Первая в Ленинграде — навсегда в памяти

26 октября в школе № 606 на Московской улице было по-особому тепло и уютно: в ее стенах в честь 60-летнего юбилея школы-интерната № 1 встречались ее директора, учителя и выпускники. Именно здесь в 1956 году по постановлению Правительства СССР открылось первое в Ленинграде учебное заведение нового типа — школа-интернат, ставшая в 1990 году школой № 606 с углубленным изучением английского языка.

Пока выпускники и гости собирались в спортивном зале на торжественную часть, в столовой за чашкой чая по инициативе Евы Иосифовны Эскиной, директора школы с 1983 по 1989 год, проходил расширенный педсовет «Итоги работы школы-интерната № 1 за 60 лет», где мудрая «старая гвардия» вспоминала минувшие дни и делилась опытом работы с нынешними учителями.

Подробности воспитания

Школьная столовая делала атмосферу педсовета домашней и непринужденной. Здесь шутливо вспоминали и винегрет с селедкой, и запеканку, и масло на потолке… Но больше всего разговоров было не о питании, а о воспитании в школе-интернате.

Как сказала Алла Степановна Евдокимова, учитель английского языка, работающая в школе с 1983 года по нынешнее время, «интернат — это порождение событий в стране после войны». Родителям было очень трудно воспитывать детей, потому что мамы часто работали в ночные смены и были вынуждены целую неделю не видеть своих детей. Ребята приезжали из дома в понедельник и уезжали в субботу.

Ева Иосифовна Эскина выступает на «юбилейном» педсовете
Ева Иосифовна Эскина выступает на «юбилейном» педсовете

Ева Иосифовна Эскина: «Родители много работали. Времени на все остальное у них не было, поэтому они говорили учителям: “Мы вам отдали детей, вот вы ими и занимайтесь”. Мы и занимались. И воспитывали. И делали свою работу хорошо».

Именно воспитание было в школе на первом месте. Именно воспитатели были ученикам мамами и папами. Дети были очень разные, но для большинства школа-интернат была местом, в котором они чувствовали себя личностями.

Ева Иосифовна Эскина: «Если мы с вами получаем квартиру, то первое, что мы делаем, — завозим мебель. С этим проблем в интернате не было: государство выделило столько денег, что оснащение по тем временам было на высшем уровне. А вот сделать из школы помимо образовательного учреждения еще и семью — это оказалось сложно. Но коллектив был как кремень. Он стойко выдерживал все испытания: побеги и угрозы детей, потери ими одежды, смену руководителей…

В Первом интернате и учились, и жили. Именно поэтому с первых дней пришлось отработать методику проведения урока так, чтобы на самоподготовке было легче и учителям, и воспитателям. Вы сами по своим детям знаете, как сложно порой сделать с собственным ребенком домашнее задание. А когда их много?.. И со всеми надо выполнить задания по пяти предметам! Ответственность за недоученные уроки ложилась как раз на плечи воспитателей. Ребенок ни в коем случае не должен был получить двойку за домашнее задание». 

Учителя школы-интерната вспоминали, что для воспитателей был заведен журнал — «пробельная тетрадь», куда учителя записывали проблемные темы и детей, на которых нужно было обратить внимание. А воспитатели в свою очередь отмечали, кто хорошо работал на самоподготовке, а кто нет. У ребят был стимул хорошо готовиться к урокам: каждый хотел получить звание «ученик на доверии». Этого ученика на самоподготовке не проверяли, а доверяли помогать воспитателю. Кроме этого, в субботу ребятам было важно вовремя уехать домой. Если кто-то получал по какому-то предмету двойку, домой его не отпускали до тех пор, пока он не ответит урок.

Сложность воспитательной работы проявлялась не только в стенах интерната, но и за его пределами. Ежедневно после уроков между обедом и самоподготовкой детей нужно было «не только выгулять, но и что-то в голову им вложить», при этом следить, чтобы никто не сбежал (было и такое). Поэтому прогулки были тематические: «История Александровского парка», «История Екатерининского дворца», «Исторические места Пушкина» и другие. Несмотря на то, что воспитатели приходили домой в свои семьи около 9 часов вечера, они находили время, чтобы подготовиться к экскурсиям. Творчество — вот что объединяло весь педагогический состав школы-интерната № 1. Кроме этого, детей надо было накормить, намыть (горячей воды в те времена не было) и уложить спать (спальные комнаты были большие — на 15 человек). А детей, у которых ночью могла случиться оказия, чтобы никто не посмел над ними смеяться, поднимали в определенное время и провожали в туалетную комнату. Словом, учителя и воспитатели уважали каждого ученика. За это дети, в свою очередь, и любили школу-интернат № 1 всей душой.

И теперь эти дети, спустя столько лет, пришли в стены уже школы № 606, чтобы снова встретиться со своими наставниками и сказать им слова благодарности...

Выражение признательности

К 14 часам спортивный зал был заполнен до отказа. Выпускники после крепких объятий друг с другом посматривали на пустые первые ряды в зале, предназначенные для главных действующих лиц юбилея — учителей и директоров школы-интерната № 1, которые в это время поднимались на второй этаж со своего неформального педсовета.

Как только нынешний директор школы Марина Михайловна Шмулевич объявила юбилейную встречу открытой и под бурные аплодисменты пригласила в зал учителей и директоров школы-интерната, выпускники встали со своих мест. Кто-то, не сдерживая своих эмоций, кинулся обнимать своих педагогов и даже встал на колени. Атмосфера была впечатляющая и трогательная: вместе с букетами цветов учителя получали в дар настоящую искренность и детскую непосредственность. Прямо на глазах уже солидные по возрасту ученики превращались в девочек и мальчиков, преданно смотрящих в глаза своим наставникам. Марина Михайловна назвала всех присутствующих учителей и директоров школы-интерната поименно и выразила им признательность за многолетний труд, неиссякаемый энтузиазм и педагогический талант.

Теплые слова директорам школы-интерната высказал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Павлович Бочков, вручивший благодарственные письма «за многолетний добросовестный труд в деле воспитания подрастающего поколения, высокий уровень профессионализма, преданность и верность профессии учителя» Еве Иосифовне Эскиной, Любови Евгеньевне Левченко, Олегу Германовичу Травину и Виктору Нахимовичу Габриелову, который, к сожалению, не смог прийти на встречу.

Следом за ним Людмила Николаевна Северинова, почетный гражданин города Пушкина, депутат Муниципального Совета, курировавшая в свое время работу школы-интерната в лице инспектора РОНО, решением Пушкинского Муниципального Совета наградила директоров медалью «За заслуги».

Урок воспоминаний

Ни одна встреча друзей не обходится без теплых воспоминаний о самых интересных моментах жизни. На юбилее эти воспоминания прошли в форме урока с перекличкой и опросом, но прежде под звуки барабанной дроби тут же сформированная знаменная группа в лице Ирины Алексеевны Кобец, Елены Робертовны Вишняковой и Сергея Старцева внесла в зал знамя школы-интерната № 1. Все встали. Кто-то крикнул: «Пионеры, в борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!» Отдав пионерский салют, зал дружно грянул: «Всегда готовы!».

«Поднимите руки выпускники с 1956 по 1967 год, — просила на перекличке Марина Михайловна Шмулевич. — А теперь выпускники с 1968 по 1973 год». Добравшись до 1990 года, в зале насчитали 100 выпускников. Многие не смогли прийти по причине уже солидного возраста. Например, ученикам Клавдии Алексеевне Короблевой, одного из лучших воспитателей школы-интерната, уже глубоко за шестьдесят. По разным причинам не смогли прийти и некоторые учителя, но через Еву Иосифовну они передавали всем большой привет.

Ни на каком другом уроке вы бы не обнаружили столько поднятых рук, желающих «отвечать у доски». К микрофону, выстроилась большая очередь. Выпускники говорили теплые слова в адрес учителей, вспоминали походы и курьезные моменты, благодарили школу за то, что она подарила им будущих супругов, говорили о преемственности поколений. Под руководством школьного учителя музыки Надежды Николаевны Токачировой импровизированным хором пели старые песни и читали стихи собственного сочинения: 

Быть школьником легко ли? Мне думается, нет.

Кто долго не был в школе, мой не поймет ответ.

Нагрузок много сразу теперь как никогда.

Их больше в два-три раза, чем в прошлые года… 

Вместе с веселыми моментами жизни интерната вспоминали и грустные: 48 педагогов не дожили до этого 60-летнего юбилея, навсегда оставив свои имена в памяти учеников…

 Но жизнь продолжается! «Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова» — звучало в колонках в конце юбилея. Под эти оптимистичные слова ученики покидали спортивный зал школы вместе со своими любимыми учителями. Они выходили из зала, обещая крепить семейную традицию: многие, окончив школу-интернат № 1, привели сюда своих детей, и обещали, что внуки и правнуки обязательно будут учиться в стенах школы на Московской улице, продолжающей традиции достойного воспитания и образования.

                                                                Валерия Стрелкова, фото Валерия Мухера

Write a comment

Comments: 0