Посетители впервые увидят сани императрицы Марии Федоровны

Сани до реставрации
Сани до реставрации

В музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулись сани начала XIX века. Когда-то они находились в распоряжении императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I. Работу над редчайшим экспонатом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Поэтому сани совершили путешествие из Петербурга в Москву и обратно.

Этот предмет, находившийся в плачевном состоянии, раньше хранился в фондах. Теперь он дополнил экспозицию «Придворный экипаж» в здании бывших Дежурных конюшен. Посетители увидят исторические сани впервые.

Средства на реставрацию предмета выделило Министерство культуры РФ.

Сани после реставрации
Сани после реставрации

Двухместные «городовые» сани для троечной упряжи были изготовлены в 1807 году в мастерской известного петербургского каретника Георга Гейгера «для собственных Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны разъездов». Обновлялся экипаж в 1814 году на мастеровом конюшенном дворе.

– То, что эти сани сохранились – настоящее чудо. Очень многие их «собратья» исчезли во времени и пространстве. А вообще среди экипажей российского Императорского двора было немало двухместных саней; их часто изображали на картинах и рисунках, однако до наших дней дошел только этот образец, – говорит хранитель музейной коллекции «Кареты» Ирина Бредихина.

Сани на железных полозьях имеют спереди щит, предохраняющий ездоков от летящего из-под копыт лошадей снега; сзади, на всю ширину кузова – подножка для лакея.

Вот как они описаны в документах Придворно-конюшенной конторы, где в «Описи парадным экипажам с 1838 по 1863 год» имеют номер 116, который сохранился на внутренней стороне крышки ящика под пассажирским сидением: «Сани двухместные, внутри обиты бархатом фиолетовым, подушка со свесом того же бархата, подушка и свес обложены широким басоном тканым серебряным с шелком, и таким же шнуром, на полу под ногами и у головяжки внизу ковер шерстяной разноцветный, и сверх оного положен постельник медвежий, при них полость того же лилового бархату, обложенная сверху таким же широким басонтом, как и внутри саней, с четырьмя такими же кистями на шнурах, а снизу оной полости подложено и сверху по краям обложено бобровым мехом; для сидению кучера доска обита бархатом. У …саней слонки боковые с двумя дверьми и напереди у головяшки и сзади краснаго дерева, выкрашенные краскою черною и покрыты лаком, и в пристойных местах высеребрены; да при них пристяжка черной лакированной кожи…, две оглобли с дугою лакированные, с медными посеребренными приборами да чехол фланелевого полотна».

Прежде чем стать музейным экспонатом, сани были в распоряжении у кинематографистов – их снимали во многих картинах. Это обернулось для саней грубыми ремонтами; обивку меняли несколько раз.

Ровно год реставраторы возвращали предмету первоначальный облик.

– Самым сложным для нас стал процесс очистки поздних слоев, извлечения гвоздей – их было очень много. Обрадовались, когда под холстом обнаружили красное дерево. Тщательно подбирали краску, воссоздали утраченную бархатную полость, почти полностью утраченную, подбитую бобровым мехом – рассказывает художник-реставратор Олег Синицын.

24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII–XIX веков музей представляет на выставке «Придворный экипаж» в здании бывших Дежурных конюшен. Всего коллекция карет ГМЗ «Царское Село» включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском Императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея. Большая часть коллекции – это парадные кареты, участвовавшие в торжественных церемониях русского Двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и государства, и отвечали самым высоким требованиям каретного мастерства.

Реставрационно-исследовательское объединение «Феномен» объединяет художников-реставраторов разных специализаций из ведущих музеев Москвы для работы над большими реставрационными проектами. Квалифицированные специалисты – художники-реставраторы фирмы «Феномен» обладают талантом возвращать к жизни предметы живописи и декоративно-прикладного искусства. Компания работает с музеями и галереями Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда, Орла.

http://www.tzar.ru

Write a comment

Comments: 0