Закулисье для зрителя

В  небольшом Доме культуры поселка Александровская живет удивительная театральная семья — театр-студия «Закулисье». Это молодой творческий коллектив, который на протяжении четырех лет создает необычные, интересные, порой даже экспериментальные постановки, которые покоряют своей искренностью. 

Об закулисной и сценической жизни театра-студии мы поговорили с директором и заведующей культмассовым отделом Александровского Дома культуры Анатолием ТРУХИНЫМ и Ириной НИКИТЮК.

В феврале театру-студии «Закулисье» исполнится 5 лет. Как коллектив начал свой пятый театральный сезон?

И. Н.: Пятый сезон начался для нас сразу с конкурсного показа. Летом мы прошли отбор на Всероссийский фестиваль любительских театров «Невские театральные встречи», который проходил в Санкт-Петербурге с 22 по 26 сентября. География участников была достаточно обширной: в наш город приехали коллективы из Уфы, Коми, Рязанской области, Смоленской области, Московской области, Мурманской области. Санкт-Петербург на конкуре представляли 5 театров, работающих в совершенно различных форматах.  В целом у этого фестиваля очень высокий образовательный потенциал. Разборы спектаклей проводили специалисты высочайшего класса в разных областях театрального искусства: актер театра  и кино Евгений Ганелин, театровед Елена Брун, режиссер «Радио Россия» Галина Дмитриенко, руководитель курса актерского мастерства в РГИСИ Сергей Бызгу, театральный критик Татьяна Джурова, театральный критик Александр Платунов и другие. В программу фестиваля для участников входили также мастер-классы по пластике, сценической речи, актерскому мастерству, творческие встречи с представителями петербургского театрального мира. На закрытии фестиваля не только были подведены итоги конкурсной программы, но и состоялась конференция по проблемам любительского театра сегодня — это уникальный опыт.  Наш спектакль «Были люди» по повести Василя Быкова «Сотников» стал лауреатом первой степени, были также отмечены отдельные актерские работы — для нас это очень значимый результат и отличный старт сезона.

Расскажите, как началась история театра-студии «Закулисье»?

И. Н.: Все началась в 2012 году, когда у нас появилась идея создать театральную студию в Александровском Доме культуры. Мы еще не представляли точно, в каком она будет виде. Первым руководителем был Александр Скворцов, на занятия к которому приходили студенты из Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Стоит сказать, что поселок Александровская — это своеобразное место. Летом на каникулы сюда приезжает очень много детей. Мы подумали, что будет здорово поставить для них спектакль. Но к лету у студентов закончился учебный год, студию отпустили на каникулы, поэтому мы вынуждены были искать актеров среди своих знакомых. Первым спектаклем, с участием местных детей, стали «Приключения Незнайки», вторым — современная версия по «Гарри Поттеру». Тогда, летом 2012 года, все началось как-то незатейливо, казалось бы, на уровне шутки, детского развлечения. Именно тогда сложился первый костяк из нескольких человек, которым стало интересно делать что-то на сцене, и уже с ними осенью мы задумались над тем, чтобы поставить спектакль для взрослых. Так началась работа над спектаклем «Пролетая над гнездом кукушки». 

Как появилось это название — «Закулисье»?

И. Н.: После постановки детского спектакля нас пригласили на городской смотр любительских коллективов. Поскольку в заявке нужно было указать название театра-студии, мы, недолго думая, окрестили его «Закулисье». А теперь мы уже сроднились с этим названием и не думаем его менять.

В вашей студии все, включая вас, руководителей, являются любителями. Как складывалась лично ваша театральная история?

А. Т.: Мы с Ириной уже давно работаем постановочным дуэтом. Начинали в ЛГУ им. А. С. Пушкина, где занимались воспитательной, внеучебной работой со студентами. Тогда все время уходило на разработку концертных, творческих программ, в которых мы использовали театральные элементы. У нас был очень хороший режиссер — Александр Алексеевич Маслов, у которого мы научились многим вещам. На конкурсе «Мисс ЛГУ» всегда выделяли большой театральный блок, на котором участницы примеряли на себя различные литературные образы. Начиная с 2005 года, мы ежегодно принимали участие в Царскосельском карнавале на Дне города Пушкина, ставили выступления колонн. Сейчас вспомнить все номера и программы, которые мы сделали вместе, сложно, мы никогда не занимались подсчетом их количества. Думаю, те пять-шесть лет, которые провели в ЛГУ, стали дня нас неплохой школой. Мы никогда не предполагали, что будем ставить полноценные спектакли. Наверное, так сложились звезды, и весь накопленный предыдущий опыт был для этого нужен. На данном этапе, путешествуя по театральным фестивалям, понимаем, что тоже учимся: смотрим, что делают коллеги, участвуем в обсуждениях спектаклей с профессионалами.  

Вы сами учились в ЛГУ?

А. Т.: Да, мы оба его окончили. У меня специальности — история и иностранный язык, у Ирины — английская и немецкая филология.

Как вы сочетаете административную и творческую работу?

А. Т.: Вопрос, скорее, ко мне. До 5–6 часов вечера я директор, а дальше есть время заниматься чем-то еще.

Спектакли вы ставите вместе?

И. Н.: Да, вместе. Конфликтов не возникало.

А. Т.: Если вдруг у нас возникнет потребность разделиться, мы поставим два отдельных спектакля.  

На сайте театра-студии написано, что «Закулисье» — коллективное творчество. То есть и сами актеры принимают участие в постановке?

И. Н.: Сначала мы выбираем произведение, работаем с текстом, готовим его к непосредственному воплощению на сцене. Как правило, мы озвучиваем ребятам какую-то задачу, в рамках которой они могут импровизировать, искать, предлагать. У нас может быть совместный подбор музыки, работа над костюмами. Жесткая диктатура с нашей стороны присутствует, но, скорее, в организационных моментах, ведь у нас большой коллектив.

А. Т.: В творческом плане у нас свободная, демократичная атмосфера. Когда мы сделали первый спектакль, поняли, что все получилось, и зрителям понравилось. Тогда перед нами стояла новая задача — второй спектакль: нужно было доказать себе и всем остальным, что мы можем что-то еще. В это время в ДК начался ремонт, работать было невозможно, поэтому мы пытались в течение 2013 года путешествовать по разным площадкам. Мы понимали, что в таком режиме поставить целостное произведение не сможем, просто не хватит репетиционного времени. Придумали такой вариант, как «Страница №»: предложили каждому актеру выбрать фрагмент прозы или поэзии, близкий ему. Сделали некое литературное путешествие, во время которого возникают разные эпизоды русской литературы, между ними появляются какие-то переклички. Это очень свободная форма: шесть раз показывали и все шесть раз делали по-разному. Получился яркий концерт, в котором наши актеры пытаются классические вещи делать оригинально.

Спектакли «Пролетая над гнездом кукушки» и «Были люди» основаны на прозе — не драматической основе. Почему вы не используете готовую пьесу, а тяготеете именно к такому пути — инсценировке прозаических произведений?

А. Т.: Все наши пять спектаклей, кроме «Страницы №», основаны на прозе. Многие спрашивали нас об этом. На фестивале в Германии председатель жюри режиссер Мек Беков рекомендовал нам в следующий раз привезти спектакль по пьесе, поскольку понимает как нам трудно, и советовал не усложнять себе работу.

И. Н.: Есть несколько причин, по которым мы неоднократно выбирали прозу. Для хорошего спектакля нужна история, которая, прежде всего, нравится нам, поэтому выбор мы делали, в первую очередь на основе собственных литературных пристрастий. Кроме того, у нас очень большая труппа. Для того чтобы людям было здесь интересно, им нужно играть. Далеко не во всех пьесах есть большой набор персонажей. Выбирая прозу, мы можем дать человеку хотя бы эпизодическую роль, придумать, как ее решить в общей канве спектакля. Нам интересно взять ту литературную базу, которую автор закладывает в прозаическое произведение, постараться преподнести через атмосферу, которую создадим, вытащить какой-то дополнительный смысл. Понятно, что мы не делаем все произведение, а работаем над своей авторской инсценировкой, но это всегда — отдельный процесс, который приносит удовольствие: ты сидишь с этим текстом, читаешь, его читают актеры, потом получают инсценировку и снова перечитывают. Они не ограничены тем определением роли, которое оставлено в сценарии, и всегда могут обратиться к первоисточнику. 

А. Т.: Ирина сейчас написала методическое пособие «Инсценирование прозы в любительском театре», где доступным языком изложила наш опыт работы. Его хорошо приняли в Петербургском Доме народного творчества, возможно, опубликуют. 

На этот год планируете новые постановки?

А.Т.:  В этом году мы попробуем поставить пьесу  «Билокси блюз»,  написанную Нилом Саймоном в 1985 году.  Действие происходит во время Второй Мировой войны: шесть американских парней проходят учебку перед отправкой на Западный фронт. Это армейская история, очень человечная и правильная. Мы пока можем позволить себе ее поставить – у нас много молодых людей в коллективе.  Надеемся, что все сложится. Премьера намечена на конец ноября.

К слову о ваших актерах. Были ли среди них  «театральные открытия», настоящие раскрытия таланта?

И.Н.: Наверное, нам повезло. К нам изначально приходят талантливые люди.  Ребятам, которые здесь задерживаются, театр действительно нужен. Они готовы чем-то жертвовать: прибегать сюда после работы, чуть меньше времени уделять своей семье, уехать на недельный фестиваль. Здесь нет случайных людей. Конечно, у тех, кто пришел в 2012 году больше опыта, более заметен прогресс во всем: как человек держится на сцене, как подает текст, как быстро адаптируется и  входит в задачу, как работает с партнером.

Можно ли определить среди актеров ведущих?

А.Т.: Мы затрудняемся сказать. Наверно, нет. Есть просто те, кто готов тратить на это больше времени. У нас очень много семейных людей и кто-то сам отказывается от участия в спектакле, если физически не успевает приезжать на репетиции.

В основном это молодежный коллектив?

И.Н.: На сегодняшний день основная часть нашего коллектива - работающая молодежь.

А.Т.: Но мы всегда открыты, ждем новых людей, ждем и студентов.

Есть ли среди актеров  жители поселка?

А.Т.: Есть.  Многие приезжают из Пушкина, Санкт-Петербурга. Один из актеров готов несколько раз в неделю преодолевать расстояние от Александровской до Девяткино.

Какая вместимость вашего зала?

А.Т.: Зал рассчитан на 70 человек. Бывает, что доставляем стулья. Поначалу жителей Александровской было сложно заманить в Дом Культуры на любые мероприятия. Сейчас они уже заранее спрашивают о спектаклях и концертах, просят звонить и приглашать, покупают билеты.

А после ремонта не удалось расширить площадь?

А.Т.: Что-то кардинально  здесь поменять невозможно. Это  типовой советский проект, причем  южный. Такие Дома, в основном, строили в Ростове, Краснодаре. Наш Дом Культуры построен в 1969 году.

С какими еще трудностями вам приходится сталкиваться во время рабочего процесса, при подготовке спектаклей?

И.Н.: Это даже не трудности. Правильнее сказать – специфика работы с взрослым коллективом. Первое – это мотивация. Для чего человек после работы, вместо того, чтобы отдохнуть дома, приедет сюда? Если ребенка отдают в театральную студию, он просто ходит на занятия в установленном режиме и раз в полгода участвует в каком-нибудь отчетном мероприятии. Нашим актерам, честно говоря, неинтересно приезжать просто на занятия. Им нужно выходить на сцену. Для этого мы стараемся делать плановые выступления каждый месяц, ведем работу над новыми постановками. Вторая особенность – время. Наши  репетиции начинаются  достаточно поздно, после окончания работы всех детских студий и клубов для взрослых.

А.Т.: Есть стабильный день, закрепленный за репетициями театра – воскресенье, но если идет работа над спектаклем, дополнительно собираемся на рабочей неделе. Самое позднее было, когда ставили «Гения вместо»:  репетировали  до 3-4 часов ночи. Но это скорее исключение.

Вы сказали, что театр появился из незатейливых пьес, из шутки, но за четыре года вы достигли серьезного уровня. И недавно вам было присвоено звание «Народного коллектива любительского творчества».

А. Т.: Да, мы защитились на это звание еще в апреле. Показ спектакля перед комиссией и методическая разработка Ирины по инсценированию прозы в любительском театре — важные элементы защиты. Звание «Народный коллектив» присваивается театрам, существующим не менее трех лет и достигшим высокого художественного уровня в своей творческой деятельности. Кроме того, необходимым условием для подачи заявки на присвоение этого звания является наличие дипломов (лауреата или дипломанта) театральных фестивалей различных уровней. В 2015 году мы впервые прошли конкурсный отбор на Международный фестиваль «Параллельные миры», который проходил в Белоруссии. По итогам этого фестиваля наш спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» получил Гран При. Нам этот успех придал очень много новых сил, творческого азарта. Уже в январе 2016 года мы стали участниками другого Международного фестиваля Kultur On Tour в Германии со спектаклем «Гости» — и там получили диплом третьей степени, призы за лучшую сценографию и за лучшую мужскую роль второго плана. Сегодня участие в театральных фестивалях разных уровней: городских, всероссийских, международных — неотъемлемая часть нашей творческой жизни.

Скажите, после полученного фестивального опыта могли бы вы сказать, чем «Закулисье» отличается от других коллективов?

И. Н.: Наверное, об этом лучше говорить не нам, а людям, которые смотрят со стороны. Сложно ответить. Поскольку в этом творчестве мы все любители, наверное, наш взгляд на театр менее ограничен профессиональными условностями, мы меньше боимся экспериментировать, можем позволить себе какие-то вещи, которые с точки зрения классического студийного театра, возможно, не очень приняты. Нам всегда интересно делать что-нибудь необычное. 

А. Т.: Например, наша работа «10» — достаточно экспериментальная. На фестивале «Параллельные миры» в 2016 году спектакль вызвал дискуссию среди жюри. Мнения разделились: от категорического неприятия до однозначного приятия. Это нормально, мы его таким и делали. В 2015 году, когда получили Гран-при, услышали от жюри такой совет: «Ничего не бойтесь, делайте то, что вам кажется правильным». Так и живем! Ведь мы играем не ради фестивалей. Все, что мы делаем, мы делаем для тех людей, которые приезжают к нам издалека и уезжают с горящими глазами; для тех, кто поверил в нас даже раньше, чем мы сами в себя поверили; для тех, кто является для нас самым строгим критиком и самой верной поддержкой — для наших зрителей.

                                                      Беседовала Наталья Лазаренкова

Write a comment

Comments: 1
  • #1

    Алексей (Tuesday, 10 January 2017 09:42)

    Действительно профессиональные ребята. У них мощные спектакли. Рекомендую посмотреть)