Спрашиваем у Росреестра

Существовавшее долгие годы в Петербурге Городское бюро регистрации прав на недвижимость с известной аббревиатурой — ГБР с 2015 года было реорганизовано в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Управление Росреестра).

С 1 марта 2015 года в Пушкине был открыт отдел этого Управления по Пушкинскому району. С прошлого года начальником отдела стала Ирина Николаевна ПРИВАЛОВА, которая работает в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 1998 года.

Сегодня на страницах нашего журнала Ирина Николаевна отвечает на некоторые наиболее актуальные вопросы, связанные с этой сферой.

Чем занимается Пушкинский отдел Управления Росреестра по Санкт-Петербургу?

— Отдел регистрации прав по Пушкинскому району Управления Росреестра по Санкт-Петербургу оказывает две важные государственные услуги: это государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление сведений из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) в виде справки о содержании правоустанавливающих документов и копий договоров.

Какова динамика обращений за оказываемыми государственными услугами,  наблюдался ли спад или рост?

В первом полугодии 2016 года по Пушкинскому району было зарегистрировано более 17 тысяч прав, ограничений (обременений) прав и сделок, из них около 6 тысяч (35%) — по объектам нового строительства.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается общая тенденция роста обращений за государственной регистрацией прав (на 8–9%), при этом значительно увеличились показатели по регистрации договоров участия в долевом строительстве (более 80%), ипотеки жилья (более 50%). Вместе с тем имеет место спад по регистрации прав в упрощенном порядке (что называют «дачной амнистией»), прав на основании договоров приватизации жилых помещений. 

Что чаще всего регистрируют жители Пушкинского района?

Жители нашего района чаще обращаются за государственной регистрацией прав на квартиры, жилые дома и земельные участки.

Каковы основные причины приостановлений и отказов? На что вы могли бы обратить внимание наших читателей?

Доля отказов в государственной регистрации прав у нас невелика — около 2,5%, а приостановлений государственной регистрации прав — 10,5% от общего количества регистрационных действий.

Основные причины две: если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; и если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, когда обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Куда сейчас следует обращаться гражданам, чтобы подать документы на регистрацию и запросы о предоставлении информации?

— Росреестр постоянно оптимизирует процедуры государственной  регистрации, сокращает количество документов, необходимых для ее проведения. Однако, нам по-старому приносят лишние документы. Например, в целях проведения государственной регистрации прав отсутствует требование о предоставлении кадастрового паспорта.

Напомню юридическим лицам, что при подаче пакета документов на регистрацию прав собственности получение выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и из Единого государственного реестра юридических лиц не требуется

Кроме того, в 2014 году была исключена процедура «нотариальное удостоверение копий учредительных документов продавца и покупателя». То есть теперь не нужно предоставлять нотариально удостоверенные копии учредительных документов — руководителям организаций, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, предоставлено право заверять копию устава юридического лица своей подписью и печатью организации.

Непосредственно в нашем отделе прием документов теперь не осуществляется. Обращаться следует в Многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Санкт-Петербург — один из первых субъектов Российской федерации, который активно стал развивать сеть таких центров, благодаря чему граждане могут в комфортных условиях и практически без очередей обратиться за различными государственными услугами. Услуги Росреестра оказываются во всех МФЦ. Сейчас их в Петербурге уже 58, а в нашем районе есть три таких центра: в Пушкине, Павловске и в Шушарах. Но во всех центрах реализован межрайонный принцип предоставления всех государственных услуг Росреестра, то есть в эти офисы можно подавать документы по любому району.  

Как развиваются электронные услуги? Какие новые возможности предоставлены для населения?

Росреестр активно развивает сервисы для оказания государственных услуг в электронном виде. В настоящее время на портале Росреестра доступны все базовые услуги ведомства: государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра прав и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

С 1 июня 2015 года Росреестр начал прием документов в электронном виде на регистрацию прав. Чтобы зарегистрировать право на недвижимость с помощью электронного сервиса, необходимо заполнить на портале Росреестра заявление и прикрепить необходимые документы. Все отправляемые через электронный сервис документы, включая заявления, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае размер государственной пошлины сокращается на 30%. Кроме того, с 1 апреля 2016 года приказом Управления срок государственной регистрации прав на основании заявлений, представленных в электронном виде, сокращен с 10 до 7 рабочих дней.

Какие изменения законодательства нас ждут в 2017 году?

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ.

Вступление в силу нового закона упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет — не более 5 дней.

Согласно новому закону, свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки — специальной регистрационной надписью на документе о сделке. 

Ведение Единого государственного реестра недвижимости предусмотрено в электронной форме. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям. 

Где можно узнать всю необходимую информацию, графики работ, адреса?  

Всю информацию, в том числе о процедуре получения услуг, размере государственной пошлины, сроках предоставления и т. п., можно получить на портале Росреестра rosreestr.ru. Кроме того, получить консультацию по интересующим вопросам можно по круглосуточному, бесплатному, многоканальному телефону Ведомственного центра телефонного обслуживания 8-800-100-34-34. 

Write a comment

Comments: 0