К вопросу о проведении рубок в Павловском парке

Павловский парк — один из самых больших в России — создавался на рубеже XVIII – XIX веков, когда в Европе вошли в моду парки пейзажного типа. Пейзажному парку свойственно подражание естественной природе, однако, он представляет собой тщательно продуманную композицию, в которой преобразование природы было наименее насильственным и заметным, хотя присутствовало неизменно. Все «лишнее», мешавшее картинности вида, удалялось, и в местах недостаточно живописных проводились работы по культивации и посадке растений, а также и вырубке.

Павловский парк устраивали выдающиеся мастера — Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго. Из охотничьих угодий на протяжении пятидесяти лет паркостроители создали уникальный, единый по замыслу парк. Создавая пейзажный парк в новом художественном вкусе, его авторы выработали определенные критерии ландшафтной архитектуры, которые позволили выявить особую неповторимость Павловска. Максимальное использование естественных особенностей рельефа местности; необходимые вырубки лесного массива в соответствии с замыслом архитектора; посадки деревьев и кустарников, учитывая их биологические особенности и эстетическое восприятие — силуэт насаждений, фактуру, цветовую гамму. «Умение садовника состоит в том, чтобы, почувствовав характер окружающих его объектов, которые природа разбросала беспорядочно, подчинить их особому порядку, чтобы усилить воздействие этих предметов на человека», — полагал выдающийся мастер парковых ландшафтов Пьетро Гонзаго.

При первоначальной планировке парка прорубались просеки, которые впоследствии становились аллеями, дорогами, участки корчеванного леса превращались в живописные поляны, овраги — в романтические каскады прудов.

В архивных материалах имеются сведения, что при формировании пейзажей Долины реки Славянки проводились значительные рубки. Из путешествия по Европе Мария Федоровна обращается к управляющему Павловским Кюхельбекеру: «…Возвращаю Вам план, который нравится мне еще больше первого. Завтра мы приедем к Вам. Льщу себя надеждою, что Вы устроили мне хорошую рубку, которая расширит и прояснит вид» (1786 год).

Так, в начале XIX века за устройство ландшафтов Белой березы приступает художник-декоратор Пьетро Гонзаго, вырубая 70 % лесного массива, превращая вырубки в луга, а лес оставляет «островками» разного размера. При этом Гонзаго использует метод театральных декораций: располагает группы и массивы деревьев по отношению к той или иной видовой точке по принципу театральных кулис.

Он компонует пейзажи в натуре, намечает границы групп и куртин, клеймит деревья на сруб, дает точные указания о производстве работ. Из документов: «…лес, намеченный господином декоратором Гонзагою и предназначенный в плане при торге объявленном, весь срубить, выкоренить равно и пенья давно срубленных деревьев, крашенные же деревья синей краскою те оставить «островцами». По выражению Гонзаго «…с помощью своих хирургических операций сделал очаровательное пребывание в Павловске более здоровым и более приятным» (1828 г.).

После того как вы познакомились с краткой историей формирования некоторых ландшафтных композиций Павловского парка посредством рубок, необходимо осветить вопрос, касающийся обеспечения сохранности парковых композиций в настоящее время.

Работе, связанной с рубками и посадками в историческом парке, предшествует научно-исследовательская работа: анализ исторических планов, развитие композиции каждого района и подрайона. За основу реставрации берут исторически научный материал, совмещенные планы разных лет, аэрофотосъемку, анализы существующего положения, инвентаризацию насаждений, графические и иконографические материалы. Важную роль в вопросе сохранения ландшафтных композиций Павловского парка имеют аэрофотосъемка и инвентаризация парка 1935 года, а также исследования, проведенные в 1940 г. под руководством академика архитектуры Л.М. Тверского, который не только выполнил ландшафтное районирование всего парка, но главным образом, провел пейзажную инвентаризацию, были определены и проведена фотофиксация наиболее интересных видовых точек. Этот серьезный научный труд послужил основой к послевоенной реставрации парка, и является опорным документом к проектированию и производству работ по восстановлению пейзажных районов парка до настоящего времени. Парк как произведение садово-паркового искусства, пожалуй, одно из самых сложных среди других видов искусств. Оно в корне отлично, к примеру, от живописи или архитектуры, прежде всего, своей динамикой. Он изменяется постоянно и во времени и в пространстве. Задача сохранения парковых пейзажей заключается в максимальном приближении к идеям художников, архитекторов, к общей эмоциональной и художественной характеристики пейзажа, при обязательном условии учета естественного хода развития фитоценозов.

В общий ландшафт парка в XVIII веке были включены лесные массивы (240 га), которые живут по законам естественных биологических сообществ. В зависимости от сложившихся условий, может произойти смена пород, что немало важно для общего колорита, который создают лесные участки, включенные в парковый ландшафт. Поэтому необходимо регулировать рост и развитие древесных пород, а также зарастание открытых луговых пространств самосевом различных деревьев, которые закрывают интереснейшие видовые перспективы.

Ежегодно в парке проводятся ландшафтные рубки, рубки-реконструкции, направленные на воссоздание исторического облика районов. Так, в районе «Большая Звезда» в 2014 году были проведены рубки-ухода за лесным массивом, по окончании проведения порубочных работ выполнены посадки саженцев хвойных деревьев в количестве 150 штук, тем самым постепенно вводится историческая лесная культура — сосна обыкновенная.

Методом ландшафтных рубок в сочетании с восстановлением утраченных и разрушенных элементов исторической композиции путем посадок была восстановлена объемно-пространственная композиция участков Парадного Поля и Долины реки Славянки — проведена реставрационная посадка крупномерных утраченных солитеров деревьев дуба черешчатого, липы мелколистной, ели и сосны обыкновенной.

В текущем году проведена реставрация павильона «Пильбашня», которая является композиционной доминантой в VI ландшафтном участке района Долины реки Славянки. Визуальную связь в ландшафте Пильбашня имеет с другими архитектурными сооружениями парка — Руинным каскадом, Каменным Амфитеатром и колонной «Конец света», которая расположена на холме в районе Новая Сильвия. За последнее время связь двух архитектурных объектов – Пильбашни и колонны «Конец света» недостаточно выражена по причине зарастания холма самосевными деревьями, в основном ели обыкновенной. Необходимо провести порубочные работы — расчистить видовые перспективы и восстановить визуальную связь между двумя ландшафтными районами — Долиной реки Славянки и Новой Сильвией. Таким образом, после проведения работ с Пильбашенного моста беспрепятственно можно будет видеть колонну «Конец света», а с холма откроется утраченная видовая связь с солитерными посадками конца XVIII века ели обыкновенной и дуба черешчатого, произрастающих в Долине реки Славянки.

Еще одну работу, связанную с предстоящими рубками в парке, хотелось отметить. В зимний период 2015 года планируется выполнить работы по расчистке лугового пространства, заросшего мелколесьем в районе Белая Береза между аллеей Белого султана и Будочной на площади 1,7 га. Уже весной следующего года можно будет увидеть и почувствовать «ожившую» картину старого пейзажного парка.

В заключении хочется отметить, что, впитав в себя различные европейские традиции: английские, французские, итальянские в сочетании с привольным раздольем русских полей и лесов, Павловский парк стал уникальным воплощением единства русской природы и русского искусства. Как сказал знаменитый историк искусства М. Алпатов: «Одна из причин притягательности Павловска заключается в том, что в нем ничего не режет глаза, не оскорбляет вкуса, все приведено к той внутренней связи с целым, которую принято называть гармонией… Красота выглядит в Павловске приветливо, почти по-домашнему уютно: она не выводит человека из равновесия, но воспринимается как праздник для глаза, служит пищей для ума и воображения».

Нашу миссию мы видим в сохранении этой гармонии и единства художественного облика Павловского парка.

С.М. Федорова, главный хранитель объекта культурного наследия «Павловский парк».

http://www.pavlovskmuseum.ru

Write a comment

Comments: 0