Одна из проводников в прекрасное

Каждый год музей-заповедник «Царское Село» посещают более трех миллионов человек. Больше всего посетителей, конечно, устремляются в Екатерининский дворец, чтобы посмотреть восьмое чудо света — Янтарную комнату. И всегда их встречает экскурсовод. В музее-заповеднике их 25, одна из них — героиня нашего рассказа Наталия Васильевна Харитонова.

Наталия родилась весной в Ленинграде, и этим обстоятельством, что именно в Ленинграде, она всегда гордилась. Отец работал ведущим инженером на оборонном предприятии «Арсенал», за свою трудовую деятельность оформил множество патентов и рационализаторских предложений. Имея инженерный склад ума, он надеялся, что единственная дочь пойдет в него. Действительно, Наталия поступила и окончила Ленинградский электротехнический институт, получив специальность инженера. Но вот незадача — все время ее тянуло куда-то в гуманитарное русло. На первых курсах института ходила вместе с другими ребятами в Музей истории Ленинграда. Там давали методику проведения экскурсий. Зачем ходила? Наталия говорит: «Живя в таком красивом городе, невозможно его не любить и не интересоваться им».  В то время издавалась серия книг «Зодчие нашего города», и, купив очередную, она ее штудировала, чтобы создать свою экскурсию.

Некоторое время после института Наталия работала экономистом — но как это было скучно: цифры, цифры, цифры... Администратором в гостинице «Астория» было работать интереснее. Вышла замуж и уехала вместе с мужем Александром в Тверь. Он служил там военным врачом. А в 2003 году мужа перевели в Пушкин начальником медицинской службы базы Военного инженерного технического университета, дали квартиру в Пушкине. И, наконец, у Наталии появилась возможность для исполнения своей мечты — заниматься любимым делом. 

Городницкий, Цискаридзе и другие

Поэтому ее приход на курсы экскурсоводов в феврале 2005 года был закономерным и естественным. Она помнит, как на первых занятиях курсов начальник экскурсионно-методического отдела музея Наталья Сергеевна Жукова и сказала: «Какие Вы счастливые, что будете узнавать и познавать дворец».  И действительно, лекции хранителя по фарфору Н. С. Григорович, Маргариты Николаевны Рындиной, а также наставления и добрые советы опытных экскурсоводов: Галины Васильевны Квасковой, Ольги Григорьевны Щербановской, Любовь Афанасьевны Щербаковой надолго запомнились Наталии. Все это помогло ей органично войти в профессию.

Чего только не было за прошедшие годы в жизни экскурсовода Наталии Харитоновой! Сколько приятных встреч, знакомств и впечатлений! Но все же вхождение в профессию было не таким простым. В течение полугода она даже занималась постановкой дыхания с профессиональной певицей. И, вообще, как она объясняет, в профессии экскурсовода надо постоянно развиваться и расти. Поэтому даже на отдыхе, где-то далеко от Екатерининского дворца, вдруг придет на ум какая-то фраза, какой-то эпизод, который надо включить в экскурсию. Можно подумать, что, имея еще семью с двумя детьми, Наталия никогда не отдыхает. Но как раз домашние дела она считает отдыхом, ведь это для нее смена деятельности. Восстановиться ей помогают прогулки с мужем по паркам. Еще она любит встречаться с друзьями по институту, причем на встречи приходят с уже подросшими детьми.

Работает Наталия с нашими соотечественниками, в последнее время во дворец приезжает множество групп китайских туристов. Хорошие воспоминания остаются от общения с известными людьми. Показывала Наталия дворец Георгию Александровичу Серову, внуку Валентина Серова. Он архитектор, несмотря на солидный возраст, проявлял живой интерес с профессиональной точки зрения. Наш известный бард Александр Городницкий произвел впечатление очень вдумчивого, серьезного человека. Он увидел множество деталей, расспросил, кажется, почти обо всем и, удивительное дело, даже заставил посмотреть на Екатерининский дворец несколько с другой стороны. Запомнился и ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе. С ним приятно было идти по парадным залам — высокий, красивый, подтянутый, интересующийся и много знающий. Удивительный собеседник.

Вообще, как знаменитые, так и обычные люди неизменно восхищаются и удивляются красотой Большого зала, Антикамер, Золотой анфилады. Иногда такое восхищение бывает слишком непосредственным, и среди оценок слово «охренеть» — самое безобидное.

Бывали с Наталией и такие истории. Например, вроде бы уже рассказала о том, что Золотая анфилада украшена позолоченной деревянной резьбой, а экскурсанты, будто не слыша, а что это: золото или папье-маше. Здесь, объясняет Наталия, надо понимать, что люди приехали издалека, с дворцом незнакомы и, оказавшись в нем, получают такую порцию адреналина, что сразу мозг отказывается усваивать информацию. Поэтому экскурсоводу следует быть терпеливыми, еще раз объяснить. Бывает и так, что забыла сказать в экскурсии, к примеру, что печи отделаны плиткой, расписанной синей кобальтовой краской, а в конце  зададут про это вопрос. Значит, действительно, важную информацию выпустила.

В образе императрицы Елизаветы П етровны
В образе императрицы Елизаветы П етровны

Хозяйка медной горы

Большим подарком в профессиональной судьбе Наталии стало сотрудничество с Детским центром музея-заповедника. Как только он был создан, его руководитель Ольга Щевелева, посмотрев на Наталию, ответствовала: «Ты очень похожа на императрицу Елизавету Петровну, ее и будешь». Специально для нее и другой «императрицы» Ларисы Александровны Бояркиной были сшиты костюмы: парадное платье на пышном кринолине, расшитое стразами, имитирующими бриллианты, подобраны аксессуары. В это платье Наталия облачается, когда дети приходят в Екатерининский дворец. Иногда в ней она изображает фею. Был случай, когда пятилетние мальчишки пришли во дворец, Наталья,  пытаясь втянуть их в интерактив, задавала наводящие вопросы, на кого, по их мнению,  она похожа. А те все упорно отвечали: богатыри, да и богатыри, вместо — феи. Окончательно Наталию сразил один из них, который с интересом заглядывая в Большой зал,  мечтательно спросил, успев рассмотреть его краем глаза: «Прынцесса, а прынцесса, а мы туда пойдем?»

Ольга Щевелева разрабатывает различные интересные детские программы, которые погружают в ту или иную эпоху. Так, в Агатовых комнатах Наталия по сценарию играет Хозяйку медной горы. А в полукруглом здании бывших Дежурных конюшен, где открыта экспозиция «Придворный экипаж 18 – начала 20 века», выступает в качестве путешествующей дамы. По этому случаю ей сшили специальную накидку с прорезями для рукавов и длинную юбку в пол, и непременное дополнение того времени — шляпу. «Дама» рассказывает и показывает на чем в XVIII, XIX столетиях путешествовали, что с собой брали в поездку. Нередко нагружали повозку доверху, где было и постельное белье, и самовар, и обеденные принадлежности. А «гувернанткой» Наталия Харитонова работала в Александровском дворце, пока он не был закрыт на реставрацию. Здесь она рассказывала, как царская семья последнего российского императора проживала во дворце, как воспитывались дети, учились. Что удивительно, царские дети были загружены больше, чем нынешняя молодежь. Вставали они рано, уроки проходили почти каждый день. А каникулы у великих княжон и князей были короткие — всего-то две недели летом.

Музей-заповедник  осуществляет и благотворительные акции. Так традиционно, по осени, в Белой башне проводится праздник для детей с ограниченными возможностями. Они сажают около башни крокусы, чтобы получить специю шафран. А Хозяйка Белой башни устраивает настоящее чаепитие, в благодарность за работу дарит бумажные крокусы, в которых спрятаны конфеты. По весне же  можно полюбоваться настоящими выросшими крокусами.

Огромное удовольствие приносит Наталии и работа в летний период во вновь открывающихся павильонах. Как будто в сказку попадают экскурсанты в павильоне Эрмитаж, восхищаясь подъемными механизмами, при помощи которых поднимаются и опускаются столы, а также блюда. В этом году впервые открылся Арсенал, в ночь музеев Наталия проводила там экскурсии. В какой-то момент поймала себя на мысли, что словно перенеслась в XIX век. Помогли создать экскурсию по экспозиции Арсенала научные сотрудники музея, особенно начальник военно-исторического отдела Георгий Эдишерович Введенский. «После его рассказов, просто невозможно подготовить плохую экскурсию», — считает Наталия.

Утро с Захаржевским

Коллектив экскурсоводов большой и дружный, все натуры творческие. В числе 25 экскурсоводов музея-заповедника есть трое молодых людей, что вносит элемент мужественности в коллектив. За счет этого он получается более гармоничным. У каждого экскурсовода своя авторская экскурсия, которая варьируется в зависимости от состава группы. Может быть, кому-то кажется, что нет ничего сложного, чтобы быть экскурсоводом. Но это совсем не так... Почти каждый год в музее организуют курсы экскурсоводов, их посещают человек 30, а остаются работать единицы. Самый сложный период в работе экскурсовода — лето. К слову сказать, у экскурсоводов не бывает отпуска в высокий сезон. Тогда в день дворец посещает от 12 до 15 тысячи человек. Люди, простоявшие в очереди не один час, попадают во дворец, порой, не в радужном настроении. И тогда весь удар приходится на экскурсовода. Наталия говорит, что надо успокоить  людей, настроить на встречу с прекрасным: «Непременно все посмотрим и увидим». И когда экскурсовод выходит на анфиладу, то работает не только на себя, но и смотрит, кто идет впереди, а кто сзади. «Работаем в связки, как альпинисты», — шутит она. И все же дворец, если и забирает много энергии, то и отдает немало. Каждое утро Наталия проходит через служебный вход и «здоровается» с генерал-губернатором Яковом Васильевичем Захаржевским — там стоит его бюст. Как говорит Наталия — после обменами любезностями день непременно будет успешный. А как приятно, когда идет отдача от людей. Они задают вопросы, благодарят экскурсовода, надеются, что приедут снова, чтобы еще раз увидеть эту потрясшую красоту.

Наталия Васильевна — одна из многих экскурсоводов музея-заповедника, но у нее был свой путь в эту профессию. Ее судьба, как профессиональная, так и жизненная, индивидуальна. Из таких судеб складывается коллектив экскурсоводов музея-заповедника — радеющих за любимое дело подвижников.

                                                                                       Марина Орлова

                                                                           Фото автора и из архива Наталии Харитоновой

 

  

Write a comment

Comments: 0