подали заявки 37 Отделений дополнительного образования из 18 районов города и два Отделения, находящиеся в ведении Комитета по образованию. Из них 24 Отделения стали участниками номинации «Деятельность ОДОД», 16 руководителей — участниками номинации «Деятельность руководителей ОДОД». На заочном этапе членами жюри оценивались аналитические материалы, представленные в виде портфолио, отражающие деятельность Отделений, их результативность, эффективность управленческой деятельности руководителей.

В финал в номинации «Деятельность ОДОД» от Пушкинского района вышла гимназия № 406 (руководитель отделения дополнительного образования Л. Н. Ефименко) и лицей № 410 (руководитель А. В. Горшкова). В номинации «Деятельность руководителя ОДОД» были выдвинуты О. Б. Козлова (школа № 477) и М. К. Семакова (лицей № 408), ставшая в итоге победителем конкурса.

Поблагодарив Эмму Николаевну, я отправилась в лицей № 408, чтобы получить информацию, что называется, из первых рук — от победителя конкурса и лучшего руководителя ОДОД Пушкинского района и Санкт-Петербурга Марии Кирилловны СЕМАКОВОЙ.

На городском конкурсе вы писали эссе «Формула успеха». Как вы считаете, почему победителем стали именно вы? В чем, по-вашему, заключается успех отделения дополнительного образования?

— Знаете, мне не нужно было что-то придумывать. В эссе я просто написала все как есть. В нашем лицее ОДОД существует не на бумаге. Он реально работает. Наш директор Изабелла Ханоновна Кураченкова всегда была заинтересована в том, чтобы дети после основного учебного времени чем-то занимались, а, извините, не дурака валяли. В выборе направлений мы стараемся опираться на интересы детей. Важно сделать так, чтобы ребятам хотелось после школы чем-то заниматься. Поэтому наша главная задача — сделать дополнительное образование современным, ведь времена меняются, а с ними и потребности общества. К ним надо прислушиваться. У нас это получается за счет педагогов, которые горят своей работой. Мне кажется, что все свое свободное время они готовы проводить с ребятами.

В беседе с Эммой Николаевной, я задала ей вопрос о наиболее популярном направлении дополнительного образования и конкурентоспособности различных ОДОД. Оказалось, что лидирующее место до сих пор занимает художественное направление, а разница в дополнительном образовании школ и Дворца творчества в том, что все-таки в последнем работают квалифицированные педагоги, в то время как в школах дополнительное образование больше ведут учителя, реализующие свое хобби.

— Не могу с вами согласиться. В нашем лицее только один учитель школы ведет дополнительное образование. Все остальные — педагоги именно ОДОД. И помимо того, что все имеют педагогическое образование, они еще и специалисты своего дела. Просто дети идут туда, где им территориально удобней заниматься. К нам приходят заниматься и ребята из других школ, мы всегда им рады. Основанием для зачисления в любое объединение дополнительного образования служит заявление от родителей или законных представителей ребенка. Поэтому нет никакой конкуренции, как мне кажется.

А что касается лидерства художественного направления, это, пожалуй, так. У нас есть пластический и классический танец, хоровой коллектив и фольклорный ансамбль, театральные студии и бисероплетение, изостудия и творческая мастерская. Но кроме этого реализуются и другие направления. Например, есть объединение «Юный водитель», где ребята реально учатся водить машину, студия компьютерной графики и анимации,  киностудия, студия журналистики, которую веду я. В прошлом году с января у нас открылся спортивный клуб, куда на открытые мероприятия мы приглашаем не только родителей, но и интересных гостей. Например, игроков основного состава баскетбольного клуба «Зенит». Что касается технического направления, то его сложнее реализовывать в школах из-за отсутствия необходимого оборудования. Тем более что в нашем городе есть специализированный Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий, который занимается этим в полном объеме. Но дополнительное образование в школе хорошо тем, что все объединения взаимодействуют друг с другом. И не только объединения. Педагоги ОДОД сотрудничают с учителями, дети — с педагогами и друг с другом, педагоги — с родителями. 

Спортивный клуб лицея № 408 на Спартакиаде молодёжи допризывного возраста
Спортивный клуб лицея № 408 на Спартакиаде молодёжи допризывного возраста

Можете привести какой-нибудь пример?

— Предположим, нам надо снять фильм. Мы обращаемся в нашу «Мастерскую писателя и поэта», которая может помочь в поиске информации, подключаем наших журналистов, которые обрабатывают информацию, готовят вопросы для интервью и производят съемку. В результате у нас получается общий проект. В прошлом году мы сняли с ребятами документальный 45-минутный фильм, посвященный поэту Всеволоду Рождественскому (в лицее есть его музей — ред.). Сами снимали, монтировали, брали интервью у дочерей — Милены Всеволодовны и Татьяны Всеволодовны. Работа была интересная, дети были в восторге, увидев диск — результат своей работы. Теперь этот материал мы можем использовать на уроках литературы, истории, краеведения. Им заинтересовались учителя района и города, это приятно и важно для ребят. Или, предположим, мы готовим традиционный концерт ко Дню матери. Подключаются все объединения, взаимодействуя с воспитательной службой. Видите, отделы разные, а результат работы общий.

Кто, как правило, является педагогами допобразования — это молодые специалисты? И второй вопрос, всегда актуальный. В школах, обычно, преподают женщины. Как обстоят дела с мужчинами-педагогами в ОДОДе?

— Конечно, в ОДОДе чаще работают молодые люди. Это и хорошо. У них больше времени, энергии и энтузиазма. Но это не значит, что другие работают хуже. Я уже говорила, что все преподаватели объединений уникальны, независимо от возраста. А что касается пола, то мужчины не обделяют нас своим вниманием. У нас их шесть человек.

На этой позитивной ноте мы распрощались с Марией Кирилловной. Выходя из лицея, я вспоминала слова, сказанные Валентиной Витальевной Штерн, директором гимназии № 406, чье отделение дополнительного образования вышло на городском конкурсе в финал. Она говорит, что именно от педагогов дополнительного образования, их личного вклада, профессионализма, зависит раскрытие потенциальных возможностей воспитанников,  их многогранное развитие, что, несомненно, способствует  успешности ребенка в дальнейшей жизни. Недаром еще в пятом веке до нашей эры Сократ сказал: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

 

 

Валерия Стрелкова

Write a comment

Comments: 0