Как "Фонтанка" незаконную дорогу легализовала

В Дирекции транспортного строительства состоялся абсурдистский спектакль под названием «Обсуждение с народом планов по возведению путепровода, который уже давно строится». Народ представлял один человек – корреспондент «Фонтанки».

В застойные времена социализма граждане должны были регулярно участвовать в ритуальных мероприятиях с заранее прогнозируемым результатом. Собирается Верховный Совет утверждать новую Конституцию – все знают, что после нескольких дней усердных аплодисментов она будет единогласно принята. Рабочих завода сгоняют на предвыборное собрание – каждому ясно, что в итоге они выдвинут в депутаты любимого генерального секретаря.

Просматривая старые выпуски программы «Время», корреспондент «Фонтанки» всегда спрашивал себя: а каково это – участвовать в подобном ритуале и строго следовать форме, понимая всю бессмысленность содержания? 24 ноября автору этого репортажа удалось побывать на таком мероприятии, не воспользовавшись при этом машиной времени.

В этот день в здании Дирекции транспортного строительства в Нейшлотском переулке состоялись общественные слушания, посвященные тендеру на реконструкцию Петербургского шоссе под Пушкином за 1,3 млрд рублей. С одной стороны, событие вполне будничное: практика обсуждать с народом закупки свыше 1 млрд действует с 2012 года. В соответствии с принятым регламентом, дискуссия проводится в два этапа: очно и через Интернет.

С другой стороны, результат этого обсуждения ни на что не повлияет. Даже если бы в нем приняли участие десятки активных граждан. Ведь в реальности компания «Возрождение» с лета ударными темпами уже занимается расширением Петербургского шоссе и строительством путепровода через железнодорожные пути Балтийского направления. То есть выполняет те работы, на которые дирекция еще только намерена объявить конкурс.

В качестве оправдания в Смольном неофициально называют политические причины: в июне 2016 года в «Экспофоруме» на Петербургском шоссе пройдет Петербургский экономический форум. К этому сроку магистраль должна блестеть и переливаться всеми оттенками черного.

«Возрождение» выполняло первый этап работ по реконструкции Петербургского шоссе – от Пулковского шоссе до поворота на «Экспофорум». Этому же подрядчику поручили расширение дороги до самого конца, а в федеральное правительство направили письмо с предложением согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.

Для чистоты эксперимента корреспондент «Фонтанки» решил представиться жителем Пушкина, который ежедневно ездит по Петербургскому шоссе, а потому убежден, что конкурс носит формальный, а возможно, и коррупциогенный характер.

Впрочем, охранник на вахте сообщил, что ни про какие слушания не знает, и попросил уточнить в приемной руководителя. Там, в свою очередь, отправили в отдел контрактного обеспечения. Корреспондент «Фонтанки» отправился искать его, маневрируя между коробок с документацией, сложенных прямо в коридоре.

В отделе контрактов на вопрос о проведении слушаний отреагировали с нескрываемым удивлением, как будто это был первый случай, когда кто-то пришел обсудить многомиллиардные закупки дирекции. И попросили подождать в коридоре у поста охраны. В коридоре, между тем, шел прелюбопытный разговор.

– А вы документацию куда-то везете? – спросил скучающий охранник сотрудницу дирекции, которая ждала кого-то на выходе.

– Да.

– А куда? – не отставал мужчина.

– В Смольный.

– А брать будете?

– Так он уже наш. Смольный наш, Крым наш, – пошутила сотрудница.

Наконец, корреспондента «Фонтанки» позвали в конференц-зал. Его широкое пространство, как и коридоры, оказалось завалено коробками с документами. Наверное, так же выглядело и немецкое посольство в Москве за несколько дней до 22 июня 1941 года. Впрочем, как пояснил замначальника отдела проектирования Александр Коновалов, никто дирекцию не эвакуирует – просто негде хранить все эти папки, накопившиеся за годы ударного строительства развязок и метро.

Помимо него на слушания пришли начальник отдела дорог и магистралей Леонид Самухин и его зам Павел Саватеев. Их помощница, молодая девушка, объявила о начале общественных слушаний, а затем долго зачитывала название закупки и ее полную стоимость – 1 301 668 666. С точностью до рубля.

Наконец, началась основная часть – легенда про бдительного жителя Пушкина, который не понимает, зачем объявлять конкурс на работы, которые и так уже ведутся.

– «Возрождение» работает не столько на этом объекте, сколько на соседнем, – попытался объяснить этот дорожный парадокс Павел Саватеев. – Зачастую так бывает, что ряд инженерных коммуникаций, которые нужно перестроить в рамках одного объекта, выходят за его пределы.

Версия дирекции была незатейлива: «Возрождение» перекладывает коммуникации в рамках первого контракта – на реконструкцию участка Петербургского шоссе до поворота на «Экспофорум». Хотя еще в конце сентября «Фонтанка» публиковала фотографии, на которых видно, что подрядчик уже установил опоры под путепровод над железной дорогой в другом конце шоссе.

– А вот «Фонтанка.ру» сообщала, что «Возрождение» делает уже второй этап проекта. И гендиректор компании Сергей Новиков говорил им, что работы пока ведутся на оборотные и кредитные средства, – сослался на родное издание псевдожитель Пушкина.

Сотрудники дирекции всплеснули руками.

– Очень сложно комментировать то, что пишет наша пресса, – недовольно заметил начальник отдела дорог Леонид Самухин. – Да, действительно, мы направили письмо в Москву с просьбой согласовать «Возрождение» как единственного поставщика для выполнения этих работ, так как у них уже развернута площадка по соседству.

– Так, а зачем объявлять конкурс, если одновременно идут согласования в Москве? – не унимался корреспондент «Фонтанки».

– Одно другому не мешает, – хором ответили дорожники.

По их версии, до экономического форума осталось чуть более полгода. Согласование из Москвы так и не получено. В этих условиях на всякий случай и будет объявлен конкурс, чтобы не терять время.

– А я вот специально залез на сайт «Возрождения», – не унимался корреспондент «Фонтанки». – И у них там есть новость от мая 2015 года. Согласно ней, работы по первому этапу закончены, и в ближайшее время компания приступит к реконструкции всей магистрали.

– Мы сайт «Возрождения» не посещаем, у нас на это нет времени. Да нам это и не особенно интересно, – аргументированно ответил Павел Саватеев.

В этот момент корреспондент «Фонтанки» почувствовал себя в роли зарубежного журналиста, которого пустили на собрание рабочих Московского автозавода имени Лихачева в ноябре 1983 года. Наивный иностранец допытывается, могли ли они не проголосовать за выдвижение Юрия Андропова в депутаты Верховного Совета. Но рабочие находят новые и новые аргументы того, что у них такая возможность, конечно же, есть.

Но журналист «Фонтанки» тоже не унимался и показывал снимки из сентябрьской публикации нашего издания.

– Но вот на фотографиях видно, что они не коммуникации переносят, а дорогу расширяют!

– Это у них лучше узнать.

– И получается, если кто-то другой выиграет конкурс, то он получит деньги за те работы, которые не делал?

– Я не знаю, какие там работы на фотографиях: относятся они ко второму этапу или нет, – отвечал замначальника отдела дорог.

– Может, это пиар-акция «Возрождения», – вторил ему его руководитель.

Разговор зашел в тупик: псевдожитель Пушкина утверждал, что работы ведутся, а ответственные сотрудники дирекции отрицали это. Чтобы выбраться из этого круга, корреспондент «Фонтанки» спросил, успеет ли потенциальный подрядчик выполнить работы к июню 2016 года. Ведь, в соответствии с проектом, времени нужно гораздо больше.

– Вы знаете, мы недавно смотрели документальный репортаж про одну дружественную страну, где четырехпролетный мост возвели за 48 часов, – напомнил Павел Саватеев.

– За сорок три, – поправил его начальник.

Петербургские дорожники имели в виду историю, как в Пекине разобрали, а затем собрали из новых металлоконструкций Саньюаньский мост. И потратили на это менее двух суток.

– А у нас же русская земля, не Китай. База научная сейчас развита широко. Все можно оптимизировать, все можно ускорить, – заключил Павел Саватеев.

Впрочем, в случае с Петербургским шоссе научная база весьма простая: работы начинаются летом, конкурс проводится зимой. Типичная русская оптимизация.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

Write a comment

Comments: 0