Женщина, которая не устала мечтать

Если вы попадете на открытие выставки в музей истории Тярлево или посетите праздник поселка, то непременно среди организаторов встретитесь с депутатом муниципального образования поселка Ольгой Ивановной МОРОЗОВОЙ. Она всегда в гуще событий, чтобы ни случилось в поселке. А встретившись с ней для более обстоятельного разговора, я узнала, что она была у истоков женского предпринимательства в Санкт-Петербурге еще в 90-е годы.

Как же сложилось, что вы стали первой предпринимательницей в Ленинграде по пошиву одежды? Не страшно ли было пускаться по волнам в свободное плавание?

— Страшно, но на тот период это было лучшим решением из сложившихся обстоятельств. Я выросла в советское время, была активной пионеркой, комсомолкой. Переживала и гордилась, когда вся страна строила БАМ, собирала посылки обездоленным детям в Никарагуа. И с детства очень любила шить, сначала обшила всех своих кукол. С 15 лет уже принимала заказы от взрослых. В середине 70-х годов ничего приличного из одежды в магазинах было не достать. Не удивительно, что ко мне с просьбами приходили соседки со всей улицы. После школы я училась в Мухинском училище, и как раз в это время умудрилась выйти замуж, развестись и остаться с маленькой дочкой на руках. Пошла работать в знаменитое ателье на Невском проспекте, тогда его в городе называли «Смерть мужьям». Там я поняла, что способна на большее. Быстро сделаю заказ, а дальше, что делать? Плевать в потолок мне было скучно. Решила сама организовать ателье по пошиву одежды. Бог миловал, что мне коллеги даже не завидовали, а только отговаривали, зачем тебе такие хлопоты. Но мечтала я не на пустом месте, так как в 1988 году продемонстрировала свою коллекцию свадебных платьев в Ленинградском доме моделей одежды, получившую высокое одобрение профессионалов. И в 1991 году, когда страна с прежним укладом жизни развалилась, я одна из первых женщин в Ленинграде, а может и первая, зарегистрировала предприятие по пошиву одежды. И назвала его — «Принцесса Анна». Анной звали мою дочь, а девушки, одетые в мои платья, выглядели принцессами, не иначе.

Все это похоже на сказку.

— Со стороны, наверное, так и было. Но на самом деле, конечно, за этим стоял труд. И зарегистрировать предприятие, как оказалось потом, было самым легким делом. Кроме свадебных платьев, я шила костюмы для своей дочери и ее подруг, все они танцевали в ансамбле «Ренессанс». Это были реплики на исторические костюмы. Таким образом, появились исторические костюмы для взрослых. В то время свадебные платья были похожи одно на другое — из гипюра, без задумок. Изделия же нашей мастерской были необычны и индивидуальны. В  них использовались искусственные цветы, ручные вышивки, бисер. Помню, за материалами, за белыми молниями ездила в Таллинн. Накупила партию чешских бус для отделки платьев. Чтобы напитаться идеями, пересматривала старинные книги, журналы мод. Отгадайте, что это за цвет: «лягушки, упавшей в обморок»? Не удивляйтесь —  был такой цвет в старину. Это бледно-лиловый, но не совсем. Мои платья были дорогие, но тогда мы выпускали всего четыре таких платья в месяц. А надо было платить за аренду помещения на фабрике «Рабочий», а затем платить зарплату швеям. Сначала их было трое, а потом стало 30 человек. 

В то время у меня уже был свадебный салон во Дворце бракосочетания на Петровской набережной. Однажды пришли залетные бандиты, спросили денег, а я продемонстрировала пустой сейф, предложив расплатиться платьями. Они, озадаченные, ушли. Всю выручку я пускала в оборот, в развитие предприятия. А успехи были. С 1993 года все красавицы конкурса красоты Санкт-Петербурга были одеты в мои платья. Я участвовала со своими платьями в различных конкурсах, каждый раз завоевывая награды. Принимала участие в 850-летнем юбилее Москвы. При мэре Собчаке, когда в моду вошли балы, здесь пришла очередь моим историческим нарядам завоевывать призвание. В начале 2000-х годов я переехала в Тярлево, здесь мне удалось купить небольшой дом. Стала сотрудничать с Павловским дворцом. Тогда девушки-экскурсоводы из школы искусств музея-заповедника проводили экскурсии в костюмах, созданных в моей мастерской. Одно дело, когда девушка ведет экскурсию в простом платье, другое дело, когда в историческом костюме, соответствующем эпохе императрицы Марии Федоровны. Совсем другое ощущение!

Ваши успехи были как-то отмечены?

— В 2000 году впервые проводили в Санкт-Петербурге конкурс «Женщина года». И я стала лауреатом этого конкурса в номинации «Женщина и бизнес».

Вы занимались еще и благотворительностью, не так ли?

— Были и спонсорские проекты. Начиная с упомянутого уже ансамбля «Ренессанс», для которого я шила костюмы бесплатно. Кроме того, я вместе со своими питомцами, собаками, выступала с представлениями в детских домах, дарила костюмы и туда. Дома у нас всегда было много животных: две-три собаки, кошки, канарейки. Что касается салона, то когда дворец на Петровской набережной понадобился для полпредства президента, мне пришлось переместиться в ЗАГС Московского района. Там в 2003 году кроме салона я открыла Музей петербургской свадьбы. Посещения в музее были бесплатные, я сама проводила в нем экскурсии.

А зачем вам понадобился музей?

— Скорее, не зачем, а почему. Меня всю жизнь интересовала история, было интересно, как люди раньше жили, как женились. Особенно меня увлекала эпоха Екатерины II. Там женщины ходили в пышных кринолинах. А заинтересовавшись свадебными платьями, интерес пошел дальше, к свадебным обрядам, к бытовым подробностям. В музее были собраны вещи, начиная с середины 19-го века. Экспонаты свои я искала в комиссионках, приносили знакомые, узнав о моей страсти. В музее можно было увидеть старинные документы. Интересный факт, что до революции жену записывали в свидетельство о рождении мужа, таким образом, своего документа у жены не было. В музее, помимо свадебных костюмов жениха и невесты, были представлены во множестве аксессуары, сопутствующие этому знаменательному событию. Перчатки, туфельки, портмоне конца 19-го века. Экспонировались материалы по свадьбам военного времени. Даже во время блокады и то справляли свадьбы. Известен случай, когда артист Сергей Филиппов пришел на свадьбу к своим друзьям-художникам. А увидев на столе курицу и другие яства, упал в обморок, очнувшись, с сожалением узнал, что эти аппетитные штучки были нарисованы.

Но ваш музей в результате был закрыт, насколько я знаю.

— Увы, музей закрыли в 2006 году, после того, как ЗАГСы перешли из районного подчинения в городское. Тогда даже была развернута кампания в прессе в защиту музея, но все это было бесполезно. Пришлось все экспонаты мне забрать домой. Кроме музея, у меня было еще одно детище — журнал «Петербургская свадьба». Он до сих пор существует. Долгие годы я была в нем главным редактором, только в последнее время отошла от его руководства, переключившись на другие проекты.

И какие это проекты?

— Переехав в Тярлево, я стала активно участвовать в его общественной и культурной жизни. В 2013 году была одним из организаторов творческо-краеведческого клуба «Тярлево». В нашем клубе в настоящее время существует множество кружков, как для детей, так и для взрослых. Их оплачивает муниципальный совет поселка. Каждую субботу я веду с взрослыми кружок лоскутного шитья. А краевед Ольга Гончарова, моя близкая подруга и единомышленница, — кружок по краеведению. Она пишет статьи по истории поселка Тярлево. Нам, жителям Тярлево, есть чем гордиться. Поселок имеет древнюю историю, на его территории сохранились уникальные историко-культурные объекты: Спасо-Преображенский храм, молочная ферма, Круговая улица, созданная по проекту Карла Росси. Здесь жил в свое время купец Муравьев, который стал впоследствии Серафимом Вырицким.

И самое главное, что вы стали одним из организаторов музея истории Тярлево.

— Музей был организован в 2015 году. И он стал поистине народным, многие жители нашего поселка принесли семейные документы, книги, вещи. А начался музей с вещей писательницы Ольги Форш, которая когда-то жила в летний период в Тярлево. А в последние годы здесь постоянно жила ее внучка — Ольга Дмитриевна Форш. И она-то и подарила мемориальные предметы: полку, кресло, книги, принадлежавшие ее бабушке. Я поняла, что это все можно представить в музее. Благодаря жителям Тярлево, которые сами пишут историю, мы знаем, например, что у нас жила знаменитая высотница Лидия Михайловна Иванова, которая стала прототипом героини фильма «Высота». За годы своей трудовой деятельности электросварщицей она объездила всю страну, побывала и за границей. Она отработала в Болгарии на строительстве химкомбината и ТЭЦ «Марица-3» в Димитровграде. Многих болгарских девушек она обучила огненному шитью электросваркой. И сейчас над химкомбинатом возвышается 80-метровая башня из нержавеющей стали. Ее сварила девушка из Ленинграда. Это ажурное строение так до сих пор и называется — башня Лиды. Кстати, эпизод в фильме с танцем на доске на высоте — невыдуманная история. Когда-то Лидия Михайловна так и танцевала под небесами.

В экспозиции музея есть письма с фронта жителя Тярлево Сергея Михайловича Довгалюка своей жене Елизавете Матвеевне. Это бесценные реликвии того времени. Лейтенант Довгалюк погиб под Ропшей при прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года, похоронен там же, в братской могиле. А с  начала войны он послал множество писем любимой жене и детям. Написаны письма мелким убористым почерком, где карандашом, где чернилами, на листах тетради, блокнота, на бланке; некоторые письма пожелтели, поистрепались. За скупыми строчками встает образ мужественного человека, патриота своей страны. А сколько нежности, заботы и любви к жене и детям!

В последние два года на деньги жителей Тярлево разрабатывается сайт: tyarlevo-club.ru Рекомендую читателям журнала познакомиться с ним.

Вы сами ведете экскурсии в музее, а также по поселку. Недавно дети с родителями побывали в самом, пожалуй, знаменитом и, вместе с тем, неизвестном здании Тярлево — на молочной ферме императрицы Марии Федоровны.

— Весной этого года благодаря сотруднику Русского музея Маргариты Дворянкиной мы, наконец, побывали внутри молочного павильона на Нововестинской улице. Все дело в том, что молочный павильон отреставрировали еще в 2008 году, и уже фасады его облупились, так как он никак не эксплуатируется. Хорошо, что хоть некоторые жители поселка воочию увидели, что там сейчас находится. А там восстановлена старинная дубовая лестница, ведущая на второй этаж. В восьмиугольном зале мы, я и Ольга Гончарова, встречали детей, поили их молоком, после чего они там танцевали. В платье своей работы я изображала императрицу Марию Федоровну. Мечтаю теперь организовать экскурсию для взрослых на ферму.

Экскурсии по поселку, в основном, у нас проводит подвижник-экскурсовод Ольга Гончарова. В настоящее время удалось издать сборник ее песен. Она, кстати,  написала и музыку замечательного гимна поселка Тярлево на слова Элеоноры Флегонтовой.

Хотелось бы отметить, что наши инициативы всегда находят отклик у депутатов муниципального  совета, ведь я сама являюсь одной из них, и в администрации Пушкинского района. Так, депутаты выделили средства на витрины, стеллажи для музея. В настоящее время решается вопрос о выделении помещения под музей на Московской улице в здании бывшей амбулатории. 

Если говорить о моей работе как депутата, то наша команда муниципалов озабочена тем, что негде организовывать большие праздники. Когда-то нам разрешали проводить Дни поселка, различные мероприятия на окраине Павловского парка, теперь — нельзя. А места возле ресторана Uno cafe немного, поэтому там можно провести небольшие детские мероприятия, и это все. Надо приводить в порядок Певческое поле с тем, чтобы использовать его для этих целей.

Дочь Ольги Морозовой Анна в свадебном платье фирмы «Принцесса Анна»
Дочь Ольги Морозовой Анна в свадебном платье фирмы «Принцесса Анна»

У вас очень интересная сложилась жизнь, да и сейчас вы заняты общественными делами. О чем вы мечтаете, в чем-либо нуждаетесь? Мне кажется, что, начиная многие проекты с нуля и помогая многим, вы сами заслужили какой-то помощи, не так ли?

—  Мне предлагали место под музей «Петербургская свадьба» в Красносельском районе, но туда из Тярлева не наездишься. Поэтому, уже не рассчитывая на помощь чиновников, я возле своего дома прикупила еще один участок, на котором строю дом специально под музей. Также у меня есть коллекция кукол, которая составляет более 300 штук, которые где-то хочется экспонировать.

А пока я выступаю с рассказами о свадьбе на петербургском радио. Живу музеем истории поселка Тярлево. И мечтаю о том, чтобы мои интересы не убывали, а только увеличивались. Пока они есть, человек живет!

                                                                                       Беседовала Марина Орлова

 

 

Write a comment

Comments: 0